Рыжая

Русским медсестрам, погибшим в Афганистане, отдав долг своему Отечеству, посвящается.


   У нее были удивительно рыжие волосы и белая как у альбиноса кожа, круглое лицо с веснушками неожиданно обрамляли сильные скулы, как бы сообщая миру – не заблуждайтесь, я могу и в нос дать. В нашем дворе она была заводилой. Какие «казаки-разбойники» без Рыжей? Однажды, попав в плен, она не только сбежала, но и «языка» привела, мы потом долго праздновали  победу.  От природы обладая сильным характером, Рыжая воздействовала на людей магически и ребята тянулись к ней. Черная шелковица во дворе была съедена еще зеленой, хрупкие ветки её сломаны, а у ребятни поголовно болели животы. Автором сценария была, конечно, Рыжая. Или: завяжем поперек дворовой аллеи ниточку, а как стемнеет, припозднившийся прохожий налетит на неё, чертыхаясь, - вот смеху-то было!
   Она жила с отцом, который, к слову, был кандидатом геологических наук, на дверях их квартиры висела табличка « Ескин Е. В., доцент». Забавно и неожиданно было видеть эту табличку в малосемейке, где у многих и двери-то не были покрашены, а окошки маленьких кухонь выходили в длинный коридор, наполняя его нехитрыми ароматами. Впрочем, ни отец, ни дочь домоседами не были: ученый Ескин был одержим поисками минералов и рьяно собирал материал для  «докторской», Рыжая только рада была такой свободе и постоянно пропадала во дворе. Мать её умерла, когда она была совсем маленькой, отец часто уезжал в экспедиции, поэтому самостоятельной наша Рыжая стала рано, взяв на себя обязанности хозяйки дома.
    Вообще-то «рыжую» звали Наташей, но это имя ей не подходило. Наташа должна быть мягкой, нежной, покладистой, а это была не девчонка, а сорвиголова. Обладая явными лидерскими качествами, она «строила» весь двор и себя никому в обиду не давала. У нее были свои методы воспитания характера. Например, она могла посадить семилетнего несмышлёныша в троллейбус, сесть вместе с ним, а потом выйти на «конечной» и оставить одного, приговаривая:

                - Слушай, не хнычь, а соображай, в следующий раз запоминай дорогу и учись спрашивать, если потерялся.

После такого стресса, ребята быстро «мужали» и даже не пытались жаловаться родителям. Училась она ни шатко, ни валко, потому что не было контроля взрослых, а уверенности и смелости ей было не занимать.
    Прошли школьные годы. Рыжая с папой переехала в новый микрорайон и мы больше не виделись. Кто-то говорил, что Наташка хотела в Армию пойти, все качества бесстрашной амазонки у неё имелись - не взяли, так она от злости в мед. училище поступила – была она у нас во дворе самой стойкой по части ранений – ни порезов, ни крови, ни переломов не боялась, да еще и на других прикрикивала:
                -  Что ты сопли распустил, не плачь, твоя ранка, как медузе - ракушка.

   После училища Рыжая служила в медсанчасти,  в городе. Однажды ее вызвали к начальнику. Войдя в кабинет, удивилась – в сборе были все медсестры подразделения. Начальник – строгий дядечка весомых достоинств мощным басом спрашивал, кто желает поехать на передовую, в Афганистан. Семейные  - встали в оборону, а из свободных оставалась только она, Наташка. Боязно к моджахедам - то ехать, но прапор надавил:

                - Ты – молодая, бездетная, если не поедешь,
придется других по разнарядке заставить, из семей выдернуть.
Пришлось соглашаться.
     Офицеры готовились к такой службе в училищах, солдаты – в учебках, только женщин брали без подготовки, с «корабля – на бал» и …машите, крылышки...
     Кабул их встретил страшным зноем и пыльной бурей. Войсковая часть 2… мотострелковой дивизии, куда попала Рыжая, находилась недалеко от города К…, на горном плато. Там  их бригада оставалась недолго, а после была переброшена в кабульский центральный госпиталь. По ночам, когда обманчивая тишина накрывала эти места, а занавешенная пылью луна едва виднелась сквозь густой песчаный шатер, раздавался резкий свист несущихся снарядов. Днем их траекторию можно было проследить, а ночью снаряды проносились, казалось повсюду, устраивая какофонию и сея страх. В один из праздников, госпиталь и казармы подверглись мощному обстрелу, многие ребята погибли. Наташку чуть задело осколком, а она лишь усмехнулась, - мало, кто из её коллег мог похвастаться таким высоким болевым порогом. Операционная медсестра Ася получила тяжелое ранение в ноги, ей грозила ампутация. Наташино сердце дрогнуло, когда она увидела выбежавшую на крыльцо медсестру в шоковом состоянии. После операции её первым  же рейсом отправили в Союз.
      Медсанчасть тяжело снабжалась водой, цистерны с живительной влагой обстреливались так же, как и другие объекты, а вода была жизненно необходима для операций, да и просто для жизни. Солдат и местных жителей лечили от таких болезней, о которых в её стране уже давно забыли. Тиф, паротит, амебиаз…. Болезни для советского человека оставшиеся в прошлом, здесь – процветали, и Наташа, как и все медики, работала, не считаясь со сном и отдыхом, думая про себя: «Дома отдохну, не на курорте». Погибнуть можно было и в больнице, и под обстрелом в горах, куда санинструкторы выходили с бойцами для прикрытия колонн и десантных бригад. Одна из самых милых и кротких, улыбчивая медсестра Зоя попала под обстрел, поднимаясь в горы с группой ребят из спецназа.
      В один из дней Рыжую отправили сопровождать колонну с медикаментами и спиртом для полка, в город. Ехали долго, каменистая дорога, с обрывами по обеим сторонам, петляла, не давая шофёру отвлечься. Внезапно, дорогу перегородил грузовик и встал как вкопанный перед Камазом. Из засады вырвался огневой шквал. Первыми погибли те, кто был наверху БТРа – у ребят заклинило пулемёт, тогда Наташка, недолго думая, забралась под брюхо нашего грузовика и давай мочить врага, ведя огонь по душманам. Ребята только «магазины» подбрасывали, пока не пришла подмога. В машине ехало крупное начальство, так многие из них в штаны наложили, едва дождавшись конца канонады. Нельзя сказать, что Рыжая не струхнула, но уникальная способность чувствовать слабую сторону противника и врожденная удаль спасли её от неминуемой гибели. С железным стержнем оказалась наша Рыжая.
     Когда комдив вручал ей награду «За Отвагу!»,  зеленые глаза  её блестели, и волосы сияли победной рыжиной, нарушив строгий образ военмеда.
                - За проявленные мужество и героизм…, - торжественно произнес полковник.
                - Служу Отечеству! - звонким голосом ответила  Рыжая , вытянувшись в струнку, и по загорелому на афганском солнце лицу ее разлился яркий румянец.


3 мая, 2021 г.

Рассказ опубликован в Альманахе «Триумф короткого рассказа»,- Кишинёв, 2025.

АВТОРСКОЕ ПРАВО на произведение защищено ЗАКОНОМ Российской Федерации.
При цитировании прошу давать ссылку на АВТОРА.


Рецензии
Здравствуйте, Ирина! Благодарю вас за пронзительный рассказ! Понравился стиль, легкий слог, сюжет, лаконизм. Уверена, таких бесстрашных "Рыжих" в наших подразделениях много и дай им Бог удач в непростом воинском ремесле. С уважением и теплом, Зоя

Декоратор2   17.04.2025 12:14     Заявить о нарушении
Спасибо вам! Такой горячий отклик в душе - самая большая радость для писателя. И дай бог нам больше таких героев и героинь! Счастливой Пасхи вам и всех благ!
С теплом -
Ирина.

Ирина Белявская   18.04.2025 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.