Пианист

"Музыка возьмёт себе бессонья ночи,
Дыру в душе наполнит алкоголь.
Изо дня в день терпеть боль нету мочи,
Из ночи в ночь вожу холодной сталью вдоль..."

Дмитрий Сидорин

   Актовый зал был полон народа. Один из промежуточных "профилактических" концертов, как я выражаюсь. Позволяет ученикам не терять хватку, а выпускникам и педагогам - утереть нос молодым. Показать чего можно достичь при должном усердии. Приглашённые сидели чуть поодаль, подобно муравьям перескакивая с места на место и непрерывно галдя. Я, как и большинство выступающих выпускников и преподавателей, сижу у стены. На против меня на зрительских местах сидят мои друзья и знакомые. Ближе всех - Человек.
      Вот и выходит веду... пардон, конферансье. Юная девушка с короткой причёской и в платье светлых тонов. Планшет и микрофон - верные помощники в проведении таких мероприятий. Первыми всегда "стреляются" самые младшие. Чтобы не волновались. Концерт открывает младший хор. В этом полугодии почти никто не сбивается. Когда я смотрю на детей мне всегда хочется улыбаться. Совсем не знаю почему. Однако это мило, когда малыши выступают на сцене...
      Две песни спеты. Дети расходятся на свои места. На лицах улыбки, а глаза горят счастьем и детской радостью. Концертмейстер, рослый мужчина в возрасте в строгом чёрном костюме с галстуком-бабочкой одобрительно кивает вслед уходящим и покидает место за роялем. Теперь инструментальные номера. Я до сих пор помню "план" выступления. Сначала возрастная группа по хору, потом все "инструменталисты" в хоре в порядке "духовые, струнно-щипковые, струнно-смычковые, фортепиано". Забавно, что из выпускников пришли по одному человеку из каждого "пункта". Флейтист - низкий юноша в светло-синем пиджаке, гитаристка - высокая девушка со светлыми длинными волосами в вычурном платье и на высоких каблуках, скрипач - среднего роста молодой человек с очками в опрятном костюме узкого покроя... И я со своим пробором вправо и в сером костюме со светло-голубой подпушкой и такого же цвета галстуком.
      Меня переполняет ностальгия, но едва ли происходящее здесь волнует кого-либо из моего окружения, так что я держу свой восторг и эмоциональность под "керамической маской". Нам, выпускникам, согласившимся принять участие в концерте, предложили в качестве "вступления" сыграть что-нибудь в ансамбле. Посовещавшись, решили взять одно из моих старых сочинений. Подвижная не то полька, не то вальс с примитивным аккомпанементом и время от времени повторяющимися фразами... Разумеется, я не стал позорить всех нас. Отшлифовал грубую мелодию до идеальной гладкости и отполировал исполнение до зеркального блеска... Да, у меня странные ассоциации... Когда-то, когда я ещё был здесь учеником, я искренне считал, что выпускникам легко выступать... Однако мой мандраж перед выходом к роялю никуда не пропал.
      Из мыслей меня выводит голос той девушки-конферансье. Как быстро пролетело время. Наш выход. Наш квартет поднялся с мест и направился к сцене. Поклон - неотъемлемая часть академического концерта. Я устраиваюсь за роялем и жду, пока все остальные угнездятся. Поскольку в своих ранних сочинениях я любил контролировать процесс и являться стержнем в ансамбле, у фортепиано была относительно простая, но при этом чрезвычайно важная партия. Весь ритм, некоторые паузы, а так же вступления и окончания были за мной. Как оказалось, всем было удобнее именно так. Ни скромный скрипач, ни неуверенный флейтист не хотел брать на себя такую ответственность. Моё мнение об этом? Банально до невозможности.
      Продолжаю зажимать нетрудные аккорды и интервалы, заполняю ранее пустующую целую паузу весьма оригинальным пассажем, закругляю мелодию и повторяю последнюю фразу, знаменуя окончание произведения. Краем уха я слышал, как кто-то перешёптывался, пока мы играли. Кто-то из преподавателей. Я смог расслышать только: "Это он сочинил?", "Да, он. Сам!"... Такие перешёптывания греют моё скромное эго. Не умей я видеть недостатки в своих работах, я бы мог зазнаться и задрать нос выше неба. К счастью, этого не произошло. Кроме того, я знаю цену вдохновению.
      Мы вновь уселись на свои места, а девушка с тёмными волосами уже начала объявлять трясущегося флейтиста. Помню как у него на каком-то концерте дыхание от нервов сбилось... Ох, как он потом рыдал! Мы тогда вместе играли. Пришлось взять его партию на время, чтобы дать передышку.
      Сейчас у него дуэт с бабушкой, работницей местного учреждения. Я смотрю на свои руки. Трясутся. Как всегда. Я долго думал, что бы мне такого сыграть, чего ещё никто не слышал. Больше всего я любил импровизировать. И у меня не плохо получается. Тогда меня осенило: я ещё ни разу не делал этого на сцене...
      Кстати о сцене, туда уже отправился скрипач. Значит не за горами и мой выход. Скрипка долго уговаривал меня играть с ним, но я отказывался. Мне нужно как можно больше времени, перед тем как я смогу снова играть что-либо. В противном случае, я буквально не смогу попадать по клавишам из-за своего "паркинсона". Но сейчас мне нужно кое-что сделать. Дело в том, что для действительно хорошей, "гениальной" импровизации... мне требуется особое вдохновение. Его мне может подарить только мой Человек. Моя муза, что сидит на зрительском месте прямо перед моим носом. Собравшись духом, я зову Человека.
- Чего тебе?
- Дай руку. Буквально на секунду. - ответа не последовало и я жалобно протянул - Пожалуйста!
- Ладно...
      Получив желанную конечность, я зажал чужую тёплую ладонь в своих, будто бы впитывая какую-то энергию. Моё сердце стало биться чаще, а на лбу выступил пот.
- Спасибо. - я вернул конечность, подняв голову на конферансье, называющую мои имя и фамилию с заветным словом "импровизация".
      Я выхожу к инструменту. Поклон. Сажусь на банкетку. Секундное промедление перед импровизацией. В эту секунду я прислушиваюсь к своему сердцу, выбираю тональность, стиль, темп и мнимую размерность. И вот я наконец кладу руки на клавиатуру. Импровизация для меня - особый вид общения. Более точный по сравнению с речью, более чётко передающий эмоции и настроение. Так что же я хочу поведать своим слушателям? Ответ для меня очевиден.
      История любви. Искренней любви к человеку, чью руку, подарившую мне вдохновение, я держал минуту назад. Мои пальцы с лёгкостью выписывают технические приёмы, штрихи... Впервые у меня получилось сделать глиссандо так, как того требуют все учебники и учителя, пассажи каким-то чудом вписываются в сложный ритм, отбиваемый одновременно аккомпанирующей и ведущей второй голос левой рукой. Получается вальс. Не такой, какой я импровизировал или играл ранее... Нечто совсем иное... Краем сознания я замечаю как весь зал затаил дыхание, наблюдая за движением моих рук и впадая в транс от музыки, извлекаемой мной через сложный механизм инструмента. Интересно, внимание Человека так же приковано ко мне?
      Стоило последней мысли проскочить в голове, как вальс разыгрался с новой силой, всё менее походя на себя. Я бы сидел так бесконечно, но я не могу так распорядится временем окружающих. Я тайком отрываю взгляд от клавиатуры и слегка поворачиваю голову в сторону своего бывшего учителя. Мы договорились: когда надо будет заканчивать, он подаст мне сигнал. В ответ на мой взгляд, педагог помотал головой в стороны и одними губами прошептал "Продолжай". Возможно, учитель тоже впал в транс. А может это я потерял ощущение времени. Тем не менее, я продолжил, найдя вторую тему и развивая её. А затем и свёл её с первой. Я кинул ещё один вопрошающий взгляд на педагога и в ответ получил уже видимые только мне скрещенные указательные пальцы. Пора закругляться. Делаю непривычное для себя - веду мелодию вверх и заканчиваю в мажоре. Обычно я всегда уводил мелодию вниз и конец импровизация встречала в минорной тональности. Видимо, Человек оказал больше помощи, чем я предполагал. Внезапно я почувствовал дикую усталость в руках. Выбираюсь из-за инструмента и едва не валюсь на поклоне. Затем прохожу к своему месту под ошарашенные взгляды некоторых учеников, их родителей и... Человека. Усаживаясь на своё место, я собираю все оставшиеся силы, чтобы сказать ему: "Спасибо".
      Что было дальше я слабо помню. Видимо я едва не вырубился после этого. Смутно припоминаю похвалу педагогов и вопросы учащихся, восхищения родителей и некоторых выпускников, не выступавших сегодня. Помню как на выходе меня задержали выступавшие выпускники. Скрипач и флейтист пожали мне руку, а гитаристка предложила осесть в каком-нибудь ресторанчике. Я соглашаюсь. Не помню как, но с нами оказывается Человек.
      Полностью осознание ко мне вернулось на каком-то бульваре. Мы с Человеком сидели на лавке рядом с фонтаном. На часах полночь. Я осматриваюсь и понимаю, что мы рядом с моим домом. Я встал с лавки и собирался прощаться, как вдруг Человек задал вопрос, который я не ждал:
- Так... Ты ведь не просто играл, верно? Ты говорил или что-то в этом духе?
      С сарказмом отвечаю:
- Восхищаюсь твоей догадливостью.
- Что ты говорил?
      Я посмотрел на Человека пристально. Внимательно. Вспоминаю через что мне пришлось пройти из-за любви к этому человеку.
- Тебе лучше не знать. - я не хочу продолжать разговор, который закончится очередными попытками переубедить меня в том, в чём убеждать себя я бы не стал даже под угрозой смертной казни - До встречи.
- Угу. До свидания...
      Мне померещилась грусть в голосе Человека. Не хочу дальше думать об этом. Не в первый раз мне кажется то, чего на самом деле нет. Я твёрдым шагом иду домой. Поднимаюсь на лифте. Захожу в квартиру. Стоит мне переодеться в домашнее, как раздаётся дверной звонок.
      Это был Человек.

2019г.


Рецензии