Миниатюра о драматургии

В Русском Драматическом Театре состоялся спектакль Театра на Малой Бронной «Три высокие женщины» по пьесе Эдварда Олби  в постановке художественного руководителя театра Сергея Галомазова. В спектакле заняты Евгения Симонова, Вера Бабичева и Зоя Кайдановская.
Американские биографы Эдварда Олби назвали этот спектакль лучшим из того, что они видели по пьесам драматурга. Он родился 12 марта 1928 года в Вашингтоне. Уже в возрасте двух недель он был усыновлен Ридом А. Оллби и его супругой и наречен Эдвардом Франклином Олби, совладельца сети водевильных театров. Детство Олби провел в полном благополучии: в окружении слуг, игрушек, наставников, гостей из театрального мира, наезжающих в особняк семейства Олби в стиле поздней английской готики в городе Ларчмонт, штат Нью-Йорк. «Сирота-счастливчик» - так вспоминает те годы сам Олби. Однако, в возрасте 22 лет  Олби крупно ссорится со своей приемной матерью и уезжает из дома.  Он поселяется в Гринич Виллидже, куда как мотыльки слетаются молодые литераторы, художники и артисты.  Там Олби пишет свои первые пьесы и со временем становится одним из лучших драматургов XX века.
Его пьесы «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Шаткое равновесие», «Американская мечта», «Морской пейзаж», «Три высокие женщины»  признаны шедеврами мировой драматургии ХХ века.  Все эти пьесы отмечены престижнейшими наградами в области театра. Много ставились они и в России. Однако судьба пьесы «Три высокие женщины» 1994 г. (Пулитцеровская премия и многие другие награды) на Российской сцене оказалась сложна. Ее давно уже перевели на русский, не раз принимались ставить известные постановщики с известными актрисами на афише, но что-то не складывалось.  Пока не вышел спектакль Сергея Голомазова.
Известный российский театральный критик  Григорий Заславский написал в своей статье об этом спектакле: «Самое, пожалуй, загадочное в судьбе данной пьесы на российской сцене заключается в том, что удачное – счастливое – ее чтение случилось тогда, когда запросы нашей и американской публики сблизились как  никогда. Вдруг вышел спектакль, позволивший восхититься данной пьесой, ее «некоммерческой» историей  … С первых реплик ощущается, что создатель беспокоится и сочувствует своим героям больше, чем положено сочинителю, так как ведает не про «А», «Б» и «С» (так Олби  проиндексировал героинь прим. автора), а про собственных родителей и о своем детстве. Для тех, кто знает историю самого Олби, личная интонация не вызывает колебаний: подобно отпрыску героини собственной пьесы, он тоже в юности ушел из дома, но вот сейчас, на старости лет предназначил эту пьесу памяти мамы. Таким вот образом драматург рассчитывается со своим прошлым».
Пьеса начинается как бытовая комедия. Богатая старуха, впавшая в маразм, прокручивает затертую пластинку своих воспоминаний. Рядом сиделка, давно уставшая от нее, а потому флегматичная и безразличная ко всему и юная энергичная особа, имеющая к старухе некоторые финансовые претензии. На спектаклях зал взрывается от смеха, Олби мастерски выписал остроумные диалоги героинь. Поближе к середине комедия преобразуется в экзистенциальную мелодраму. Становится ясно, что все три разновозрастные дамы (92, 52 и 26 соответственно) лишь три ипостаси, три возраста одной героини, прожившей долго и очень относительно счастливо.
Чтобы не путаться в именах, женщины названы «А», «Б» и «С».  «С», пишет Олби, смотрится так, как смотрелась бы «А» в 26 лет (Зоя Кайдановская), «В» - она же в 52 года (Вера Бабичева), «А» смотрится так, как смотрится в свои 92 (Евгения Симонова).
У них общая биография, одна судьба на троих. Просто младшая пока еще многого не знает, старшая уже со всем смирилась, в средней еще кипят страсти. Комические диалоги преобразуются в исповедальные монологи. Надежды юной разбиваются о скептицизм средней и растворяются в мудром равнодушии старухи.  «Я никогда не буду вами» - страстно клянется младшая «С», с ужасом взирая на перспективу своей жизни. Она не желает быть ни брошенной мужем, ни оставленной сыном, ни тою, которая просто сходится с конюхом на конюшне. Старшая же «А», наслушавшись в роли арбитра  и участника этого условного Ужасного суда заявляет : «Я отрекаюсь от вас». Но границы меж «Я» и «Мы» стираются. Жизнь прожита. Смысла, как и счастья, наверняка, на свете нет. Но есть покой и воля. И самая сильная из троих та, которой 92 года; та, которая самая одинокая. Она уже пришла к всепониманию и всепрощению . И если верить ей, конкретно к 92-м годам она в конце концов и добрела до реального счастья. Счастья, от которого не спрятаться, не убежать.
Евгения Симонова сыграла в этом спектакле, непременно, свою лучшую роль на театральной сцене. В спектакле Голомазова Симонова встает во всем блеске собственного таланта. Критик Марина Давыдова пишет в своей рецензии на спектакль : « Уж сколько голливудских звезд – от Николь Кидман («Часы») до Шарлиз Терон («Чудовище») – подбиралось к священным «Оскарам», отважно состарив себя, набрав вес, либо приклеив к хорошенькому лицу большой гуммозный нос. Симонова их переплюнула. Она играет не старенького человека, а старость как таковую. Аккуратненько прикладывает платочек к слезящимся очам и уголкам рта, говорит громким, скрипучим, потрескивающим как старая пластинка голосом, растерянно улыбается, темпераментно потрясает небольшим кулачком и чудесно передает отрешенность человека, застывшего кое-где на пути меж сиим миром и тем».
Евгения Симонова награждена премией «Хрустальная Турандот» за лучшую женскую роль, сыгранную в спектакле «Три высокие женщины». Сам же спектакль получил премию Союза Театральных Деятелей «Гвоздь сезона», так же был представлен на премии Мэрии Москвы и фестиваля «Золотая маска».
Хочется отметить прекрасную игру еще двух актрис, занятых в этом спектакле. Вера Бабичева, играющая  52-х летнюю женщину ведет свою партию тонко, без нажима. А ведь ее героиня самая страстная. Она еще помнит молодость, которую утратила. Уже предвидит старость, но еще не согласна заглядывать ей в глаза. Жизнь не дала ей того о чем мечталось в 26, но ведь еще есть надежда. Пусть небольшая, но она есть.  Она еще жива душой, еще способна переживать и задавать вопросы. О сколько еще их, этих вопросов без ответов!  Еще больше их у героини Зои Кайдановской. И потому игра актрисы более надрывна, она играет трагедию молодости. Это период жизни человека, когда хочется всего и сразу, но оказывается, наслаждения будут строго дозироваться всю оставшуюся жизнь.
Спектакль очень откровенный, зритель заглядывает в самую глубину души героини, в самые потаенные ее уголки. Как много она скрывала всю жизнь, и не только от окружающих, но и  от самой себя! Каждому из нас это кого-то очень напоминает… Спектакль настолько камерный, что Евгения Павловна Симонова, приняв приглашение приехать в Таллинн, поставила одно условие. Спектакль должен играться на сцене Русского Драматического Театра. Только в небольшом зале театра возможно создать атмосферу доверия, эмоционального соединения актрис и публики. 


Рецензии
Спасибо,Сергей, прочитала с огромным интересом! Люблю Симонову, большого дарования актриса. Теперь постараюсь посмотреть спектакль, если он есть в ИН.

Татьяна Бабина Берестова   15.11.2021 18:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.