Путешествие в обратно глава 11

 “Седьмое путешествие Синдбада”  мне не удалось досмотреть опять. Посидев для приличия еще несколько минут, я тихо встал, вышел из зала и пошел выручать Витю.
   
   Хоть и прошло так много лет, но я вспомнил, где должен находиться кабинет директора кинотеатра. Я пошел по коридору и уперся в угловую дверь с надписью:

                Директор кинотеатра “Юность.
                Гришанин В.Я.

   Из кабинета доносился сердитый голос мужчины. Я был уверен, что он принадлежал  дежурному милиционеру, а не директору. По крайней мере так было ТОГДА. Когда наступила тишина, я услышал плаксивый голос Витьки.
    Сделав несколько глубоких вдохов, я постучал. Дверь сразу же открылась. На пороге стояла билетерша.
- Чего тебе, мальчик? – строго спросила она.
- Здравствуйте, я хотел бы видеть моего друга Витю ...мы вместе сидели на втором ряду...помните?
   Она подозрительно окинула взглядом меня сверху вниз. Заметив оттопыренную на животе кофту, положила руку на мое плечо и громко произнесла:
- Товарищ милиционер, тут к нам пришел ..э…сообщник, как я понимаю.
    Я, испугавшись сделал шаг назад, но билетерша крепко сжала пальцы на кофте.
- Ведите его сюда, - раздался хрипловатый голос милиционера.
    Билетерша втолкнула меня в комнату и закрыла дверь.

     За большим директорским столом восседал милиционер. Напротив него на стуле сидел Витя. Он упирался руками в сиденье стула. Голова его была вдавлена в плечи, он скукожился и походил на потрепанную птицу. Он повернулся и удивленно посмотрел на меня.
- Полина Сергеевна, подайте стул этому... храбрецу,  – попросил милиционер билетершу.
   
   Я сел на предложенный мне стул рядом с Витей и с интересом уставился на блюстителя порядка. Он сильно отличался от наших полицейских и выглядел по-домашнему, будто зашел в гости к Полине Сергеевне попить чайку и случайно застал нас. Ему было лет сорок, но дослужился он только до капитана.
   Милиционер, послюнявив палец, открыл потертый планшет, вытащил из директорского стаканчика карандаш. Большим пальцем проверил его заточенность и только потом произнес:
- Имя, фамилия! - Я про себя ухмыльнулся. Было ощущение, что я принимаю участие в сцене какого-то советского спектакля, зная заранее по роли чем все это закончится. Поэтому с удовольствием подыграл милиционеру.
- Юра Кашкин, друг сидящего перед вами Вити Колупаева – спокойно сказал я.
- Юра? Кашкин??? – хмыкнул он – и, строго посмотрел на Витю.
- Стало быть, вы не только тезки, но и однофамильцы?! Интересненько получается. Выходит Витя, уже не Юра и не Кашкин, а…Ко-лу-па-ев!!! Так?!
      
   Я посмотрел на Витю и все понял. Он еще ниже вдавил голову в плечи. Его уши приняли оттенок варенной свеклы.
- Ну и зачем же ты пришел, Юра Кашкин? Выручать друга? Да, кстати, - обратился он к билетерше. - Полина Сергеевна, этот храбрец тоже грыз семечки?!   
- Нет. Он сидел тихо и смотрел на экран. Грыз только этот – она указала пальцем на Витю.
    
   Капитан профессиональным взглядом обшарил меня с головы до ног.
- А ну-ка, встань-ка, Юра – сказал он. Я встал. - Что это у тебя за пазухой топорщится? Семечки?
- Нет. Это кубик, игрушка. Точнее головоломка! Подарок папы – сказал я как можно спокойнее. Мне не хотелось показывать кубик. Кто может знать, что взбредет в голову капитана. Я неохотно вытащил кубик из-за пазухи.
- Подай-ка эту…головоломку сюда – он протянул руку.
    
   Я подошел к столу и положил кубик перед милиционером. Капитан взял осторожно кубик, покрутил в руках, поднес к уху и несколько раз потряс, потом потер пальцем гладкую поверхность маленьких квадратиков.
- Хмм…и как же ты играешь… этой игрушкой? - подозрительно спросил он.
- Кручу грани кубика – как можно равнодушнее сказал я. Мне хотелось ослабить его любопытство.
- Просто крутишь, и все? – недоверчиво спросил милиционер.
- Не просто, а сначала собираю сторону белого цвета, потом первый и второй слой, потом… - и тут я остановился, понимая, что ничего путного из моего объяснения не получится, кроме головной боли.
- Показать можешь? – заинтересовано спросил капитан.
      
   Я взял кубик со стола. Собрать сторону белого цвета я мог бы за несколько секунд, но решил не делать этого. Поэтому растянул сборку на несколько минут. Милиционер вытянув шею внимательно наблюдал  за манипуляциями моих пальцев. Ему не терпелось посмотреть, что у меня получится.
   Билетерша заинтересовалась моей игрушкой тоже. Она покинула свой пост у двери, встала за моей спиной и с любопытством наблюдала, что я делаю.  Витя тоже придвинулся ко мне так близко, что я слышал его сопение.
   
   Собирать медленно было значительно труднее, чем я думал. От ежедневных тренировок пальцы так и норовили пустится в пляс и сдержать их было нелегко.
- Ну вот, где-то так, - вяло произнес я. - сторона белого цвета собрана. 
- А ну-ка, покажи, посмотрим, что ты тут натворил, - капитан посмотрел на собранную сторону. Повертев кубик спросил:
- И какой… следующий цвет надо собрать?
   Я вздохнул, мне не хотелось продолжать этот ликбез. Я прекрасно знал, что с первого раза еще никому не удавалось этого сделать. Нужны ежедневные тренировки и усидчивость.
- Вообще то по цветам эту головоломку не собирают. После белого надо перейти на сборку слоев, хотя при желании можно собрать любой цвет, но при этом предыдущий будет разрушен.
   
    У меня мелькнула в голове мысль. “ Пусть капитан сам попробует собрать, помучается и может отстанет.”
- Товарищ капитан вы попробуйте собрать белый цвет сами. Это не так сложно как кажется. - Я протянул кубик милиционеру.
   
   Глядя на сосредоточенное лицо милиционера, я вспомнил одну забавную заметку в журнале. Британские психологи дали кубик Рубика человекообразным обезьянам. Шимпанзе на первой стадии с большим интересом отнеслись к игрушке. Потом стали беспокоиться. Беспокойство перешло в волнение. Волнение в отчаяние. Отчаяние перешло в агрессию. Одна из обезьян выбросила кубик, а другая разломала его на мелкие кусочки. Как бы эта затея с обучением капитана не вышла мне боком.
    Блюститель порядка серьезно отнесся к сборке. Он снял фуражку и отложил ее в сторону. Уселся поудобнее и стал крутить грани. Прошло минут пять, он так увлекся сборкой, что позабыл, зачем пришел сюда. Вдруг он остановился и сказал:
- Вот те на! А почему опять все перемешалось?
    Я промолчал, помня, что молчание золото.
    Капитан нервно завертел грани кубика опять.   
- Что за черт, никак не собираются вместе! -  он отстранено посмотрел на меня, потом на Витю. Вытащил из кармана платок и вытер потный лоб.
- Ладно, забирай свою... дурацкую игрушку – раздраженно сказал он,  - И как у тебя терпения хватает собирать эту…эту… головоломку!
   Я быстро сунул кубик за пазуху.
   Расстроенный капитан опять вытер пот со лба, потом тем же платком протер кожаную прокладку внутри фуражки. Надел ее на голову, поправил и посмотрел на нас.
- Вообщем так, - заключил он. – Ты… Кулибин, - он ткнул в меня пальцем, можешь идти, со своей…этой игрушкой. А вот с тобой Витя…Колупаев у меня будет серьезный разговор… и не здесь! Я забираю тебя в отделение милиции!!! Понял?!
- За что?! – плаксивым голосом захныкал Витя.
- За то! За что? Он еще спрашивает!!! – капитан встал и заходил по кабинету.
 И как хватает наглости спрашивать еще?! За Чт-о-о-о! Кто грыз семечки? Я? Или..или Полина Сергеевна? Кто врал здесь ...блюстителю порядка при исполнении его непосредственных обязанностей!? А? Ты, что думаешь, если ты соврал мне, то я не нашел бы тебя? Врешь! Капитана Полушкина не обманешь. Он не таких на чистую воду выводил. Так что вставай и фьють ...давай пошел на выход!
   
   Витя встал, по щекам его текли ручьями слезы.
- А ну-ка подошел к урне, - скомандовал милиционер. – Высыпай семечки туда!
   Витя послушно опустошил карманы. Я стоял в стороне и с удивлением смотрел на раздухорившегося капитана. Видно моя головоломка на него сильно подействовала. Мне стало жалко Витю, и хоть он предал меня назвавшись моим именем, я не держал на него зла. Надо уметь прощать и знать когда и как помочь другу детства. Я решил, что это время настало.
 
- Товарищ, капитан, - сказал я как можно суровее, - вам не кажется, что вы превышаете свои полномочия!?  Так не должен себя вести … советский блюститель порядка!
   Милиционер остолбенел и уставился на меня.
- Что, что, что? Что ты сказал?
- Советский милиционер  обязан быть мудрым и вести воспитательно- профилактическую работу с малолетним нарушителем, коим является Виктор Колупаев. - продолжил я как ни в чем не бывало. - Если вы помните, а я думаю, вы должны это помнить и знать. Одним из пяти принципов системы Антона Семеновича Макаренко был принцип трудового воспитания. Да, Витя совершил недостойный октябренка поступок и за это должен понести заслуженное наказание… в виде трудотерапии. Товарищ капитан, - перешел я уже на просительный тон, - Витя и…я, который присутствовал при нарушении общественного порядка, готовы понести заслуженное наказание и под чутким руководством Полины Сергеевны готовы взять в руки щетки и подмести не только Розовый и Зеленый залы, но и фойе кинотеатра “Юность”.
   
   Капитан Полушкин стоял в той же позе с открытым ртом, удивленно глядя  на меня. Потом, как после большого разноса от начальства, расправил гимнастерку, поправил фуражку, подошел ко мне  и трясущейся рукой потрепал по голове.
- Вот, смотри, Сергеевна, какое грамотное поколение растет у нас! А? Да с таким поколением мы построим Коммунизм не восьмидесятом а...  в семидесятом году! Ну, что дадим им по метелке, а? - обратился он опять к билетерше. - Даешь трудотерапию?!
- Дэк…не знаю, Петр Иванович, - растерянно залепетала билетерша. - Следующий сеанс на подходе. Управятся ли они за 15 минут? И ...потом надо еще людей рассадить по местам – сказала она уже более спокойно.
- Управятся! Такие шустрые ребята, да управятся? Такого не может быть! Правильно я говорю, Юра Кашкин?
- Так точно, товарищ капитан!
- Управитесь за пятнадцать минут?
- Управимся за десять, товарищ капитан! -  бодро сказал я.
- Вот это ответ. Молодцом! Приятно слышать. Ну, а теперь вы поступаете в распоряжение Полины Сергеевны. Кругом! На позицию, шагом марш!- скомандовал он.

   Мы вышли из кабинета. Полина Сергеевна провела нас по
коридору в подсобку. Выдала две щетки, один совок и пластмассовое ведро.
     - Работать надо быстро. - строго сказала она. - Ты, она ткнула на Витю, подметаешь с 1 по 10 ряд, А ты, Юра с 10 ряда и дальше. – Если все ясно, то приступайте. 
   
   Мы пошли в зал и принялись за работу. Витя с первых пяти рядов намел огромную кучу мусора. Мне досталась территория почище. На трудотерапию мы потратили десять минут. Мусор вывалили в бак стоящий у входа. Инструменты оставили у двери в подсобку и пошли к выходу.
   Полина Сергеевна стояла на входе в фойе кинотеатра и отрывала контроль на билетах. Мы незаметно проскользнули мимо билетерши и вышли наружу.
      
   На улице по прежнему светило ласковое сентябрьское солнце. Я посмотрел на хмурого Витю. Было видно что разговаривать со мной он был не расположен. Скорее всего ему было стыдно что струсил и назвался моим именем, а может он переживал, что кино не досмотрел и два стакана вкусных семечек потерял. Об этом я не успел расспросить его.
   У самого дома Витя незаметно исчез. 


Рецензии