Три сна Анны Юрьевны Белой

3 сна Анны Юрьевны Белой
Деревня "NN", 1943 год
Явь
Чёрный подпол. Девочка 12 лет одна. Повсюду банки солений, варенья, соки и компоты. Несколько лучей света падают на девочку. Она зажалась в углу, еле дышит. Наверху слышен грохот, выстрелы, команды на немецком языке. Все стихло. Аня встала, тихо толкнула крышку люка. Не вышло. Она забилась обратно в угол и быстро заснула.

Сон 1
Урок географии
Анна Юрьевна Белая, 48 лет, входит в холл школы, её обступают ученики. Они весело галдят. Анна Юрьевна рассказывает им о своих невероятных приключениях в Австралии. О диких животных и бескрайних пустынях. Дети в ней души не чают. Она самый настоящий археолог, путешественница, но каждый год 1 сентября возвращается к своим любимым ученикам.
Анна - дорогие мои, выросли как, загорели за лето! Скучали? И я скучала!
Машенька - Анна Юрьевна, а где Вы были на этот раз?
Анна - Машенька, я была в таинственной и малоизученной стране. Этот материк называется Австралия. Там есть сумчатые мыши и необычные деревья. Например есть там бутылочное дерево.
Митька- ага, шутки... Что там? Лимонад и молоко на ветках.
Анна- нет, Митя, все намного проще, форма ствола этого дерева напоминает бутылку.
Лена- а можно мы тоже в Австралию слетаем?!
Дети (хором) - да, да, мы очень хотим... Ну, пожалуйста!
Анна- чтож, почему бы нет. Полетели.
Дети и учительница летают над материком.
Анна - а это, друзья, туземцы. Они живут племенами, и дичатся цивилизации. Они живут охотой и собирательством.
Анна - мы пролетаем над страусами, у них огромные яйца, как куриные, только намного больше!
Митька - хотелось бы попробовать яичницу из него.
Лена - что-ты, Митька, жалко маленьких страусенков!
Анна-летим дальше, настоящий исследователь обязательно изучит культурные традиции народа, населяющего местность. Так туземцы танцуют, чтобы вызвать дождь.
Лена - Анна Юрьевна, это же смешно, тоже мне синоптики.
Анна - Лена, понимаешь, в этих краях редко бывает дождь, и эти люди верят, что могут управлять природой.
Митька - это шаманы, я читал, они ещё у индейцев Северной Америки есть.
Машенька - ты глупый, Митька, где Америка, а где Австралия, это ж разные места. Их океаны разделяют.
Анна - Митя прав! Одинаковые культурные традиции присущи разным народам планеты. Даже у нас на крайнем Севере это еще сохранилось.
Дети и учительница летят дальше.
Анна- как хорошо, что вы меня внимательно слушаете на уроке...

Явь 2
Девочка Аня просыпается в подполе. Открывает компот жадно пьёт. Слышит, что немец ещё в доме. Завели пластинку. Аня знает немецкий хорошо, понимает что родителей убили. Тихо плачет.
Немец 1-крови сколько от них.
Немец 2-а ты, что хотел, ботинок не замарать? Это война.
Немец 1-главное, что за правое дело.
Немец 3 - отставить, работаем. Шнапс мне на лысину, если в этом доме не найдётся, чем поживиться. Берем только самое ценное.
Немец 1- Шнапс... хорошо бы.
Немец 2 - русской водки выпей.
Немец 1 - ага, чтобы сразу без боя латы на полку. Отравлюсь же.
Немец 3- я бы не стал пить из свиной лоханки.
Смеются.
Аня трясёт головой, затыкает уши.
Дом затихает. Аня тихо всхлипывает, ищет картошку, грызёт. Слышно как двигают стол наверху, резко свет ударил в лицо. Аня зажмурилась. Вниз заглядывал немецкий солдат. Приглядывается, видит Аню. Спускается вниз, долго смотрит на нее, поднимается наверх. Аня стоит неподвижно, зажмурившись.
Немец 1 - Библия. Хлеб. Вода. Тихо!
Спускается опять, оставляет на полке несколько предметов. Вылезает наружу. Закрывает люк. Слышно как двигает стол.
Аня медленно садится, плачет. Долго лежит неподвижно.
Опять засыпает.
Сон 2
Девушка Аня 17 лет. Бежит под дождём. Лето, жара, запахи скошенной травы. Её встречает любимый, они счастливы.
Дождь стеной, прохладный, чистый.
Гера - а ты кем хочешь стать, когда вырастешь?
Аня - смеётся - смешной ты, мне уже 17 лет! Я взрослая.
Гера - а выглядишь моложе.
Аня - я учусь на историческом, в МГУ. 1 курс.
Гера- умная наверное, раз туда смогла поступить, а я вот только училище закончил. Столяр я.
Аня - ну и ничего, главное при деле. А знаешь, о чем я мечтаю?
Гера - нет.
Аня - я тебе расскажу, только ты не смейся, я хочу стать настоящим археологом! Путешествовать хочу. Я с самого детства увлекалась географией. Видел бы ты, как выглядела моя комната! Вся в картах, глобус, картинки с изображением таких странных животных, каких ты сроду не видывал! А вообще, я хочу детей учить. Вот у нас как учат в школе? Рассказали, картинку показали и все, дальше сами, только и фантазии. А я хочу детей прям на раскопки с собой брать или просто с ними путешествовать. Проходим мы, например, тему "Австралия" или "Африка" и едем туда! И там дети видят все это своими глазами. Представляешь, как это было бы славно. А потом сами и рисуют этих животных, растения, население, и сочинения пишут и историю интересней изучать.
Гера - ну, не знаю. Сомневаюсь, что мне бы захотелось к туземцам в племя, а вдруг они людоеды?
Аня - А мне кажется, что детям было бы намного интересней учиться. Вот та же анатомия, биология, даже математика - это же все нужно в натуральном виде изучать. Это же гораздо интереснее, чем скучные уроки.
Гера - особенно анатомию, ты прям реформатор от образования. Тебе бы возглавлять какой - нибудь департамент.
Аня - ребёнку должно быть интересно учиться! В это я верю свято. Иначе все впустую, ты вот, помнишь, что проходил в первом классе? А во втором? А в третьем? Так вот, если бы ты изучал все так, чтобы можно было это пощупать, понюхать, или потрогать намного лучше бы запоминал!
Грохот, выстрелы, все вокруг становится чёрным и страшным.
Аня - это война? Опять война?
Гера - нет, нет никакой войны! Она тебе просто снится.
Аня - я боюсь, боюсь, Гера, обними меня скорей, мне страшно!
Гера - ты умная, очень умная. Пойдём в кафе. Чаю выпьем, тебе, чтобы силы были, нужно что-то сладкое съесть.
Аня - да, сладкое я с детства люблю.
А называть меня будут Анна Юрьевна Белова - самая лучшая учительница в мире!
Явь 3
Аня просыпается от резкого звука. Запах гари, дым. Дом подожгли. Девочка открывает банку варенья жадно ест.
Я - Анна Юрьевна Белая, люблю сладости и географию, а еще я люблю спать. Я не буду плакать, не хочу. Это варенье-кровь, кровь моих близких, моих родных. Я набираюсь от него сил. Я знаю, что все это только страшный сон! Всё это не может быть правдой. Не может один человек просто так прийти и убить другого человека. Не может мать просто бросить своего ребёнка в подпол. Поставить сверху стол. Это все не правда. И все эти годы войны тоже ночной кошмар. И все люди, убитые в этой войне живы! Живы! Живы! Не может быть, чтобы они умерли. Мама, мама, папа... Вы здесь, я знаю, разбудите меня, разбудите, пожалуйста. Мне снится очень страшное. Разбудите меня...
Аня задыхается от дыма, теряет сознание.
Сон 3. Последний.
Девочка Аня 12 лет бежит по зелёной траве. Небо над ней мирное голубое. Ни одного облачка. Солнце тёплое и не жжется. Аня очень хочет пить. Приникла к ручью, вода чистейшая, вкусная. Навстречу ей идёт мама. Зовёт её, тянет руки. Девочка хочет ещё погулять, но мама делает строгое лицо и говорит, что папа ждёт её к обеду. Девочка обнимает мать, прижимается к ней, чувствуя её особенный запах. Вместе они идут домой, сердце девочки наполнено любовью и счастьем.
Аня - мама, мама, мне такой кошмар приснился.
Мама - ничего, это сон, забудется.
Аня - мама, я буду учить детей географии, я поняла, я буду учить детей географии...
Мама - будешь, будешь, обещаю. Здесь много детей.
Аня - мы теперь будем жить здесь?
Мама - идём скорей, папа ждёт.
Аня - мама я придумала, мы будем летать над городами и континентами и изучать все. Я буду путешествовать вместе с учениками.
Мама - будешь, Анечка, обязательно, будешь. Идём. А почему рот вареньем измазан?
Аня- а потому что я самая большая сладкоежка в мире!
Уходят вдоль реки. Свет застилает пространство.
Занавес
2020год


Рецензии
Пронзительно и горько!

Сколько таких вот снов где-то растаяло или до сих пор витает, отдаваясь болью в сердцах живых и слезами на глазах...
"И, глядя вниз на наш двадцатый век, к вам тихо прикасаемся руками, и думаете вы, что это снег..."

Из песни военных летчиц из к/ф "В небе ночные ведьмы"

Надеюсь увидеть эту пьесу воплощенной в постановке!

Светлана Кулинич   13.05.2021 15:49     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание и добрые слова.

Наталия Донских   13.05.2021 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.