Совестливый дедушка

В годы детства своего человек совершает такие поступки, которые не может забыть, даже если захочет, они преследуют его всю оставшуюся жизнь и муки совести не покидают его. Хочу поведать вам читателям интересный случай, который рассказал мне один знакомый:
«В детстве я совершил постыдный поступок, за который и по сей день испытываю частенько муки совести, сопровождаемые горьким смехом.
В годы учебы в средней школе я был известным шалуном. Во время уроков не упускал случая, даже пустяка, чтобы повздорить. Хотя в этом возрасте многие мальчишки от избытка ли энергии, либо по непонятным причинам делают то же самое. Признаюсь, что у меня получалось это более возбужденно. Чтобы не припадать «дурной пример» нынешним ученикам я не буду подробно детализировать свои проделки. Лишь подчеркну, что директор, которому я предостаточно надоел, велел мне явиться на следующие занятия с родителями. В противном случае он пригрозил мне, что не допустит к урокам.
Я глубоко призадумался: если бы уведомил отца, то он, не отругавши, не отстал бы от меня. Да и маме распространяться об этом уж больно не хотелось: чтобы мать по пустякам из-за дылды появилась в школе… Долго поразмыслив, нашел выход.
Я дружил с парнем, на несколько лет старше меня. Он после восьмилетки бросил учебу. Из-за семейных нужд устроился на завод токарем. Руки его были золотыми. Как говорится, он из металла смог бы создать человека. Несмотря на разницу в возрасте, мы были схожи характером и частенько встречались. Уж больно был он чист душой. В свободные время после работы встречались в парке, что в поселке, играли в теннис, откровенничали в чайхане, выпивая чай. Когда встал вопрос о школе, о родителях, вот тогда – то и подумал я, когда же друг нужен другу: так будет лучшие – отведу друга в школу в качестве дяди, так и уладим как-нибудь этот вопрос.
О замысле своем оповестил друга. Несмотря на то, что очень любил меня, сначала не соглашался. Мне будет очень стыдно обманывать кого-то. Ведь столько приятелей и знакомых имеется, что скажут, услышав про это? Однако, убедившись, что я не отстану, и, поняв, что у меня нет другого выхода, от безысходности все-таки согласился. В случае удачного исхода нашей затеи, я пообещал ему хорошее застолье. Хотя он всячески отказывался от застолья, я переубедил его и попросил дать мне хоть один шанс, так как всегда рассчитывался он. На самом же деле я слишком боялся, что он не пойдет со мной в школу. Боялся, «дядей» моим, считая это дурной затеей. Мы условились, что для убедительности он при директоре одарит меня жирной оплеухой…
Буду краток: все прошло удачно – оплеуха, затем застолье…
Честно говоря, я был восхищен собой. Как получилось, что я лихом провернул это дельце. С повышенным настроением я продолжал посещать занятия.
Был у меня дружок - классом ниже. Как говорится в поговорке: коль себе подобного не найдешь дни в слезах проведешь. На переменах держались вместе. Честно говоря, уж больно шаловливым был малым, жутким был драчуном и сигареты курил. Однажды гляжу, что друг мой мрачнее тучи. Узнал, что с ним приключилось то же самое, что и со мной. Директор вызвал и его родителей. Будучи опытным в этом «деле», я сказал ему, чтобы он не киснул, мол, все устрою сам. Я объяснил ему важную деталь – следует найти «дядю». Он признался, что у него в друзьях и среди знакомых «дядя» не имеется. Однако знает пожилого мужчину, изредка посещающего данный парк. Возможно, он поможет мне. Я ненароком сказал, не «дядя» так «дедушка». Не горюй, все под контролем.
Как опытный старший товарищ после уроков вместе с другом мы пошли на встречу с тем пожилым мужчиной. Я всю дорогу подбадривал друга, уверяя его, что в том деле нет ничего сложного. Он-то мужик пожилой, ему-то терять нечего, дадим ему рублей пять-десять, потратит немного времени… Пенсионер ведь он… При том, что директор знает отца твоего, поэтому-то «дедушка» лучшего всего.
Встретившись в парке с пожилым мужчиной, мы в подробностях объяснили ему суть данного вопроса. Так же в своеобразной форме пояснили ему, как может не допускаться к занятиям парень, который учится хорошо, старающийся в общественных делах, будучи полезным в школьной деятельности. Мы так же убедили мужчину что, если бы не командировка отца, его бы не побеспокоили, он сам бы побеседовал с директором. Что же тут поделать. Отец вернется через месяц. Не могли же мы сказать ему, что отец его дома, что ребенок не учится и шалит на уроках, курит и придирается к другим ученикам. Мой друг засунул «десятку» в карман мужчины. 
Ранним утром мой друг с «дедушкой» пришли в школу. Директор с почтением встретил их и возвестил «дедушку» о недостойном ученика поведении моего друга. Он довел до сведения «дедушки» о важности серьезного отношения к нему дома.
Пожилой мужчина был ужасно разгневан. Два школяра просто одурачили его. Если бы он знал, что директор скажет ему, разве явился бы сюда? Всю жизнь, добросовестно работая, он вышел на пенсию. И теперь из-за какой-то «десятки» должен был запятнать свою совесть? Пожилой мужчина перед глазами директора резким движением извлек из кармана десять рублей и всучил мальчишке:
- Забери! От таких, как ты, мне и копейка не нужна – бросил он. Я-то подумал, что он хорошо учится, воспитанный, явился искоренить несправедливость в школе. Затем повернулся к мальчику: «Да будет стыдно тебе».
Директор был человеком хорошим. Мой школьный друг отделялся выговором. Я же испытал чувства глубокого разочарования из-за данного инцидента в своей жизни».


Рецензии
Фархад!

С интересом прочитал ваш рассказ.

Интересный персонаж "дедушка", который заявил мальчишке:

"Я-то подумал, что он хорошо учится, воспитанный, явился искоренить несправедливость в школе. Затем повернулся к мальчику: «Да будет стыдно тебе»"".

А самому-то, пожилому человеку, не стыдно, что пошёл бороться за справедливость за деньги.

С уважением,

Саша Щедрый   05.07.2023 19:13     Заявить о нарушении
Спасибо, за прочтения и отзыв!
Вам удачи в жизни и творчестве!
С уважением,

Фархад Аскеров Рамизоглы   05.07.2023 23:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.