7 мая 1945 года

 
(Отрывок из повести "Я расскажу о тебе, ПАПА")

- А тебя, Павел, где ранило? До Берлина дошёл или нет? – спросил фронтовик на одной из первых вечерних посиделок в нашем доме. Друзья детства, теперь уже фронтовики, которым удалось уцелеть в многочисленных боях Великой Отечественной войны, навещали папу по вечерам, потому что он после последнего ранения болел и, поэтому сам к друзьям не ходил.

 Мне было уже пять лет, лёжа на русской печи,  я впитывала в себя его воспоминания о войне, как губка впитывает воду. Вот, что он рассказал о своём последнем военном дне и о том, как попал в госпиталь после ранения, как  мистический случай спас жизнь командиру и двенадцати солдатам.
 
   «Это произошло 7 мая 1945 года. Я вёз в кузове полуторки по дорогам Венгрии в пункт назначения двенадцать красноармейцев. Командир сидел со мной рядом. Мы были уже под городом Цегленд. Бои уже прошли в этих местах, и дорога была свободной.

 Но венгры воевали на стороне Гитлера, поэтому советские войска Венгрию не освобождали, а выходит, что завоёвывали. Венгры оказывали повсюду ожесточённое сопротивление, сражались против Советских войск на своей территории не только венгерские солдаты, но воевали  "стар и млад", поэтому погибли десятки тысяч наших красноармейцев на её территории. 

    Вдали показались здания города Цегленд. Командир сказал мне свернуть на обочину дороги и остановиться, чтобы солдаты смогли пообедать. Все красноармейцы выбрались из кузова, сходили в кусты по своим делам, потом расположились недалеко от машины, на обочине, и уже достали сухой паёк, начали есть. Полуторка сама тронулась медленно с места, как будто кто-то подтолкнул её сзади. Колёса свернули на дорогу.  Полуторка катилась вперёд, набирая скорость.

 Видя эту картину, все громко рассмеялись, а я очень удивился, так как ставил машину на тормоз.  Вскочив на ноги, побежал догонять её, для того чтобы остановить. Она отъехала, но недалеко от сидевших у обочины красноармейцев.  Когда я подбежал к кабине и открыл дверь, в этот момент услышал мощный взрыв с правой стороны машины. Щепки от деревянного кузова и части полуторки разлетелись в разные стороны. Мой фронтовой чемоданчик с вещами, который я прятал под машиной, вылетел из тайника, но остался невредимым, только грязь отшелушилась.

 Что подсказало командиру сделать привал? Что подтолкнуло машину вперёд? Если бы дальше продолжили мы путь, разнесло бы нас всех на куски. Меня волной отбросило в сторону и сильно ранило. Взрывной волной и солдат отбросило в сторону и присыпало землёй. Раненых и контуженых вытащили из земли и увезли в медсанчасть. Но это уже проделали солдаты из проезжавшей после нас машины». 

Мой папа, Павел Степанович Иванов, был ранен 7 мая 1945 года. На следующий день, 8 мая 1945 года, поздним вечером, был подписан акт о капитуляции Германии. На Дальнем Востоке в это время загоралась заря нового дня, дня долгожданной Победы - 9 Мая. В этот день отец лежал на операционном столе. Хирурги «латали» его, зашивали оторванные и пробитые осколками кусочки его тела. Они боролись за его жизнь, так как пробитую осколком часть лёгкого им пришлось удалить. И ещё более пяти месяцев отца выхаживали врачи в военном госпитале.

Израненный и больной, он вернулся домой с фронта, став инвалидом Великой Отечественной войны II группы. Судьба подарила ему ещё пять лет жизни. А мне дала возможность увидеть своего отца. Наверное, и для того, чтобы написать о нём эти воспоминания из моего далёкого детства. Они ярко всплывают в моей памяти, особенно в дни, когда празднуют очередной День Победы. Я смотрю на бывших фронтовиков и очень явственно представляю себе моего  сорокалетнего отца, ушедшего из жизни 1 января 1951 года.

Пусть Светлая память о нём согреет наши души!

Фото военных лет из Интернета.


Рецензии
Весьма интересный рассказ. Меня заинтересовали в первую очередь строки о том, что Венгрию советские войска не освобождали, а завоевывали. Поэтому и получали бойцы медаль "За взятие Будапешта", а не "За освобождение Будапешта". Это все правильно, как и правильно, что были медали за освобождение Белграда и Варшавы. И Народно-освободительная армия Югославии и Войско польское внесли свой вклад в общую Победу. Но мне не понятно, почему учредили медаль "За освобождение Праги", ведь чехи воевали на стороне фашистской Германии?

Петр Панасейко   04.12.2021 20:05     Заявить о нарушении
"Но мне не понятно, почему учредили медаль "За освобождение Праги", ведь чехи воевали на стороне фашистской Германии?"

Потому, Пётр, что гибли тысячами советские солдаты Красной армии, освобождая мирных жителей Праги от фашистских захватчиков, - я так думаю. Спасибо за визит, прочтение и отклик. С уважением, Алифтина

Алифтина Павловна Попова   05.12.2021 07:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.