Каменная дева
Кто только ни жил на этой земле - скифы и половцы, готы и гунны, греки и болгары, караимы, крымчаки, турки и татары... Шли столетия и одно государство сменяло другое. Строились кем-то крепости и города и кем-то разрушались. И только, как прежде, светило солнце, даря тепло и реки несли свои чистые и холодные воды по извилистым долинам к Чёрному морю.
Недалеко от нашего села течёт река Альма. Почти всё лето мы, ребята, проводили на её берегах. Пришёл сентябрь и, хотя он жаркий и солнечный, вода в реке была уже холодная. Как же тяжело сидеть за школьной партой в такое время, зная, что в эту пору в лесах уже спелый кизил, барбарис, орех-лещина, да и в садах всё созревает. Ждёшь конца уроков и спешишь домой. Сегодня же наша учительница истории удивила и заинтересовала нас темой древних поселений в нашем районе. Неужели правда, что в пещерах в наших горах жили когда-то люди?
- Ребята, я предлагаю пойти в субботу в поход. Там всё и увидите. - объявила она.
От наших криков радости задрожали, наверно, не только стёкла в рамах, но и стены школы. Я, конечно, знала, что в окрестностях Бахчисарая есть пещерные города, читала о Мангуп-Кале, но то, что в нескольких километрах от нас есть остатки древнего поселения, привело меня в восторг! Ещё малышами мы замечали в тёмно-серых скальных вершинах полукруглые выемки. Старший брат на наши вопросы отвечал, что это пещеры, но сам толком о них ничего не знал. Кто-то говорил, что это действие дождя и ветра, а кое-то предполагал, что там жили древние люди. Особенный страх у нас вызывал рассказ старшего брата о том, что он побывал в одной из пещер со своими друзьями и видел там диких летучих мышей с острыми зубами и когтями! А если летучая мышь вцепится в волосы, говорил он, то придётся их стричь под корень... Мы, конечно, мечтали увидеть пещеры и мышей своими глазами, но понимали, что брат мог нас пугать, чтобы мы не уходили далеко от дома. Но вот пришло и наше время! Мечты сбываются! Мы подросли и теперь можем совершить поход! Весь класс жил в ожидании субботы.
Погода выдалась отличная. Утренняя прохлада ещё витала в воздухе, но солнышко ласкало тёплыми лучиками. Горы были видны чётко и даже просматривались полукруглые выемки в скалах. Чем ближе мы подходили к ним, тем суровей и загадочней они казались. Наш отряд шёл по широкому дну Калиновой балки. Не знаю почему её так назвали, но ни одного куста калины нам не попалось на пути. Правый бок балки очень высокий и по верху был увенчан по всей длине серыми скалами. Крутые склоны с белыми залысинами были видны даже со школьного двора. Издали их цвет казался белым, но подойдя ближе, мы увидели его скорее грязно- молочным. Склон в этом месте был настолько крут, что приходилось задирать голову, ища его верхушку. Нагромождение камней и пыли на нём было таким, что казалось, только тронь какой-нибудь камешек и всё двинется на тебя нескончаемой лавиной.
- Очень опасное место! Здесь восхождение запрещено! - услышали мы предупреждение нашей руководительницы.
Те серо-зелёные пятна, что видели мы издалека на белых горах оказались невысокими соснами, чудом удерживающимися на крутых склонах. Кроны их припорошены грязно-белой пылью, приносимой ветром с крутых осыпей известняка. Издали смотрится романтично, но вблизи... А может это мне так кажется? Идём дальше и через километра три известняки отступают. Склоны балки стали более пологими и сосняк уже разбавлен яркой зеленью лиственных пород. Идём дальше. Зелень склона стала ещё ярче и у подножия разрослись кустарники держидерева и шиповника.
- Вот здесь и будем подниматься на вершину гряды. - объявила Нина Фёдоровна.
По еле заметной тропке но, видимо, хорошо знакомой нашей руководительнице, взбираемся по склону. За одежду то и дело цепляются своими "коготками" вездесущие кусты держидерева - высокие, с округлыми листочками и длинными колючками на серых ветвях. Невысокие дубы шелестели зеленью резных листьев и красовались хорошим урожаем жёлудей. В воздухе витал смолистый аромат молодых сосен. Манило блестящими чернильными ягодами волчье лыко, но мы знаем его ядовитый нрав. Красив,но опасен! А вот и куст барбариса! Он тоже защищается колючками, но ягодки его красные и кисленькие. Кстати, полезны и вкусны его молоденькие листики! По весне мы часто лакомились ими. Но останавливаться нам некогда. Идём гуськом по петляющей тропинке. Она спускается в небольшую ложбинку. Здесь растительность пышней и гуще. К шиповнику добавились в соседи кизил и орех-лещина. Их лозы длинные и гибкие и часто местные жители выбирают их на удилища. Не хуже заморского бамбука! Пахнет прелым листом, а это значит, что земля под ним влажная и где-то сочится ручеек из родничка. Спотыкаюсь обо что-то, останавливаюсь и осматриваюсь. Из-под бурой листвы выглядывает тёмная и влажная ветка, а на ней что-то розовенькое.
- Что там увидела? - спрашивает меня замыкающий цепочку Гена.
- Посмотри, этот нарост напоминает маленькое розовое ушко! - смеясь, отвечаю ему.
- Вот бы сюда нашу биологичку! Сразу бы сказала что это за чудо! Прикопай ветку листьями, пусть живёт розовое ушко!
Управившись с коряжкой, догоняем своих друзей. А тропинка всё выше и всё круче. Наконец выходим на плато! Вид с него восхитительный! Горы - то островерхие, то пологие с лысинами, то тёмно-серые от скальных пород, поднимались среди извивающихся хребтов, то крутых и высоких, то пологих, изрезанных морщинами-балками, синих с дымкой вдали и покрытых зелёным бархатом вблизи. А на востоке грозным стражем Крыма синеет Чатыр-Даг. Говорят, что в ясный день с его вершины можно увидеть весь Крымский полуостров с Перекопским перешейком, Сивашом и Арабатской стрелкой. На его яйле, огромной, почти в десять километров длиной, долго лежит снег. Кто-то из ребят отважился подойти к самому краю плато. Там крутой обрыв и Нина Фёдоровна попросила ребят отойти на безопасное расстояние. А я не могу оторвать взгляд от величественной картины! Глаза ищут наше село, но его почти полностью закрывает собой гора Красная. У неё удивительная форма! Она напоминает туристическую палатку. Почему Красная? Это из-за цвета глины, которую добывают с её северной стороны. Мне хорошо виден её западный склон. Он очень крутой и покрыт серо-зелёным ковром чабреца. Сразу вспомнился его медово-терпкий аромат, разносимый июньским ветерком по всей округе. Хороша видна и Лысая гора. Она чуть выше Красной горы и вершина её округлая и блестит, словно голова лысеющего мужчины. Гора почти полностью скрывает водохранилище и Альминскую долину. Видны лишь отроги хребтов Абу-дага и Хыр-Алана. Узун-Алан синеет вдали, закрывая долину с юга. Там, в плодородной долине когда-то была деревушка Бешуй. Моё детство. Мои бабушка и дедушка и я на каникулах... Всё было, пока кому-то вздумалось перегородить реку дамбой и уничтожить сады и деревеньку... Прошло время, но я хорошо помню название гор и речек, расположенных вблизи деревни. Самая высокая - гора Чёрная! А за ней её сестричка. Она чуть ниже.
- Смотрите, горы Саламан и Кычхи-Тепе видны отсюда! - не выдерживаю я и показываю рукой.
- Да, погода сегодня чудесная!- улыбаясь, говорит Нина Фёдоровна.
- Нам ещё далеко идти?- спрашивает её кто-то из девочек.
- Осталось пройти где-то километр. - отвечает руководитель.
Край плато, извиваясь, врезается в воздух, словно полуостров с резной береговой линией в море. Тропинка то идёт по краю плато, то забирается в лес и прячет от нас шикарные картины горного пейзажа. Но вот впереди выступ земли в океан воздуха!
- Остановка! Снимаем рюкзаки и складываем их аккуратно! Мы подошли к месту стоянки. Прошу всех быть внимательными! Смотреть себе под ноги! Не подходить к краю обрыва!- строгим голосом дает нам указания руководитель похода.
Снимаем рюкзаки и потихоньку подходим к "полуострову". Огромная скала своим каменным телом врезалась в воздушное пространство и, кажется, что она, как корабль отчалит и поплывёт в море ветра и воздуха! Но взойти на "палубу" всё-таки не просто! Вся её поверхность покрыта круглыми дырами! Осторожно подходим к одной из них. Заглядываем. Мальчишки от удивления присвистывают! И есть от чего удивляться! Представьте себе, что вы заглядываете в глиняную крынку из-под молока. Только огромную! Глубина её где-то 2,5 метра, а ширина ко дну увеличивается. Диаметр же "горлышка" - метра полтора, а может и больше. Осматривая другие отверстия, мы увидели, что есть и побольше "горлышки"! Стенки "крынок" серые и как будто отшлифованы. Ребята попросили разрешения спуститься вниз и обследовать дно и стены. Нашему удивлению не было предела! Для чего это было сделано? Что хранили здесь люди? Воду? Зерно? Или свои пожитки? Сколько тайн рядом с нами. Живём и не знаем своего края... Долго обсуждали мы увиденное и, конечно, почувствовали себя виноватыми, что многого не знаем.
- Ребята! Не корите себя! Вот пройдёт ещё немного времени и кто-то из вас заинтересуется археологией и историей. Столько ведь ещё неразгаданных тайн вокруг нас! И они вас ждут! А сейчас распаковывайте рюкзаки со снедью! Будем обедать!
Ну,это мы с радостью! Расстелили полотенца, разложили еду и принялись за "уничтожение" продовольственного запаса. Так было приятно, что даже разыгравшийся прохладный ветерок не помешал нам. Сентябрьское солнышко ласково сияло и, кажется, счастливей нас не было на свете!
- Ребята, отдохнули? Я предлагаю вам пройти ещё немного вперёд.- предложила Нина фёдоровна.
Тропа вела через небольшой перелесок. Когда деревья расступились, мы оказались на широкой поляне. Запахло чабрецом. У самого края поляны нагромождение скал с серо-зелёными наростами мха, а за ними - небо и изумительный пейзаж до самого горизонта!
- Смотрите! эта скала похожа на фигурку девушки! -закричал кто-то из ребят.
- Да, ребята, вы верно подметили!- удивлённо воскликнула Нина Фёдоровна.
А дальше она поведала нам местную легенду о том, что в далёкие давние времена люди ушли с плодородных степей из-за постоянных набегов врагов и заселили предгорья. Но враги шли по их пятам. Вспомнили историю?
- Да!- хором ответили мы.
- И вот однажды одна из девушек заметила чужаков и решила отвлечь их от поселения. Она бежала к обрыву, к этой тропе, что спускается вниз. Но врагов оказалось больше и они отрезали ей путь к спасению. Девушка поняла, что окружена и бросилась со скалы вниз. Но вдруг сверкнула молния и загрохотало в небесах! Миг - и девушка окаменела! Преследователей, поражённых увиденным, обуял страх, они отступили и ещё долгое-долгое время боялись приближаться к этой местности, страшась неведомой силы. Каменная дева, застывшая на века над пропастью - символ непобедимости духа свободы наших предков! - закончила свой рассказ Нина Фёдоровна.
И, наверное, каждый из нас, стоявший рядом с каменной девой, спросил себя:" А я смог бы так, как она?"
Думаю, что мы смогли бы! Лучше смерть, чем вечное рабство!
Солнце ласкало наши разгоряченные лица и её - героини, застывшей на века.
Свидетельство о публикации №221050600154