Потребности человека и ментальность

               
Человеку   для  существования   требуются     определенные  условия,   как  внешней  природной  среды,  так  и  окружающей  его  биоты.  Можно  сказать,  что   у  человека  есть  потребности,  необходимые  для  его  существования. 

Поведение  организма  направлено  на  удовлетворение  потребностей. 

                Потребности  человека,   как  и  других  живых   существ,  формулируются  отделами  мозга,  работающими   на нейронных  сетях,   получающих  сигналы  как  от  внешней   среды  с  помощью  сенсоров (органов  чувств),  так  и  внутренней  среды  с  помощью  нервной  системы.  Подобное   можно  наблюдать  в  автоматических  системах  регулирования,  где  имеются  датчики,  регуляторы  и  обратные  связи.  Отличие  мозга  в  том,   что  законы  регулирования  определяет  не  дядя - конструктор,  находящийся   вне  системы,   а     мозг   сам  себе  является  конструктором.    Это  создаёт  огромные  трудности  для  исследователей  мозга,   мы  же  примем  это  как  данность.

                Биологи в основном интересуются базовыми потребностями, они так и называются — биологические потребности.  Наличие  базовых  потребностей  организмов  позволило  Дарвину  сформулировать  один  из  основных  законов  эволюции,   закон  естественного  отбора.   Это  говорит  о    том,  что  есть  главные  потребности,   которые  в  основном  определяют  эволюционное  развитие  популяций  и  есть  второстепенные,  которыми  иногда  в  первом  приближении  можно  пренебречь.  Но  второстепенными  эти  потребности  являются  только  в  определенные  моменты  времени  и  в  определенных  ситуациях.  В  других  ситуациях  они  превращаются  в  доминирующие  потребности  и  изменяют  поведение.
               У   человека  можно   обнаружить  довольно  много  потребностей  это  обобщенное   понятие,  это  слово,  а  не  буква   алфавита.  Потребность  реализуется большим  количеством  локальных  нейронных  сетей.
                Академиком  П. В. Симоновым   было  предложено  биологические потребности  человека  разделить на три типа:
1.Витальные.
2.Социальные.
3.Саморазвития.
               
                ВИТАЛЬНЫЕ  ПОТРЕБНОСТИ,
 
от слова vita — жизнь. Это жизненно необходимые,   базовые потребности, без которых невозможно само наше существование. К ним относятся, прежде всего,  пищевое и питьевое поведение, а также потребность в безопасности (оборонительное поведение).
                Анализ показал, что в нашем мозге отдельно существуют центры, связанные со страхом, активирующиеся,  когда мы удовлетворяем потребность в безопасности, убегая или хотя бы прячась, затаиваясь. И отдельно существуют центры активно-оборонительных реакций — агрессии, которые активны, когда мы нападаем на источник неприятностей. Это разные группы  нейронов, хотя они находятся в гипоталамусе недалеко друг от друга.
                Кроме того, с витальными потребностями связаны все процессы в организме обеспечивающие  его   нормальную работу  -   постоянную  температуру тела, кровяное давление, дыхание, сон и бодрствование. Сюда же относятся программы, с помощью которых мы экономим силы, — так называемые программы лени.

             СОЦИАЛЬНЫЕ  ПОТРЕБНОСТИ.
 
             Во-первых, это размножение.  Если организм не  оставил потомства, то с точки зрения биологии его жизнь пропала зря, потому что гены не переданы следующим поколениям.
             Также  важен уход за потомством.   Эта  потребность  у  человека  привела  к  появлению  семьи,   поскольку  без   воспитания  и  образования  человек  не  будет  воспринят  обществом.   
             Стремление  к  лидерству,   подражение  некоторым   авторитетным  людям   тоже   социальные  потребности.
              К этому типу потребностей  относится реакция сопереживания (перенос на себя эмоций, испытываемых другой особью, при помощи особых «зеркальных» нейронов).
              Все эти программы установлены в мозге человека врожденно. Конечно, в случае конкретного мозга — для  каждого конкретного человека — важность этих программ установлена индивидуально. «Параметры установки» зависят от родительских генов, гормонального фона, индивидуального опыта.
                В итоге для кого-то более важной оказывается, например, агрессия, для кого-то — страх, для кого-то  — родительское поведение, а  для кого-то — лидерство. Из этого набора возникает основа личности, в том числе ее темперамент.

                ПОТРЕБНОСТИ  САМОРАЗВИТИЯ.
 
                это потребности, которые «направлены в будущее». Человеческий мозг очень любопытен и получает положительные эмоции, когда узнает что-то новое, даже если это знание понадобится очень нескоро или даже окажется бесполезным.
               Подражательное поведение — делай, как родитель, как сосед по парте, делай, как вожак. Здесь работают зеркальные нейроны, повторяющие движения (иные, чем в случае сопереживания). При этом в момент повторения мы не всегда знаем, зачем нам это нужно. Но эволюционный опыт показывает: скорее всего, это полезное действие.
               К программам саморазвития также относятся программы, связанные со свободой, или, как писал И. П. Павлов, с рефлексом свободы. В результате мы не переносим ограничений в свободе передвижения или, по крайней мере, плохо переносим. Наш «биологический» мозг, заглядывая в будущее, говорит: борись, освобождайся, иначе умрешь от голода, жажды, погибнешь от хищников и т. п.
              Игровое поведение, связанное с движением и с удовольствием от движения, также входит в число потребностей саморазвития.  Можно  указать  на  значительное  количество  культурных  потребностей,   которые  создавались  в  ходе  культурной  эволюции.
              Каждая  названная  потребность  создана  большим  количеством  программ  работающих  нейронных  сетей.  Возникающие  стимулы  активируют  программы,  и  в   результате  определённой  конкуренции  в  каждый  момент  реализуется  поведение,  направленное  на  выполнение  доминирующих  программ,  на  реализацию  доминирующих  потребностей.  У  человека  сознание  коры  больших полушарий  тоже  привлекается  для  решения  вопроса  о   выборе  того  или  иного  поведения.

          Гипоталамус с миндалиной образуют замечательную пару, которая отвечает за большинство биологических потребностей и генерирует эти потребности.

                Откуда берутся эти потребности, от  чего зависит их уровень? Уровень  потребностей  зависит  от  стимулов,  т.е.  от   от того, что мы видим,   слышим  и  ощущаем  с  помощью  своих  сенсоров  из внешней среды, от сигналов из внутренней среды организма, от гормонов, от генетических факторов. Различные ядра гипоталамуса отвечают за разные потребности.

                В   результате   стимулы  активируют  потребности,  активированные потребности   определяют  поведение.  Может  быть  для  Робинзона  на  необитаемом  острове  это  объяснение  оказалось  бы  подходящим  до  того  момента  пока  с  ним  не  было  Пятницы. 
                Но   все  живые  существа  живут  в  окружении  себе  подобных,  что  существенно влияет  на   их  поведение.   Для   популяций  животных,  для  социумов  людей  в  результате  процессов  самоорганизации  сложных  систем  образуются  определенные  правила  взаимоотношений.
                Предположим,  что  волк  увидел  зайца  в  лесу,  а  заяц  заметил  волка.  Заяц  мгновенно  оставил  мысль  пощипать  траву,  и  пустился  наутек,  реализуя  программу  безопасности.  Волк  пустился  за  ним,  реализуя  свою  пищевую   программу.   Так   складываются  правила  отношений  между  разными  видами. 
                В  каком то  смысле  устройство  социума  проще,  чем устройство отдельного  человека,  входящего  в  него.  Объяснение  заключается  в  том,   что   сложные  организмы  формировались  многие  миллионы  лет,   а  социумы  появились  сравнительно  недавно,  это  молодые  живые  структуры. 
                Социумы  можно  представит  как  пространство, по  дорожной  сети   которого    передвигаются  автомобили.  Следя  за  состоянием  дорожной обстановки (пробки,  аварии  и  нештатные  ситуации)  нам  не  надо  знать  устройство  автомобиля.  Достаточно  понимать,  что  передвигаются  они  в  большинстве  случаев  по  дорогам.  За  дорогами  и  надо  следить,  чтобы  обеспечивать  порядок  движения. 
                Вот  взаимодействие  ментальностей  в  социумах  и    создает  ту  или  иную  обстановку  в  социуме.  Дороги  в  социуме  это  моральные  нормы  и  законы,  определяющие  разметку.   Поэтому  в  социобиологии  мы  ввели  понятие  МЭМы,  которые  определяют  ментальность  человека.   
                Вопрос,  где  расположены конкретные МЭМы,  не  так  важен,   как  вопрос  о   взаимодействии  ментальностей  проживающих  людей  в  государстве.  МЭМы  это  модель,  помогающая  следить  за  дорожной  обстановкой  и  прогнозировать  её  развитие.
                Если  мы  интересуемся  поведением  не  отдельного  человека  самого  по  себе,   а  поведением  его  в  социуме,  то  нам  не  нужно  интересоваться  его  миндалиной,  а   важнее   его  ментальность.  Ментальность  как  интегральная  характеристика в  определенной  ситуации,  включает  в  себя  и   потребности,  диктующие  сиюминутное  поведение,      индивидуальный  опыт  поведения  в  похожей  ситуации,    так  и  принятый,  закрепленный  традициями  и  институтами  коллективный  опыт. 

                Психогенетические исследования, которые начались еще в XIX веке со сравнения монозиготных и дизиготных близнецов, для очень многих характеристик нашей личности  дают весьма однотипную картину:
• примерно на 50% их проявления зависят от генов;
• на 25% — от внутриутробного  развития;
• на 25% — следствие развития  человека   в   результате  культурной  эволюции   в  данной  точке  пространства.
                25%   Характеристик  личности,  приобретенных  человеком  после  рождения   это  характеристики (культурные  потребности),  направленные  на  адаптацию  человека   к  существованию  в   социуме,   возникшему  в  ходе  культурной  эволюции.  С   одной  стороны  это   как  бы  культурная  надстройка   над  базовой  основой,   не  передающаяся   через  гены,   но с  другой  стороны для  существования   человека  она  настолько же  важна  как   витальные  потребности. 
                Человек  прикладывает  много  сил,   чтобы   приобрести  эти  важные  культурные (социальные) характеристики.   Некоторые  из  этих  характеристик  могут  оказаться  невостребованными  при  существовании  в  определенных  экстремальных  условиях.  Часто   исповедается  такой подход,   что  о   человеке  нужно  судить  по  тому,   как  он  себя  ведет  в  экстремальных   условиях,  где  проявляется  «истинная  сущность»  человека.
                Но  представьте,  что   вам  надо  забить  гвоздь,   что  это  важно  для  сохранения  жизни,  но  под  рукой  ничего  нет  кроме  фотоаппарата.  Вы  вынуждены  в  этом  случае  использовать его  для  забивания  гвоздя.  При   этом  вы  замечаете,  что  он  не  слишком  для  этого  подходит,  что  молоток  был  бы    лучше.   Но   фотоаппарат  изначально  не  предназначен  для  забивания  гвоздей  и  оценивать  его  качества  по  этому  свойству  абсурдно. 
                Также  абсурдно  предъявлять  человеку  претензии  по  базовым  врожденным  свойствам,  которые  от  него  не  зависят,   а  зависят  от  родителей.  Известно,  что  многие  достойные  люди  не  проявляли  стойкости  при  допросах  с   применением  насилия,  но  эти  люди  не  для  того  необходимы  социуму,  чтобы  терпеть  такие  методы  воздействия  на  свою  психику.  Они  сделали  всё  что  можно,  чтобы  вписаться  в  нормальный  социум.  Поэтому   выдвигать  претензии  к  человеку,  что  он  родился не   с  тем  набором  базовых  качеств,  который  нужен  в  экстремальных  условиях  довольно  глупо.


                Понимание  значимости  отдельных   потребностей  у  людей  в  социуме  требуется  ответственной  элите,   чтобы   создавать  такие  законы (правила  социального  движения),  которые  обеспечивают  максимальную  свободу  для  реализации  потребностей  людей  и  одновременно  препятствуют  проявлению  вредных  для  социума  потребностей  отдельных  людей. При  этом  элита  должна  быть  зависимой  от  людей,  и  ни  в  коей  мере  не  являться  независимой -   суверенной.
                Эти  законы (правила  социального  движения) должны  отличаться  для  социумов  с  разной  ментальностью.  Но  наша  беда,  что  РФ  государство  многоконфессиональное,  не  имеет  консолидированной   ментальности,  здесь  живут  граждане  обладающие  сильно  различающимся  культурным  кодом.  Поэтому  демократия  в  90  годах  не  выдержала  испытания  потому  что  то,  что  хорошо  для  человека  одной  ментальности  казалось  неприемлемым  для  другого.  Проявление  большого  различия  в  культурных  кодах  людей  одного  государства  может  вызвать  либо  распад  государства,  либо  консолидацию  на  основе  насилия.
                Обитатели  зоопарка  привыкшие  кушать  по  расписанию,  не  впишутся  в  существование  в  дикой  природе.  В  зоопарке  можно  вырастить  добрых  и  дружелюбных  животных   принимающих  еду   из   рук.  Так  человеком  были  одомашнены  некоторые   виды.          
                За  «железным  занавесом»  можно  теоретически  воспитать  "советского   человека"   в  некоторой  мере  даже  счастливого.  Но   недостатком  в  обоих  случаях  окажется  то,   что  воспитанные  так  особи  оказываются  неприспособленными  для   самостоятельной  жизни,   и   в  случае  проблем   у  воспитателей  -   селекционеров   они  не  смогут  выжить  самостоятельно  в    природе   в  сформированном  воспитателями  виде.  Брошенные  собаки,  чтобы  выжить  в  городе,  объединяются  в  опасные  собачьи  стаи. 
                Обменивая  свою  свободу  на  горячие  пирожки (стимулируя  программу  лени)  мы  попадаем  в  рабскую  зависимость  от  селекционеров  не   участвуя  в  управлении  структурами  государства  на  разных  уровнях,  не  участвуя  в  выборах,   голосуя  за  самодержавие  путем  обнуления  и  прочие  инновации  путинизма.
                Мы  в  этом  случае постепенно  становимся  рабами,  которыми  управляют  силовики, и  личности  мотивированные  только  желанием  как  можно  дольше  сохраняться  у  власти.
                Чтобы  социум  был  живым   как  многоклеточный  организм,  он  сам  должен  формировать  для  себя  систему  управления,   а  не  получать  её  от  независимых  от  организма  селекционеров,  т.е.  выборы  во  все  структуры власти  должны  стать  не  формальными,  а  значимыми  для  людей,  именно  так  ими  осознаваемыми -    как  выбираем,  так  и  живем.

               


Рецензии