Супружество

книга Джеймса Кардинала Гиббонса
Глава XXXI
СУПРУЖЕСТВО.

Супружество есть не только естественный договор между мужем и женой, но и возведено для христиан Иисусом Христом в достоинство Таинства: “Мужья, - говорит Апостол, - любите жен ваших, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ... так и люди должны любить жен своих, как тела свои.... Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут они одна плоть. Это великое таинство, но я говорю во Христе и в Церкви"3.

В этих словах Апостол провозглашает , что союз Христа с Его Церковью является прообразом или образцом уз, существующих между мужем и женой. Теперь союз между Христом и Его Церковью сверхъестественен и скреплен Божественной благодатью. Отсюда и общение христианского мужа и жены, скрепленное благодатью Божией. Супружеская пара обязана любить друг друга в течение всей своей жизни, как Христос любил Свою Церковь, и проявлять добродетели , присущие супружескому состоянию. Для выполнения этих обязанностей требуются особые милости нашего Спасителя.

Отцы, Соборы и Богослужения Западных и Восточных Церквей, включая коптские, якобитские, сирийские, несторианские и другие раскольнические организации, более четырнадцати веков отделенные от католического причащения, все согласны признать христианский брак Таинством.

Поэтому Тридентский собор, говоря брака, говорит: “Сам Христос, Организатор и воспитатель почтенный таинств, заслуживает для нас страсть к благодати, может замечательно, что естественная любовь, и убедитесь, что неразрывная Союза, и освятить в браке; а апостол Павел намекает, сказав: мужья, любите своих жены, как и Христос возлюбил Церковь и предал И вскоре добавил: "Это великое таинство, но я говорю во Христе и в Церкви". (Еф. , через Христа древние браки; с полным основанием наши святые Отцы и Соборы и предание вселенской Церкви всегда учили, что это должно быть причислено к таинствам нового закона"3.

Евангелие запрещает мужчине иметь более одной жены, а жене-более одного мужа. “Разве вы не читали, - говорит наш Спаситель, - что Тот, кто сотворил человека в начале, сотворил их мужчиной и женщиной? И сказал Он: по этой причине оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они двое в одной плоти. А потому они уже не двое, но одна плоть"3. Наш Господь вспоминает брак в его первобытном виде, как он был предопределен Всемогущим Богом. (Gen. ii.) Итак, брак в его первобытном таинстве был союзом одного мужчины с одной женщиной, ибо Иегова сотворил Адаму только одну помощницу. Он создал бы еще больше, если бы Его целью было установить многоженство. Писание говорит, что “муж должен быть привязан к своей жене”, а не к своим женам. Он не провозглашает, что их будет трое или больше, но что “они будут двое в одной плоти.”

Поэтому мормонизм, к несчастью, столь распространенный в Соединенных Штатах, расходится с простым учением Евангелия и, следовательно , осуждается Католической церковью. Многоженство, где бы оно ни существовало, не может не быть вечным источником семейных раздоров и вражды. Она питает смертельную ревность и ненависть среди жен одного и того же дома; она нарушает законы наследования и первородства и порождает соперничество между детьми, каждый из которых стремится вытеснить другого в привязанностях и наследстве своего общего отца.

Брак-самый нерушимый и безотзывный из всех когда-либо заключенных договоров. Каждый человеческий договор может быть законно расторгнут, но это. Нации могут быть оправданы в отмене договоров друг с другом; купцы могут расторгнуть партнерские отношения; братья в конце концов покинут отцовскую крышу и, подобно Иаков и Исав отделены друг от друга. Друзья, такие как Авраам и Лот, могут быть вынуждены расстаться. Но по закону Божьему узы, соединяющие мужа и жену, могут быть разорваны только смертью. Ни один земной меч не может разрубить брачный узел, который есть у Господа ибо “что Бог соединил воедино, да не разлучит человек.”

Стоит отметить, что три Евангелиста, равно как и Апостол язычников, провозглашают нерасторжимость брака и запрещают женатому вступать во второй брак при жизни своей супруги. В самом деле, едва ли существует нравственное предписание, более строго соблюдаемое в Евангелии, чем нерасторжимость брака , законно заключенного.

“Фарисеи пришли к Иисусу, искушая Его и говоря: законно ли человеку разводиться с женою своею за всякое дело? Кто, отвечая, сказал им: не читали ли вы, что Сотворивший человека от начала сотворил их мужеского пола и женского? И сказал Он: за это оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они двое одна плоть. Поэтому теперь их не двое, а одна плоть. Итак, что Бог соединил, да не разлучит человек. Они говорят Ему: для чего же тогда Моисей повелел дать развод и оставить? Он сказал им: потому что Моисей, по жестокосердию вашему, разрешил вам разводиться с женами вашими; но с самого начала этого не было. И говорю вам, что всякий, кто разведется с женою своею, кроме как для блуда, и женится на другой, прелюбодействует; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует"3. Наш Спаситель здесь решительно заявляет, что брачные узы утверждены Самим Богом, и поэтому ни один человек, ни любое законодательство, созданное людьми, не может законно расторгнуть договор.

На возражение фарисеев : если брак не должен быть расторгнут, то почему же Моисей повелел разводиться, Господь наш отвечает, что Моисей не повелел, а просто разрешил терпя эту снисходительность , великий законодатель имел в виду неистовую страсть еврейского народа, который впадет в еще большую крайность, если его желание развестись и заключить новый союз будет отвергнуто. Но наш Спаситель напомнил им, что в первобытные времена такого разрешения не было.

Затем Он ясно утверждает, что такая привилегия не будет предоставлена в Новом Завете, ибо добавляет: “Говорю вам: всякий, кто разведется с женою своею и женится на другой, прелюбодействует .” Протестантские комментаторы ошибочно утверждают, что текст оправдывает оскорбленного мужа в разлуке с его прелюбодейной женой и в повторном браке . Но Католическая церковь объясняет Евангелие в том смысле, что, хотя оскорбленный супруг может получить развод с ложем и питанием от своей неверной жены, ему не разрешается разводиться a v;nculo matrimonii, чтобы иметь привилегию жениться на другой.

Это толкование подтверждается параллельными свидетельствами евангелистов Марка и Иоанна. Луки и Апостола Павла, все они запрещают развод винкуло без всякой квалификации.

У Святого Марка мы читаем: “Кто разведется с женою своею и женится на другой , тот прелюбодействует против нее. А если жена оставит мужа своего и выйдет замуж за другого , то она прелюбодействует"4.

То же самое безоговорочное заявление делает и святой Лука: “Всякий , разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует; а кто женится на разведенной с мужем, тот прелюбодействует "4. Оба этих Евангелиста запрещают мужу или жене вступать во второй брак, как бы тяжела ни была причина их разлуки. И уж конечно, если бы дело о супружеской измене разрешало обиженному мужу жениться на другой жене, эти вдохновенные писатели не преминули бы упомянуть об этом квалифицирующем обстоятельстве.

Переходя от Евангелий к Посланию апостола Павла к Коринфянам, мы находим там также абсолютное запрещение развода. Апостол пишет в город, только что обращенный в христианскую веру. Среди прочих тем он излагает учение Церкви о супружестве. Надо полагать, что как вдохновенный писатель и верный служитель Слова он добросовестно исполняет свой долг, ни на йоту не умаляя и не смягчая закона. Он обращается к Коринфянам со следующими словами: “Для тех, кто женат, не я, но Господь, повелевает жене не отходить от мужа. А если она уедет, то останется незамужней или помирится с мужем. И пусть муж не разводится с женой"4. Здесь мы находим Апостола от имени своего Учителя, повелевающего разлученной паре оставаться незамужней, без всякого упоминания о случае прелюбодеяния. Если бы существовало столь важное исключение , апостол Павел не забыл бы упомянуть о нем; в противном случае он сделал бы евангельское иго более тяжким, чем предполагал его Основатель.

Поэтому мы должны признать, что, согласно религии Иисуса Христа, супружеская неверность не дает права ни одной из сторон вступать в повторный брак, иначе мы вынуждены будем заключить, что огромное число христиан, чьи знания о христианстве были получены исключительно из учения святых Марка, Луки и Иоанна. Апостолы были недостаточно наставлены в своей вере.

Мы также не можем предполагать, что святой Матфей дал женатым христианам Палестины привилегию , которую Святой Павел утаил от Коринфян, ибо тогда раннехристианская Церковь могла бы стать свидетелем унизительного зрелища обиженных мужей, ищущих в Иудее развода со своими прелюбодейными женами. чего они не могли получить в Коринфе, подобно тому, как недовольные супруги в наше время судятся в соседнем государстве за юридическое разделение, в котором им отказывают в их собственном. Христос не разделен, и апостолы не противоречат друг другу.

Католическая церковь, следуя свету Евангелия, запрещает разведенному мужчине вступать во вторую супружескую жизнь при жизни его бывшей партнерши. Это непреклонный закон, который она впервые провозгласила перед лицом языческих императоров и народа и который она всегда поддерживала, несмотря на страсти и сладострастие ее собственных мятежных детей.

Генрих VIII, некогда послушный сын и защитник Церкви, зачал в недобрый час преступную привязанность к Анне Болейн, придворной даме королевы, на которой он хотел жениться после развода со своей законной супругой Екатериной Арагонской. Но папа Климент VII, чьей санкции он добивался, категорически отказался утвердить разделение, хотя понтифик мог легко предвидеть, что его решительные действия вовлекут Церковь в гонения, а всю нацию в несчастный раскол ее правителя. Если бы Папа согласился на отречение Екатерины и брак Анны Болейн, Англия действительно была бы пощажена Церковью, но сама Церковь отказалась бы от своего несравненного титула Владычицы Истины.

Когда Наполеон I отрекся от своей преданной жены Жозефины и женился на Марии Луизе Австрийской, он был так уверен в бесплодности своих попыток получить от Святого Престола разрешение на развод и последующий брак, что даже не посоветовался по этому поводу со Святым Отцом.

За несколько лет до этого Наполеон обратился к Пию VII. аннулировать брак, который его брат Джером заключил контракт с мисс Паттерсон из Балтимора. Папа послал императору следующий ответ:: - Ваше величество поймет, что на основании информации, полученной нами до сих пор, мы не в силах вынести приговор о недействительности. Мы не можем вынести суждение, противоречащее правилам Церкви, и мы не можем, не отложив в сторону эти правила, объявить недействительным союз, который, по Слову Божьему, никакая человеческая сила не может разлучить.”

Христианские жены и матери, какой благодарностью вы обязаны Католической Церкви за почетное положение, которое занимаете сейчас в обществе! Если вы больше не считаетесь рабыней, но равны своему мужу; если вы больше не игрушка его каприза и можете быть выброшены в любой момент, как женщины Турции и жены мормонов Юты; но если вы признаны хозяйкой и королевой вашего дома, вы обязаны своим освобождением Церкви. Своей свободой вы особенно обязаны народу. Папы, восставшие во всем величии своем духовном власть отстаивать права оскорбленных жен против похотливой тирании их мужей.

Насколько противоположно поведение отцов так называемой Реформации, которые с криком о религиозной реформе на устах деформировали религию и общество, санкционируя развод.

Генрих VIII. Развелся с женой Кэтрин Кранмер, первый реформированный примас Англии.

Лютер и его коллеги, Меланхтон и Бюсер, разрешили Филиппу, ландграфу Гессенскому, иметь двух жен одновременно, Тим Карлштадт, другой Немецкий реформатор, оправданный полигам

Современная Пруссия сейчас пожинает горькие плоды семян, которые тогда были посеяны в ее границах. Семьдесят пять процентов. браки , заключаемые в настоящее время вне католической церкви в Берлине , совершаются без каких-либо религиозных церемоний. Союз, не связанный прочными религиозными узами , легко распадается.

Эта тема вызывает болезненный интерес в нашей собственной стране, вследствие легкости , с которой развод от брачных уз достигается во многих наших государствах. Здесь мы имеем еще один пример опасных последствий частной интерпретации священного текста. Когда Лютер и Кальвин провозгласили миру, что “неразумно запрещать разведенному прелюбодею снова жениться"4, они мало мечтали о плодовитом потомстве , которому суждено было вскоре появиться из этого изолированного монстра их творения. Есть уже около тридцати причин, которые позволяют разорвать супружеские узы, некоторые из которых настолько ничтожны , что могут вызвать веселье, если бы не серьезность предмета, который хорошо рассчитан на то, чтобы возбудить тревогу за моральное и социальное благополучие нашей страны.

Лица разводятся по суду не только за неверность, но и без всякой даже тени авторитета Писания за мнимую жестокость, невоздержанность, дезертирство, длительное отсутствие, умственную недееспособность, заключение в тюрьму, несовместимость нравов и другие причины, которые суд, по своему усмотрению, сочтет достаточными.

За год, закончившийся июнем 1874 года , в штате Огайо было подано тысяча семьсот сорок два заявления о разводе . Если таковы данные штата Огайо, то каковы должны быть брачные условия штата Индиана, который называют раем недовольных супругов.

В Коннектикуте в 1875 году было заключено четыре тысячи триста восемьдесят пять браков и четыреста шестьдесят шесть разводов . Количество разводов, полученных в том же Состояние за последние пятнадцать лет достигло пяти тысяч трехсот девяноста одного. Это рекорд штата, чья система государственных школ считается самой основательной и совершенной в стране. Статистические данные, приведенные в Огайо и Коннектикуте , позволят нам составить некоторое представление о страшном каталоге разводов, ежегодно получаемых в Соединенных Штатах.

Есть те, кто считает католиков Церковь столь же сурова в провозглашении абсолютной неразрывности брака. Но следует иметь в виду , что не Церковь, а Божественный Основатель христианской религии дал нам закон. Она просто следит за его соблюдением.

Закон, каким бы строгим он ни был, есть само милосердие по сравнению с жестокими последствиями , вытекающими из легкой уступки развода.

Легкость, с которой аннулируется брак, в высшей степени вредна для нравственности отдельных людей, семьи и общества. Это приводит к беспорядочным и поспешным бракам, потому что люди менее осмотрительны в заключении договора, который впоследствии может быть расторгнут почти по желанию. Она побуждает недовольного и беспринципного мужа или жену к беззаконию, ссорам и даже прелюбодеянию, прекрасно понимая, что само преступление послужит поводом и законным основанием для разлуки. Это порождает между мужем и женой ожесточенные споры об опеке над их потомством. Это лишает детей, лишенных покровительственной руки отца или нежной заботы матери, и слишком часто обрекает их на холодное милосердие мира; ибо супружеская пара, испытывающая недостаток в супружеской любви друг к другу, слишком часто лишена также и родительской любви. Одним словом, она приносит в дом упадок и запустение, которые не могут исправить ни богатство, ни роскошь.

Есть только одно средство от этой социальной смуты-абсолютное запрещение развода a v;nculo, в соответствии с незыблемым правилом Евангелия и древней Церкви. В католических странах разводы чрезвычайно редки и достигаются только теми, кто сбросил ярмо Церкви. Если священные законы супружества до сих пор с радостью соблюдаются столь значительной частью протестантской общины, то чистота нравов в немалой степени объясняется присутствием среди них католической религии, которая оказывает благотворное влияние даже на тех, кто находится вне пределов ее общения, подобно солнцу, чей благодатный свет проникает в ее сердце. и жар чувствуется даже в тех укромных местах, куда его лучи проникают лишь косо и смутно.


Рецензии