C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Вспомогательное пособие по политической экономии

Вспомогательное пособие по политической экономии. (Интервью с Аразом Агаларовым).


Андрей Ванденко. «Араз Агаларов: я научился жить сегодняшним днем» (https://tass.ru/business-officials/11242721?from=teaser) (28 АПР [2021], 09:30)

Примерно восемьдесят процентов моей мотивации к написанию данного пособия связано с упоминанием стадиона в Ростове-на-Дону – на левом берегу Дона.

Оставляем в стороне – насколько это возможно – мнение об отличной журналистской работе Андрея Ванденко.

Может быть, вечером, после работы, Андрей Ванденко зайдет в компетентное издательство и, предъявив солидное удостоверение, предложит написать и издать биографию Араза Агаларова. Все же, кажется, ни тема станции метро, ни тема родственных связей с обитателями прикаспийского политического Олимпа не упомянуты.

Оставляем в стороне – насколько это возможно – мнение об Аразе Агаларове. Не откажешь ему во многих достоинствах и сильных качествах. То, что он предстает в интервью как человек, который сам себя сделал, - это побуждает к уважению.

И – переходим к мега-проектам, упомянутым в интервью.

Мне запомнились три проекта.

(а) Космодром Восточный,

(б) Стадионы, в том числе, стадион в городе Ростове-на-Дону,

(в) Кампус Дальневосточного университета (на острове Русский).


Как  подчеркивает Араз Агаларов, все заказы он получает, пройдя конкурс.

Следовательно, он - самый эффективный игрок строительной отрасли?

В интервью он говорит, что он – один из тех лидеров строительной отрасли России, кто способен завершить строительство.

Арас Агаларов упоминает о получении государственного финансирования и о получении кредитных ресурсов (от Сберегательного банка - Сбера). Он упоминает сумму задолженности перед Сберегательным банком («Сегодня мы должны Сберу 120 миллиардов рублей…»).

У читателя, не знакомого с деталями и с внутренними механизмами, может сложиться впечатление, что Араз Агаларов имеет доступ к государственным финансовым ресурсам и к ресурсам Сберегательного банка.

Если бы другие игроки строительной отрасли также имели бы такой же доступ – может быть и они бы достраивали все свои объекты? Достроили же и стадион в Санкт-Петербурге, и театр в Москве?

В центре внимания пусть будет не личность Араза Агаларова, а мега-проекты, и та система, которые эти проекты создает. Араз Агаларов называет себя прорабом. Он получает заказ (задание) и выполняет его. Он элемент системы, элемент, выполняющий правила этой системы.

Начнем с космодрома «Восточный».

Нужен ли России космодром? Если начинать отвечать на этот вопрос в широком плане, то придется написать труд, в три раза превышающий стандартную биографию, издаваемую в серии «Жизнь замечательных людей».

Чтобы избежать паузы, необходимой для написания отдельного труда, мы сразу переходим к самому важному. Если космодром «Восточный» и нужен, то для обеспечения лидирующей позиции России в космической отрасли.

Вопрос о затратах на строительство космодрома оставляем в стороне.

Констатируем лишь, что в данный момент Россия высказала намерение выйти из программы (проекта) Международной космической станции, что она если и построит собственную новую станцию, то в начале 30-х годов 21 века, что она не располагает техническими возможностями для запуска космического корабля с экипажем к Луне.

США, Китай активно действуют в сферах «ближнего» (космические станции и полеты на околоземных орбитах) и «дальнего» (полеты с экипажами к Луне) космоса.

Следовательно, космодром «Восточный» построен, а лидерство в космической сфере утрачено.

Переходим к стадионам.

«Представьте, каково за два года построить стадионы на болоте? И в Калининграде, и в Ростове на месте будущих арен оказались вполне конкретные топи. Площадки выбирали не мы, нам пришлось уже устранять чужие технические ошибки. (…)

Сметная стоимость на все — около 36 миллиардов рублей. В то время валютный курс подходил к 70 рублям за евро. Получается, на два стадиона — 500 миллионов евро. На Западе за такие деньги строят одну арену. (…)».

Что можно сказать?

Гидрология реки Дон, культурное, рекреационное, экологическое, историческое значение Левого берега Дона – все это вне компетенции человека, называет себя обычным прорабом («По сути, я обычный прораб. В ином качестве себя не вижу. Поручили — значит, надо делать. Вот и все, никаких амбиций»), выполняющим заказы (задания.). В чем можно упрекнуть такого человека? Да и кто способен его упрекнуть?

«К примеру, как получилось с футболом? В конце 2015 года меня пригласили на заседание Госсовета. Долго обсуждали строительство стадионов в разных городах, возникшие проблемы с проектами, подрядчиками. Вдруг Путин говорит: "Агаларов здесь?" Отвечаю: "Тут, Владимир Владимирович". Я сидел девятым от президента. Он наклонился вперед, посмотрел на меня и спрашивает: "Ну что, сможем построить стадионы?" Киваю: "Поручите — сделаем". — "Все, начинайте".».

Кто сейчас финансирует поддержание стадиона в исправном состоянии? На кого ложатся затраты? Чего больше от стадиона в Ростове-на-Дону (на Левом берегу Дона) – пользы или вреда?

Далее – кампус Дальневосточного университета на острове Русский.

«… на острове Русском я потерял деньги.

— Много?

— 3 миллиарда рублей. Правда, потом нам вернули из бюджета миллиард 100 миллионов.

От университета до воды была 250-метровая зона, по заключению экологической экспертизы она не входила в проект. А когда приехал президент Путин, возник вопрос, что там будет. Я ответил, мол, приведем территорию в порядок.

Но этих работ, повторяю, не было в смете. Естественно, мы построили набережную, провели благоустройство. Это раз. Кроме того, сдали на 228 тысяч квадратных метров жилья больше, чем планировалось. (…)

Я надеялся получить дополнительное финансирование, нам его не дали. В итоге тогдашний первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов звонил Герману Грефу, просил того что-нибудь купить у меня, чтобы я мог закончить проект. Сбербанк приобрел часть Agalarov Estate — восемь домов по 12 квартир в каждом.

Потом нам все-таки компенсировали из бюджета миллиард 100 миллионов рублей за обустройство набережной. На мой взгляд, на острове Русском получился красивый проект. А главное — объект завершен, вступил в строй. В России очень многое не доводится до конца. Поэтому в стране недостроя на 7 триллионов рублей, а организации, которые готовы не только взять государственные деньги, но и сдать все под ключ, можно пересчитать по пальцам.»

Нужны ли студентам и преподавателям сверх дорогие здания? Их ведь нужно обслуживать, поддерживать в надлежащем состоянии…

История отца двух детей из Хабаровского края свидетельствует – человек работал охранником, жена не пожелала жить с ним в примитивных бытовых условиях, ушла из семьи, он начал торговать рыбой с катастрофическим результатом. Двое детей в одном из московских аэропортов… Дальше – не легче…

Деньги девать некуда?

На это можно возразить: строительство кампуса Дальневосточного университета велось для повышения международной репутации России, для проведения встречи на высшем уровне.

Те, кто наблюдает за современной внешнеполитической ситуацией, могут определить, где сейчас эта репутация. В выступлениях Марии Захаровой?

На что потрачены деньги? Если на повышение репутации, то можно покачать головой.

Итак, это отличное интервью побуждает к размышлениям – а на что затрачиваются огромные деньги, какова эффективность всей этой бурной деятельности?

Откуда-то из исторического тумана появляется непонятная (для современного типичного гражданина России) фигура провинциального шляхтича, который на сейме поднимался и громко заявлял: «Я против». Сейчас иная политическая культура.

"Поручите — сделаем".

В современных играх – свои правила. Есть крупные долги, но, кажется, есть и право безвизового въезда в США, грин-карта… В США, возможно, жизнь более комфортная. Там – мы предполагаем – перед осуществлением каждого крупного проекта (за федеральные деньги или за деньги штата) зададут 100 вопросов и 50 раз скажут «я против!»…

Такова политическая экономия 21 века.


5 мая 2021 г. 06:30


Рецензии