18. Будни бюрократические
Говорят, один в поле не воин. Не знаю, наверное, так и есть. Из года в год чувствовал на плечах непреходящий груз забот и ответственности. Откровенно враждебной обстановки не было, если не считать завершающего этапа, о котором речь впереди. В основном встречал атмосферу спокойного равнодушия, редко скрытого раздражения, не более.
Сохранилось стойкое впечатление многолетнего упорного преодоления вязкого непроходящего сопротивления окружающей среды и ощущение полного одиночества в выработке курса, принятии решений, ответственности за последствия и постоянного ожидания непредвиденных препятствий и неизбежных рисков.
Всё, о чем я здесь напишу, сложилось не в раз и не в готовом виде. Пожалуй, это конечный результат многолетних поисков. Однако, серьезных ошибок на этом пути допущено не было, иначе не было бы результата: мы шли к нему без резервов и возможностей повторить заново в случае неудачи.
На два фронта
Получив самостоятельный участок работы и формальную независимость, я благоразумно, а точнее – где-то на подсознательном уровне – не порывал со старой средой, с кругом специалистов областного центра и руководителей районных подразделений. Договорился с начальством, чтобы меня включили в круг обязательных участников планёрок и общих мероприятий, где я не только слушал и мотал на ус, но и регулярно информировал о наших учебных делах.
Свою главную задачу видел в том, чтобы быть в курсе важнейших проблем службы и соответственно реагировать на них и отражать в тематике и содержании учебных курсов для руководителей и специалистов. Важными были сведения о том, кто персонально этими проблемами занимается, на какие источники опирается, каких достиг результатов в методике и технологии их решения.
Это позволяло быть уверенным, что в своих представлениях о нуждах и потребностях наших потенциальных клиентов мы не плетемся в хвосте событий.
Чтобы не пустить на самотек внутреннюю жизнедеятельность коллектива, я внес в штатное расписание должность заместителя, назначив на него(её) по совместительству наиболее подготовленную сотрудницу – начальника учебного отдела, набросив ей для авторитета и уверенности прибавку в зарплате. Вполне разумный казалось бы шаг, и в целом он себя вполне оправдал, но к каким неожиданным и диким последствиям он привел в ближайшие годы – уму непостижимо.
Пришлось воспользоваться диктаторскими правами, которые предоставлял мне как директору Устав учреждения, и решать возникшую буквально на ровном месте (как я считал) методом «я тебя породил, я и…» Но об этом потом.
Обеспечив некоторую свободу рук, я мог активнее использовать свое время для решения внешних задач, которые стали для нас главными. В период моих иной раз длительных командировок заместитель и бухгалтер даже оформляли банковские документы, получали и выдавали зарплату – это у нас было «святое» - день в день, час в час на протяжении всего периода существования нашего учебного центра практически без единого срыва. Так что вполне могло сложиться мнение, что коллектив в поте лица зарабатывает деньги, а директор даже слегка в стороне от этих дел. Мои главные проблемы были за прелпми нашей организации
Формирование годовой программы
В сентябре по регионам рассылались предложения на следующий календарный год. Это был перечень тематических 12-дневных курсов для разных категорий специалистов. Узко профильных для крупных городских центров и универсализированных для селян, поскольку при малочисленности коллективов здесь практиковалась взаимозаменяемость и ротация. 12 дней – это с понедельника одной недели до пятницы другой. Примерно на 80 45-минутных академических часов, что позволяло выдавать полноценные удостоверения.
Курс для директоров был 5-дневный, чтобы не осложнять текущую работу
коллективов длительным отсутствием руководителя.
При этом весь набор программ года должен был охватить все основные направления деятельности центра занятости – от регистрации клиентов до их трудоустройства, включая все применявшиеся технологии – от психологических антистрессовых тренингов до профессионального переобучения под востребованные профессии. Это давало директорам и кадровикам возможность готовить персонал на все случаи жизни.
Для привлекательности наших курсов и обоснования необходимости направлять на обучение своих людей повторно через 5-6 лет, тематика курсов обязательно включала новинки технического, технологического и социального характера. От новых версий специализированных компьютерных программ типа «Катарсис» до анализа региональных и местных рынков труда с учетом экономической ситуации и перспектив, как правило, пессимистических.
Для проведения занятий привлекались ведущие профессора городских вузов, учение академгородка, руководители управленческих структур. К счастью, Трудовой кодекс давал для этого возможность, безоговорочно разрешая госслужащим совместительство основной деятельности с педагогической и преподавательской деятельностью. Некоторую роль играл гонорара, который мы платили приглашенным преподавателям и экспертов. Ег размер не отличался от общепринятого вузовского, но в отличие от вузов деньги унас выдавались сразу же по окончании работы.
Сильной стороной обучения был практическую сторону дела – опыт работы. Для этого привлекались как сами обучающиеся – в порядке обмена мнениями, так и базовые центры занятости, владеющие новыми технологиями, в которых проводились выездные занятия. Практиковалось привлечение лекторов из других регионов. В таком качестве у нас выступали руководители региональных служб занятости (или их замы) из Кузбасса, Алтая, Томска. По тематике занятий слушатели (об этом я уже упоминал) пакеты учебно-методических материалов вначале на бумаге, затем на дискетах, лазерных дисках или флеш-носителях.
Проект годовой программы на предстоящий календарный год в сентябре-октябре рассылался по десяткам адресов потенциальных заказчиков наших услуг на уровне районных и городских ЦЗН, представлялся в региональные службы, зачастую в форме личного визита директора центра. Предварительные наработки обрастали замечаниями, дополнениями, встречными предложениями, обретали дополнительную обоснованность и привлекательность.
Для слушателей наших курсов большое значение имело то, что центр размещался в таком славном городе как Новосибирск. В принципе он не хуже и не лучше (если исключить мелочные детали) и Томска, и Красноярска и других региональных столиц Сибири. Но именно Н-ск был для многих руководителей и специалистов тем местом, где прошла их студенческая молодость, где теперь учатся их дети, где осталась масса друзей и родственников, с которыми встреча всегда подарок судьбы и нечаянная радость.
Поскольку основной состав обучающихся женщины, главы семей и распорядители домашних бюджетов, мы учли ещё один немаловажный аспект. Возможность в период учебы посетить не только театр, музей или Дом ученых академгородка, но и торговые центры, включая широко известную Гусинобродскую барахолку, которая в те годы питала весь малый бизнес Западной Сибири. Обновки и подарки для членов семьи и для себя вносили элемент оживления в нелегкие трудовые будни. Не верьте тем, кто говорит, что учеба – разновидность отпуска. Это тяжкий и порой нудный труд.
Про Москву и деньги.
Однако, для полного успеха этого было мало. Окончательное решение вопроса был за финансированием. Это только в Москве. Там могли некоторые актуальные программы профинансировать напрямую, и тогда местные структуры несли только командировочные расходы. По другим – заложить в местные бюджеты соответствующие строки. Для решения всех этих дел где-то к концу года я с нашими программными наметками отправлялся в Москву, в управление кадров Минтруда России.
Финансовый год сопровождался двумя неизбежными крупными провалами, когда поступления средств не было совершенно. Это январь-февраль, когда бюджет доводится до получателей, и наши заказчики имеют только зарплату. А также июль-август, когда жизнь в образовательной сфере традиционно замирает на летние каникулы.
Таки образом, за март-июнь нужно создать финансовую подушку на два отпускных месяца и летние ремонтные работы, а за сентябрь-декабрь подкопить резерв, чтобы продержаться до поступления новых денег.
В обыденном представлении с советских времен наша столица – это вечный непреходящий праздник. С этой иллюзией пришлось быстро расстаться. Редкие встречи с друзьями не скрашивали нового впечатления от Москвы лужковского периода. Первое впечатление – ты тут никому не нужен – самое стойкое и непреходящее. Быстро осознаешь свою провинциальную второсортность. Главным образом, по масштабу цен. С нашими сибирскими зарплатами и доходами Москва просто не по зубам. Здесь свой мир, свои законы и правила. Турникеты в наземном общественном транспорте. Очереди в метро за жетонами. Кафешки, где меню обеда тянет на твой обычный недельный бюджет. Гостиницы типа ярославский дом колхозника с тарифами западно-европейской столицы.
Особняком – длинные высокие равнодушно-ледяные коридоры министерства. Тычешься там по дверям, никому не нужный. Заходишь к иному клерку-согласователю, видишь его откровенный взгляд на твои руки: что принес? Где-то коньяк или столичная, где коробка конфет, а то и тортик, иной раз сувенир – надо разбираться в конъюнктуре и желательно не путать. Когда восьмое марта или двадцать третье февраля, а когда день рождения или что-то юбилейное.
Унизительно. Заходишь туда с разбухшим до неприличия портфелем, охрана привычно не обращает внимания. Истерии терроризма ещё не было.
Для преодоления повсеместного мздоимства был введен конкурсный порядок распределения госзаказов, финансируемых из бюджета. Это дополнительно осложнило процедуру и многократно усилило бюрократизм, затраты сил и времени.
Пришлось искать пути и способы преодоления новых искусственных препятствий. Иногда удавалось внести в условия конкурса пункты, позволяющие реализовать свои преимущества. Например, опыт работы по данному профилю. Другие учебные заведения тоже этим пользовались, и включали такое условие, к примеру, как наличие собственного общежития для размещения обучающихся. Разумеется, к качеству обучения это имело лишь косвенное отношение. Главную роль играла цена обучения, а у нас она была весьма умеренной.
Приходилось, чего греха таить, играть в поддавки с коллегами. Я у него конкурент и отдаю ему преимущество, он в другой раз мне окажет аналогичную услугу. Все это создавало абсурдную кафкианскую атмосферу и было в ущерб делу. Что касается умеренной цены, уверен, она нас и погубила. Ведь от нее ничего нельзя было отщипнуть для отката!
Окончательно вопрос решался на уровне замминистра. Сидение в приемных – особый вид занятия, требующий предельной выдержки и профессионализма. Типа как в засаде или на серьезной охоте. Единственное отличие было, здесь без подношений. Интуиция где-то подсказывала, что это не мой уровень. Облегчало эти испытания общение с мудрыми секретаршами и помощниками. Редкие из них изображали недоступных небожителей. Обычно дадут добрый совет по оформлению документации, назначат точное время для «доступа к телу», подскажут в случае нужды варианты.
Радость победы, когда все позади и возвращаешься домой с положительным результатом, не идет ни в какое сравнение с затратами душевных сил и моральными травмами. А прорехи в семейном бюджете я так и не научился сводить к нулевому балансу.
Окончание см. http://proza.ru/2019/02/20/1525
Свидетельство о публикации №221050601368
мытарства мне напоминают борьбу
Дон Кихота с ветряными мельницами.
С Рождеством Вас и пусть улыбнется
Вам удача!
Скляров Анатолий Николаевич 07.01.2023 22:30 Заявить о нарушении
за понимание сути проблемы и
товарищеское сочувствие!
Хдоровья и удачи в Новом году
Вам и вашим близким!
Георгий Иванченко 12.01.2023 13:54 Заявить о нарушении