От автора

Прошло более 30 лет, как цунами компьютеризации накатилось на все страны мира, не исключая и Россию.
Персональный компьютер дал людям инструмент, обладающий доселе невиданным многообразием возможностей, которые способны удовлетворить великое множество потребностей.
Компьютер подобен многоэтажному гипермаркету, в котором есть практически все, что нужно человеку. Но человек, попадающий в него впервые, застывает в оцепенении, не зная, что выбрать. Все предлагаемые товары манят его. Ему нужно и одно, и другое, и третье и четвертое хочется. На что не посмотрит, все может пригодиться. Скупил бы все, но... места в доме не хватит.

Если человек не подготовился к посещению гипермаркета, не составил заранее перечня, что ему надо купить, в результате ошеломления изобилием он совершает случайные покупки. Находясь в состоянии неопределенности покупатель подвержен рекламе, чужому мнению, яркой упаковке и массе других воздействий, хорошо изученных и используемых мастерами маркетинга.
При неограниченном финансовом ресурсе такой человек принесет домой ворох покупок,  о которых в скором времени пожалеет или которые во всяком случае не будет использовать.
При дефиците средств он может потратить их, удовлетворяя второстепенные потребности так и не решив насущных задач.
В мире появилась профессия помощника по покупкам (shopping-assistant). Такой помощник в первую очередь формирует матрицу потребностей клиента, а затем помогает найти на рынке товары в наибольшей степени соответствующие этой матрице. С его помощью клиент сначала осознает свои потребности и потенциальную возможность их удовлетворения, а затем реализует их оптимальным способом.
При этом критерии оптимальности могут быть различными.
Приведенная аналогия вполне соответствует предмету этой книги.
Автор хотел бы быть таким же помощником в определении потребностей в средствах автоматизации на предприятии и, в значительно большей мере, в демонстрации возможностей их удовлетворения.
Личный опыт автора и коллективов, в которых довелось работать над этими вопросами, позволяет во многих случаях избегать досужих размышлений, а ссылаться на конкретный опыт, интерпретируя его.
Ничто не обладает такой степенью убедительности, как опыт использования реального продукта в реальной ситуации. Поэтому, с любезного разрешения авторов и издательств, их опубликовавших, в Приложении приведены статьи о применении конкретного продукта для автоматизации офисной деятельности на торгово-производственных предприятиях.
Чтобы читателю не было скучно, рассуждения о серьезных вопросах автоматизации будут перемежаться ироническими заметками, опубликованными в разное время в компьютерных изданиях под разными псевдонимами.
Эти заметки несут на себе отметины времени, которые не всегда будут понятны современному молодому читателю.
Упоминаются названия фирм и их продуктов, покинувшие рынок много лет назад. Тем не менее для ностальгирующего старшего поколения они будут приятны воспоминаниями о своей молодости.
Развитие компьютерной среды происходит так быстро, что память не успевает удержать возникшую когда-то проблему и способы ее решения, потому что появились три новые проблемы.
Однако, “... отыщи всему начало, и ты многое поймешь”, говорил Козьма Прутков.
Поэтому обращение к прошлому служит в книге не только для того, чтобы разбудить ностальгию у ветеранов, но и для того, чтобы вскрыть причины проблем, возникающих в настоящее время в области автоматизации.
Изложение в книге построено на основе моей статьи “10 вопросов на тему автоматизации”, которая была опубликована в сокращенном варианте в журнале “Мир ПК” № 4, 5 за 1994 год под названием “Организационное управление: вопросы автоматизации”. С тех пор эта статья “погуляла” по интернету и попала не в одну курсовую работу и отчеты кафедр нескольких периферийных институтов. Однако по прошествии 20 лет она не только не утратила актуальности, но наоборот: казавшиеся умозрительными ее выводы прошли проверку временем и из предположений стали утверждениями.
Автоматизацию человеческой деятельности нельзя отделить от человека. В системе “человек-машина” самым неопределенным и непредсказуемым элементом является человек. Преимущества и недостатки человека и его взаимодействия с себе подобными в большей мере влияют на эффективность использования технических средств в эргатических (человеко-машинных) системах, чем преимущества и недостатки самих технических средств.
Поэтому ряд материалов в книге посвящен собственно работающему человеку, его психологии, а иногда и психике, образованию, воспитанию, характеру, привычкам.
Социально-психологические особенности любого человека в организации влияют на результаты ее деятельности, но это влияние усиливается в степени, если человек возглавляет, владеет или руководит этой организацией.
В книге приведены реальные примеры не вполне адекватного поведения некоторых собственников (естественно, без указаний реальных фамилий и наименований).
Начиная с 1990 года выставка «СофТул» долгое время была основным местом встреч работников софтопрома с потребителями их продукции. В 4-м павильоне ВВЦ проходила одновременно и ярмарка разработок сначала советских, а потом российских программистов, и клубная тусовка разработчиков, и микросеминары на каждом стенде, где именно разработчики показывали свои работы и отвечали на любые вопросы посетителей. На выставке происходил обмен реальным опытом, идеями, взглядами на перспективу.
Популярная в то время газета «СофтМаркет» делала к выставке специальный выпуск, в котором были напечатаны эти незамысловатые стихи.
Жаль, что это время прошло!

Когда за окнами «софтулится»,
На ВВЦ спешит вся улица.
Приметой стал для всех контор
Голубоглазый монитор.

Так что же нужно, если в офисе
Столы, бумага, люди есть,
И секретарша с острым носиком
«Слону» приносит, что поесть?

Нужна программа, да такая,
Чтобы была на всех одна,
Чтоб, всем в работе потакая,
Притом не портилась она.

Теперь попробуй отгадать,
Где можно бы такую взять?

Хотя задача непростая,
Безвыходной проблемы нет,
Твои страданья разделяя,
Осмелюсь дать тебе совет.

Если ты в дела упертый,
В павильон зайди четвертый.
Там направо повернешь,
К фирме «ЛокИС» подойдешь,

Хоть в затылке поскребешь,
Но, однако же, поймешь:
Чтобы был «в ажуре» офис,
Надо прикупить «ЛокОФФИС».

***

Служил Гаврила программистом,
Софтвер Гаврила сочинял.
Из-под пера его со свистом
Программный модуль вылетал.

Любил Гаврила над программой
Часы ночные коротать.
И даже на свиданьи с дамой
Про «GO TO» потолковать.

Трудился малый три недели -
Не спал, не ел и, наконец,
За время все не смяв постели,
Создал трудов его венец.

Продукт мог вызвать удивленье:
Компактен, прост, изящен, чист,
Но, оценив свое творенье,
Нахмурил брови программист.

Что радости в изобретеньи,
Когда продукт не видит свет.
Что сочинять без примененья -
Как не твори, а пользы нет.

И тут задумался Гаврила:
«Какой же смысл в труде моем?»
И стало все вокруг немило,
Погожий день - постылым днем.

В раздумьях горьких на рассвете
Он за компьютером уснул.
А утром прочитал в газете,
Что открывается «СофТул».

«Вот то, что надо!» - распростертый
Газетный лист пред ним лежал.
Галопом в павильон четвертый
На ВВЦ он побежал.

Стоит Гаврила на «СофТуле».
Продукт программный продает.
Теперь и в Сызрани, и в Туле
Он людям пользу принесет.


Рецензии