В начале было Тао!

«Вызвали меня недавно в профком и сказали: «Ты отличный работник, ударник, но все работаешь и работаешь. Возьми путевку, съезди куда-нибудь отдохнуть». Пошел я домой, попросил у соседского мальчика карту и весь вечер ее рассматривал... Урарту мне чтой-то приглянулось…» Наутро пошел в профком и говорю: «Дайте мне путевку в Урарту». Они переглянулись и спрашивают: «А ты хоть знаешь, как туда ехать?» «Да, думаю, с Павелецкого, как обычно». Но уборщица тетя Дуся сказала, что с Савеловского ближе. У ней там родственница, что ли работала. Но тут подвернулся завлаб какой-то и сказал, что это было государство такое до нашей эры, «а как наша эра началась, его и расформировали»...

В отличие от этого трудяги из старого юмористического рассказа, несколько лет назад мы совершили путешествие во времени и посетили историческую грузинскую провинцию  Тао-Кларджети. В этом коротком, но незабываемом путешествии соединились история и современность, христианство и даосизм. Жившие здесь князья Багратиони сделали эту территорию плацдармом, откуда начали постепенно вытеснять арабских захватчиков, а монахи - Григол Хандзтели и многие другие - в тяжелейших условиях строили здесь великолепные храмы и проповедовали здесь слово Божье. Из Тао-Кларджети (наследника первых государств на территории Грузии – Диаохи и Колха) начался путь к объединенной Грузии, к ее Возрождению и золотому веку царицы Тамар и Руставели. Так что, можно сказать, что «в начале было Тао». Но так начинается перевод на китайский язык «Евангелия от Иоанна». Здесь не место для разбора отличия Слова-Логоса от безличного Дао, скажу только, что символично, что идея этого путешествия принадлежала художнице и профессору синологии – Мали Лю-Кандарели.

Некогда я связал эпохи Возрождения в Китае (7-10 вв), Грузии (10-13 вв) и Италии (14-16 вв) с гексаграммой Ицзина №24 «Возврат» (http://proza.ru/2011/04/09/1110). Предшествующая гексаграмма №23 «Разрушение» имеет много общего с «темными веками» в Китае (3-6 вв) и в раздробленной Грузии (7-9 вв), практически уничтоженной арабскими завоевателями, но я не «типологизировал» эти эпохи, памятуя толстовское «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Однако это путешествие помогло понять то общее, что связывает века арабского «потопа» в Грузии и эпоху Вэй и Лючао в Китае: это высочайшее напряжение всех духовных сил. Комментируя афоризм к гексаграмме №23 «Не благоприятно иметь, куда выступить», Щуцкий пишет: "Здесь требуется не пассивная отдача себя условиям времени, а активное и напряженно-выжидательное воздержание от деятельности". В Тао-Кларджети монахи занимались переводом Священного Писания, осмысливали христианство и жили по православным канонам. Это было мощное государство, богатство которого обеспечивало нахождение на Великом Шелковом пути. В Китае традиционная даосско-конфуцианская религиозность была блокирована «импортом» буддизма. Но китайцы нашли от него противоядие, создав чань-буддизм (с элементами даосизма), а нигилистический буддизм использовали как идеологическое оружие против Тибета.

Если считать, что эпоха «разрушения» длилась примерно столько же, сколько эпоха «возврата» (и в Китае и в Грузии – примерно 300 лет), то деятельность Ашота Курапалата и Григола Хандзтели придется на третий этап, (долгая жизнь св. Григола захватывает и 4-ый этап), в этом смысле они структурно играют ту же роль, что и Давид Строитель в эпоху Возрождения! Максимальное развитие ситуации – 5 этап - начинается с 888 года, когда внук Ашота Курапалата Адарнасе впервые назвался царем Грузии!

Хотя эти гексаграммы следуют друг за другом, «разорение/разрушение» не сменяется «возвратом» само собой, т.е. возрождение не приходит само собой с течением времени. «Возврат» как в Китае, так и Грузии приближали те люди, которые в годы трагических испытаний не поддавались унынию, а стремились воспитать в себе стойкость и мужество, сохранить силу духа. Этой цели в Грузии служила молитва, а в Китае - занятия каллиграфией, стихосложение, пение, состязания в философии («чистые беседы»). Трудно даже представить, какого высочайшего взлета вдохновения достигали поэты и художники той эпохи! На протяжении столетий примером для их последователей был «обряд изгнанья темных сил», который устроил вместе со своими гостями знаменитый каллиграф Ван Сичжи в Павильоне орхидей в третий день третьего месяца 353 года. Оставленное им описание этой «вечеринки» являлось шедевром литературы и каллиграфии. Автограф Ван Сичжи в течение 300 лет бережно хранился его потомками, а затем попал к танскому императору Тайцзуну (который сам был литератором и каллиграфом, автором биографии Ван Сичжи), который пожелал, чтобы этот манускрипт был погребен с ним...

Только дух может связать «распавшуюся связь времен»!


Рецензии