Александр Невский. Ледовое побоище

Александр Невский.  Ледовое побоище.

 Князь Александр Ярославович, Александр Невский родился в  1221 году. В этом году в России мы будем широко отмечать его 800-летний юбилей. В Питере в Александро-Невской лавре готовятся провести это торжество. Владимир Путин дает деньги из госбюджета на этот праздник по просьбе патриарха Кирилла, хотя в России официально любая религия отделена от государства, но праздника это не касается. Несомненно, что юбилейный праздник Александра Невского будет отмечен достойно и с  государственным размахом.
 Князь Александр Невский это имя России! Он занял первое место в списке имя России в 2008 году. Несмотря на то что, народное голосование в СМИ и в интернете было политизированным и непрозрачным (по результатам предыдущего народного голосования в его начале  лидировал Иосиф Сталин - отношение к этому вождю в современном  обществе больше положительное чем отрицательное),  тем не менее в интернете боты накрутили, был получен нужный результат. В конце концов благоверный князь  Александр Невский стал  именем России, тем более что его представлял талантливый оратор и проповедник митрополит Кирилл.
 Князь Александр стал фигурой объединяющей разные социальные слои русского народа. Он является образцом искренно верующего защитника Руси, справедливого, мудрого и сильного правителя, патриот и дипломат. Он больше всего устраивал как государство, так и Русскую Православную Церковь, так и советских коммунистов и объединял всех патриотически настроенных людей.
Иосиф Сталин занял третье место, уступив  Петру Столыпину.
  Молодой, благородный и смелый новгородский князь Александр прославился в 19 лет, разбив шведов на Неве. Папская булла разрешила шведам начать поход на Новгород, на русских непокорных власти наместника Христова, на союзников язычников и врагов католической церкви и истинного христианства. В Швеции вместо больного короля управлял его зять Биргер. Он возглавил поход против русских. Война принимала религиозный характер. Биргер прислал в Новгород князю Александру надменное и грозное послание: " Если можешь сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою".
 Молодой Александр возмутился  духом и сказал своим дружинникам бессмертные слова: "Бог не в силе, а в правде! Не убоимся, ибо с нами Бог!"
 Князь узнал, что большой шведский отряд уже высадился в устье Ижоры на Неве, он не стал готовиться к обороне и отсиживаться за стенами Новгорода. Он первый выступил навстречу врагу и решил атаковать преобладающего числом противника. Александр призвал свою малую дружину и ополченцев и возглавил военный поход против  шведов.
 Александр использовал эффект неожиданности, на лошадях новгородцы быстро достигли Невы. Шведы не ждали русских.  Внезапной и  стремительной атакой новгородцы победили в битве со шведами. Сам Александр своим копьем ранил в лицо зятя короля шведов Биргера. Шведы потерпели поражение и сразу отплыли обратно. Судьбоносное сражение произошло 15 июля 1240г. Одержав победу на Неве, князя Александра стали называть Невским. Между Новгородом и Швецией отношения за влияние в Финляндии и Карелии были решены в пользу Новгорода. В этом бою новгороды потеряли до 20 человек.
  В память о битве на Неве в 1710 году царь Петр1 основал Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. 30 августа 1724 года из Владимира сюда по его воле были перевезены мощи Александра  Невского.
 Другое судьбоносное для Руси сражение, которое возглавил князь Александр -  Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года. К тому времени русские князья и половцы потерпели сокрушительное поражение на реке Калке 20 июня 1222 года, а в 1237г. произошло  вторжение монголо-татар на Русь, которое завершилось в 1242 году. Последствием татарского нападения стали разоренные княжества и 12 разграбленных, разрушенных и пострадавших крупных городов на Руси.
 Смоленский князь Ярослав нанес поражение литовцам в 1239 году, вторгшимся в его земли. 
 Новгород Бог уберег от неминуемого разорения, из-за весенней распутицы татары не дошли  до города 150км и повернули своих коней на юг.
 Другая угроза для Новгорода появилась со стороны набегов литовцев и вторжения немцев Тевтонского ордена из Ливонии. В 1237 году Тевтонский орден окончательно объединился с орденом Меченосцев в Ливонии и начал военную экспансию на восток по благословению римского папы. По решению папы тевтонские рыцари должны были уступить датчанам часть Ливонии, а папа предоставил им покорить часть русских земель. Это была религиозная война дерптского епископа Германа, который призвал рыцарей ордена напасть на русские земли. 16 сентября 1240г. неожиданным ударом объединенный отряд - войско епископа, тевтонцы и бывший псковский князь Ярослав Владимирович захватили  форпост Пскова - крепость Изборск. Войско псковичей поспешило на помощь, они подошли к Изборску и хотели его отбить, но не смогли это сделать, и 600 псковичей погибли в этом сражении. А затем немецкие и эстонские оккупанты осадили почти беззащитный Псков, захватив малых детей в заложники. Псковитян уговорили не воевать с немцами, через неделю осады Псков сдался тевтонцам. Было  заключено перемирие Пскова с Тевтонским орденом, войска ордена вывели из Псковских вотчин, но небольшой отряд из 20 немцев остался во Пскове. Псков хотел обособиться, потому что  враждовал с Новгородом.
 Тевтонцы зимой в 1241 году вторглись в Новгородские вотчины, захватили городок Тёсов на реке Луга и построили форпостную крепость Копорье. Немцы приблизились к Новгороду и стояли от города в 30 верстах. Новгородцы на вече вновь призвали молодого князя Александра (сына князя Ярослава Всеволодовича) на защиту города в 1241 году. Князь согласился сесть на стол. Он с дружиной осадил крепость Копорье и взял её. Затем он без особых усилий захватил Псков, немцев князь благородно отпустил.  После этого войско князя Александра вторглось в земли Дерптского епископства. Это вызвало сразу ответную реакцию католического епископа Германа, который стал срочно собирать ополчение и готовиться к войне с Новгородом. После того как был уничтожен передовой отряд новгородцев, князь Александр мудро оценил обстановку, отступил на восточный берег Чудского озера и стал готовиться к решительному сражению.  Наконец, войско князя Александра и отряд епископских войск и тевтонских рыцарей, орденских вассалов с пехотой из эстонских племен -чуди сошлись в сражении на Чудском озере
  В Новгородской летописи дано очень короткое  описание битвы на Чудском озере: " И наехаша на полк немци и чуди  и прошибашася свиньею сквоже полк, и бысть сеча ту велика немцем и чуди. Бог же и святая София и святые мученики Борис и Глеб, емже ради новгордци кровь свою прольяша, тех святых великими молитвами пособи Бог князю александру, а немци ту падоши , а чудь даша плеща и гоняче , биша их на 7-ми верст по леду до Суболичьского берег, и паде чуди без числа, а немец 400, а 50 руками яша и приведоша в Новгород. А бишася месяца апреля в 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в субботу".
 В псковских летописях о битве говорится еще более кратко: " Паде немец ратманов 500, а 50 их руками изымаше, а чудь побеже; и поиде князь по них, секуще 7 верст по озеру до Собилицкого берега, и чуди много победи, имже несть числа, а иных вода потопи". 
 В Лаврентьевской летописи очень коротко написано: " В лето 6752 (1242г) ходи Александр Ярославич с новгородцами на немци и бися с ними на Чудьском озере у Воронина камни. И победи их Александр и гони по леду 7 верст секочи их".
 Голицко-волынская Ипатьевская летопись не упоминает о битве на Чудском озере.
 В более позднем литературном источнике при Иване Грозном, где впервые князя назвали Невским -   "Жития Александра Невского", повторяется информация из летописей: " Была же тогда суббота,и кода взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жесткая, стоял треска от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрыто оно кровью. и обратились они в бегство, Александр рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было им скрыться".
 Вероятно, и русские понесли значительные потери, потому что не пошли вперед и отошли во Псков.
 Ну, а что же пишут о битве побежденные эстонцы и тевтонцы - немцы?
 Их тоже стоит послушать. В Ливонской рифмованной хронике говорится: "...Епископ без внимания это не оставил. Мужам епископства он срочно велел поспешить  к войску братьев, чтобы против русских сражаться. Что он приказал, то было исполнено. Долго не медля , они присоединились  к силам братьев. Они слишком мало  людей привели, братьев также  был слишком мало. Все же вместе решили  на русских напасть. Начали с ними сражаться. У русских было много стрелков. Они отразили первую атаку мужественно. Выстроившись перед войском короля . Видно было, что отряд братьев строй стрелков прорвал, был слышен звон мечей и видно как раскалывались шлемы. С обеих сторон убитые падали на траву. Те, кто был в войске братьев, оказались в окружении. У русских было такое войско, что пожалуй, 60 человек одного немца атаковало. Братья упорно сражались. Всё же их одолели . Часть их  вышла  из боя, чтобы спастись. Они были вынуждены отступить. Там 20 братьев остались убитыми  и шестеро попали в плен. Так прошел бой".
 Как видим, картина боя разная и количество убитых и пленных на порядок меньше. История соврет, а истина где-то рядом и находится посередине между цифрами, которые приводят победители и побежденные.
  В итоге, можно сказать, что бой произошел 5 апреля 1242 года на Чудском озере возле острова и на острове Вороний Камень. Русских  было значительно больше чем немцев и чуди, и они победили, разгромив их. Сколько приняло участие в битве и  было убито в сражении русских неизвестно.
 Вызывает сомнение, что было убито 400 или 500 немцев и чуди, скорее всего, что число это преувеличено, а вот то, что 50 немцев было захвачено в плен - это число, мне кажется, не вызывает сомнение, количество  пленных легче пересчитать и это число повторяется дважды в летописях.
 Из классиков и патриотических фантазеров истории -  Н.М. Карамзин (1766-1826) пишет: " Немцы острой колонной врезались в наши ряды; но мужественный князь, ударив по неприятелю сбоку, замешкал их, сломил, истреблял немцев и чудь до самого темного вечера". Карамзин ставил себе задачу составить историю для широкой образованной публики, не быть исследователем, а «выбрать, одушевить, раскрасить» все «привлекательное, сильное, достойное» из русской истории. Важный момент — труд должен быть рассчитан и на иностранного читателя, чтобы открыть Россию Европе.
 Российский историк  Н. И. Костомаров (1817 - 1885) пишет, мне кажется более объективно без ненужных фантазий, согласно субъективных летописей.
 "Оставаясь во Пскове, Александр услышал, что идет на него вражья сила. В первых числах апреля 1242 года Александр двинулся на встречу врагам. "Лучше встретить врага в чужой земле чем в своей", - так говорили русские. У скалы, называемой Вороний Камень на Узмени, произошла битва, известная под названием "Ледовое побоище". Враги сошлись в субботу 5 апреля при солнечном восходе. Александр поднял руки вверх и громко сказал:
- Рассуди, Боже,  спор с этим высокомерным народом!
 Битва была упорная и жестокая. С треском ломились копья.  Лед багровел от крови и трескался местами.  Многие потонули. Потерявшие строй, немцы бежали, русские  с торжеством гнались за ними  7 верст до Суболического берега.
С торжеством  возвращался Александр в Псков. Близ коня его вели знатных рыцарей; за ними толпу простых пленных. Навстречу ему вышло духовенство. Народ приветствовал победителя радостными криками.
Немцы не оставили надежду поработить  северные русские земли. Вместо грозных папских булл , возбуждавших крестовые походы, немцы избрали другой путь - путь посольств и убеждений подчиниться римскому престолу, оказавшиеся столь же бесплодными, как и прежние воинственные буллы папы Иннокентия 4-го (1243-1254)".
 История соврет!
 Так как победителей не судят, то цифры победителей неверны и почти всегда завышены. Победители всегда преувеличивают число убитых ими побежденных и взятых в плен, а побежденные преуменьшают количество этих потерь или вообще умалчивают о них.  Так история, как испорченный  телефон из прошлого, врет нам. И попробуйте разберитесь, где тут правда!
 Римский папа Иннокентий 4-ый позже обещал князю Александру помощь рыцарей в борьбе против татар. Князь Александр отказал наотрез и не поддался лживым обещаниям. Князь сделал правильный выбор, в отличие от другого князя Даниила Галицкого, который принял у себя католиков. Александр медлил и выжидал в отношениях с татарами. Литовцы не давали покоя и делали набеги. В 1245 году новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем отразили нашествие литовских племен, что еще более укрепило авторитет князя в Великом Новгороде.
 Грозный Хан Батый приказал Александру явиться  к нему в качестве князя новгородского. Приказ был дан в таких выражениях: " Мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей? Но если хочешь сохранить за собой  землю свою, приди ко мне, увидишь честь и славу  царства моего".
Князь Александр понял, что нужно ехать на поклон к монгольскому хану, пройти через личное унижение и изобразить лояльность и смирение, но православную веру нельзя предавать ни в коем случае. Александр понимал его личная покорность хану лучше гибели и разорения Великого Новгорода, что у него нет сил и средств, чтобы противостоять грозному и великому хану Батыю и его огромному войску диких монголо-татар. Хан Батый требовал только рабского, раболепного подчинения от князя, требовал признать себя данником Орды и ежегодно выплачивать дань. По мудрому завету Чингиз-хана монголо-татары были традиционно лояльны к чужим религиям у подчиненных народов. Хан не требовал князя отказаться от православия и принять его языческую веру.
  Раболепное подчинение власти татар переформатировало русский национальный характер в течении 250-летнего татаро-монгольского ига и проявилось в генетическом коде нашего народа. Но эта тема для отдельного обсуждения.
 Татары поступали по своим понятиям и наказывали весь народ в городе за непокорность его правителя-князя, полностью разоряли землю непокорных, народ страдал за упрямство, высокомерие его правителя. Татары сжигали и грабили, уводили  в Орду рабов-мужчин, женщин и угоняли весь скот.
Александр и его брат Андрей прибыли в Орду и прошли по языческому обряду между двух огней у входа в ханскую юрту. Оба князя  были приняты ласково ханом Батыем. Они в 1247 году  благополучно возвратились домой. Князь Андрей  женился на  дочери князя Даниила Романовича Галицкого и изменил свое мнение. Он восстал против Батыя. Непокорность монголы не терпели. Князь Андрей сбежал в чужую землю, но войско татаро-монгол во главе с Неврюем догнали его под Переяславлем. Они разбили  войско Андрея и Ярослава. Изгнанник Андрей был не принят в Новгороде и убежал с женой в Швецию.
Роковая ошибка брата укрепила Александра в том, что он сделал правильный выбор, подчинившись грозному монгольскому хану. В 1252 году князь Александр вновь поехал в волжскую Орду на поклон хану Батыю. Он получил там старейшинство и владимирское княжение.
 Александр жил во Владимире. В Новгороде он поставил князем сына своего Василия. В 1255 году новгородцы прогнали Василия и поставили его дядю Ярослава. Явление совершенно обычное, много раз повторявшееся в истории новгородской вольницы. Как и его отец князь Александр и сам в молодости уходил из Новгорода, когда его прогоняли и возвращался, когда звали.
НО НА ЭТОТ РАЗ АЛЕКСАНДР УЖЕ НЕ СПУСТИЛ ЭТО  ВЕЛИКОМУ НОВГОРОДУ. Он решил проучить своенравных, хитрых и гордых новгородцев и восстановить в правах князя своего сына.
 Василий убежал из Новгорода в Торжок. А Александр собрал во Владимире большую рать и пошел на Новгород, Василий с дружиной к нему присоединился в Торжке. "Александр идет на Новгород!" Эта весть вызвала в Новгороде разлад.
Бояре, купцы, торговцы и чернь новгородская не могли договориться между собой. Посадником в Новгороде был Анания, который отвечал интересам большинства - интересам черни. Он был консервативным ревнителем новгородской вольницы, которую можно назвать  в определенный степени не демократией, а охлократией.
Купцы и бояре были в меньшинстве на вече,  новгородские купцы поддерживали Михаила Степановича, коварного и своекорыстного жителя Новгорода, сообразившего, как и что говорить людям, чтобы самому быть посадником. Ему с единомышленниками пришлось бежать в Юрьев монастырь от черни. Чернь хотела убить Михалку и ограбить его двор, но Анания заступился за него и мужественно сказал: " Братия, если его убьете, то убейте прежде меня".
 В Новгород прибыл посол от Александра с такими словами: " Выдайте мне Анания посадника, а не выдадите, я вам не князь, иду на город ратью!"
Новгородцы подумали и как всегда ответили уклончиво: " Князь, иди на свой стол, а злодеев не слушай, не гневайся за Ананию и на всех мужей новгородских".
 Но Александр упорно добивался своего. Выдавать своих для гордых новгородцев было неслыханным и бесчестным делом. Приговорили на вече: " Если князь такое задумал с нашими клятвопреступниками, пусть их судит Бог и святая София, а на князя мы не кладем греха!"
 Все вооружились и стояли наготове. Александр рассудил, что лучше не доводить до драки и послал  сказать: " Я не держу на вас гнева, пусть только Анания лишится посадничества". 
  По прадедовскому обычаю новгородцы "целовали Богородицу", чтобы стоять за правду новгородскую, но Александр показал, что Бог и правда за ним. Сила подчиняет слабость.   
Анания лишился посадничества, мир между князем и Новгородом был достигнут. Александр въехал в Новгород и был радушно встречен народом. Посадником поставили Михалку, которого недавно меньшие люди Новгорода хотели убить. Князя Александра помнили и уважали, о своих присягах стоять против него за правду новгородскую люди быстро забыли.
 Это событие имело очень важное значение для Новгорода. Впервые, не новгородский произвол толпы, под видом демократического народного вече, диктовал свою волю правителю, а сильная власть и авторитет умного, честного и волевого князя диктовал свои условия непостоянной, своенравной, своевольной, жестокой, глупой и жадной толпе новгородцев.
  Это было впервые в истории Новгорода.
 Александр показал, что есть его сила посильнее и справедливее чем их вече и доказал это на деле. Он проявил свою могучую волю, угрожал осадой и войной Новгороду, но пошел на компромисс и  заключил с новгородцами мир.
  Тем временам в Орде произошел переворот: хан Батый умер в 1255году на 46году жизни, его наследник сын Сартак погиб по дороге из Монголии в Орду или был убит наемными убийцами по приказу его дяди Берке. Берке объявил себя ханом, он вверил сбор дани с Руси своему наместнику Удагчи. Тогда пришла весть, что хан посылает монгол  для переписи народа и собирания дани на Руси. Александр поехал в Орду в 1257году, думая предотвратить грядущее бедствие. Он знал, что гордые новгородцы не покорятся.
 Между тем в Новгороде уже достигла весть о том, что туда едут татарские сборщики дани. Новгород не был покорен, подобно другим русским землям. Новгородцы боялись татар, но они не хотели платить постыдную дань бусурманам наравне с покоренными княжествами. Удагчи требовал, чтобы Новгород покорился и платил дань.
  Любимец черни Анания внезапно скончался в том же году. Это событие вызвало бунт черни. Поставленный против их воли Михалка был убит. Новгородцы ласково приняли ханских послов, отпустили их с честью и дарами, но платить дань Орде отказались. Новгородцы хотели  откупиться дарами от Орды. Этим Великий Новгород заявил, что уважает ханскую власть, но покориться его воли не желает.
Но Александр понимал, что это полумера и таким образом откупиться от татар невозможно. Александр требовал от Новгорода десятины и тамги - фамильный знак и клеймо, который ставился на родовое имущество, в том числе и на скот.
Александр жестко стал бороться с вероломными новгородскими боярами и другими бунтарями. Схватил и наказал самым бесчеловечным образом - обрезал носы, выкалывал глаза и т.п. В угоду татаро-монголам Александр действовал безжалостно, но это было лучше если бы Новгород подвергся бы трагической участи Рязани, Владимира, Киева и других полностью разрушенных городов на Руси, население, которых было убито или попало в рабство.
 Все остальные волости на Руси были переписаны татарами. Новгородцы не соглашались на перепись населения. Как и ожидал Александр, Удагчи не удовольствовался дарами и послал большой карательный отряд. Эта весть пришла в Новгород зимой с 1258 на 1259 год. Эта весть нагнала на новгородцев такой страх, что они сразу согласились.  Карательный отряд повернул обратно.
 Изменчив, вероломен и противоречив был народ в Великом Новгороде! Народ разделился на две враждующие стороны - два класса: вятшие люди и меньшие люди.
 Ханские высокопоставленные чиновники и множество татар прибыли в Новгород. Они остановились в Городище в 2 верстах от Новгорода и стали собирать тамгу по волости. Новгородцы, впервые увидя это необычное зрелище, меньшие люди возмутились и стали протестовать, кричали на вече: " Умрем честно за Святую Софию и дома ангельские!"
  Татары стали бояться за свою жизнь и попросили у Александра вооруженную охрану. Чтобы избежать кровопролития, пришлось Александру поставить своих дружинников возле домов, где татары жили.
Это положение быстро наскучило и не понравилось татарам. Они требовали "введения числа в Новгороде": " Давайте нам число, или побежим прочь".
  Толпы простого народа собирались на Софийской стороне и кричали: " Положим головы у святой Софии". Новгородское общество делилось на три класса: вятшие люди - купцы и бояре,средний класс - житьи люди и торговцы, низший класс - черные люди. Но вятшие люди убедили меньших не противиться и не навлекать на Новгород неминуемой беды. Согласно летописи: " Они себе делали добро, а меньшим людям зло: дань одинаково распределялась как на богатых, так и на бедных...и начали ездить окаянные по улицам, пишучи дома христианские, потому что навел Бог за грехи наши из пустыни зверей диких есть тело сильных и пить кровь боярскую. И уехали окаянные, взяв число - собрали дань с новгородцев, а князь Александр после поехал, посадив сына своего Дмитрия на столе".
 Таким образом Великий Новгород был спасен от уничтожения татарами. С тех пор Новгород, хотя и не видел у себя татарских чиновников, но участвовал в платеже дани. Монгольскую дань тогда взяли на откуп хивинские купцы, носившие название "бесермен", которое позднее трансформировалось в ругательство -  бусурман. Сборщики дани исповедовали мусульманство, среди них были и русские, поменявших свою веру ради денег и власти. Народ на Руси гневно протестовал и восставал против откупщиков дани и их наглым притеснениям.
  Хан Берке принял мусульманство, которое быстро распространилось в их народе.На Волге Берке строил столицу. Князь Александр прожил в Орде всю зиму и лето, отстаивая интересы Руси и убеждая хана.  Возможно поэтому хан Берке был милостив к русским больше чем можно было ожидать. Он не только простил русским избиение бесерменов, но и по просьбе князя Александра, освободил русских от обязанности воевать в татарском войске. Это была несомненно дипломатическая победа князя Александра, неоцененная русским народом. На обратной дороге из Орды князь заболел и слег, и приняв схиму, скончался 14 ноября 1265 года. Тело его было похоронено во Владимире в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл узнав о смерти князя Александра сказал: " Зашло солнце земли Русской!"
Миф об Александре Невском и его реальный живой образ разные.
 Господь Бог любит и хранит Святую Русь для великой миссии, посылая народу в час испытаний мудрого и сильного правителя.
Прошлое воплощение Александра Невского - благоверный князь Владимир Мономах, следующее воплощение  - князь Дмитрий Донской.


Рецензии