Кино для зрителей 50-х годов

Для зрителей 50-х годов кино было серьезным делом, и уж, никак не развлечением. Оно представляло собой особый мир со своими маршрутами, привычками, ритуалами. И есть смысл вспомнить, какими зрителями они были - люди пятидесятых годов? И просто, какими они были людьми.
  Позвольте представить вашему вниманию коллективный монолог, родившийся из воспоминаний московских кинозрителей. Люди говорили эмоционально, не жалея громких фраз. Это люди разных профессий, разного жизненного уклада, их соединило и породнило искусство кино, любовь к кино, которую они пронесли с собою всю жизнь.

Доктор химических наук в 80-е годы Юрий Шумяцкий:
- Когда во второй половине пятидесятых появились по-настоящему хорошие фильмы, они "испортили" нам вкус. Нам разонравилось то, что нравилось прежде. А поначалу восторженно принимали все. Даже парадные ленты типа "Падения Берлина". Наверное, мы очень любили сказки.
  Сейчас много спорят по поводу " Кубанских казаков". Тогда никаких споров не было. Зрители встретили фильм восторженно. Меня, например, абсолютно не волновало, еда или муляжи были на экране, как, впрочем, и то, что подавляющее большинство моих современников не то что не ело - никогда не видело этих лакомств. На экране жили счастливые люди, и это было главное. А один одноклассник, выслушав мои восторги, сказал:"Ну и дурак же ты! В стране голод, жрать нечего!"..
 
Пенсионерка Любовь Любинская:
- Жизнь была пронизана мелодиями песенок Лолиты Торрес и Раджа Капура. Мы влюблялись в Жерара Филипа, стремились прорваться на стадион "Динамо", где наш кумир выходил в длинном плаще на зеленое поле и делал первый удар по мячу в футбольном матче СССР - Франция.
  Когда после смерти Сталина стала меняться атмосфера в стране, поменялись постепенно и наши киновкусы. Вспоминаю, с каким восторгом встретили скромный по нынешним временам фильм " Дело Румянцева".

Инженер Владимир Лункин:
- Не раз я встречал на "Динамо" неизменную троицу: киноартистов Петра Алейникова, Михаила Пуговкина и артиста эстрады Белова. Актеров звали тогда часто по именам их персонажей. Так, Алейников был для нас Ваней Курским. Болельщики на трибуне порой терялись, следить ли им за игрой или слушать громкие и ужасно смешные обмены репликами, где солировал Ваня Курский.

Инженер Валерий Лапавок:
- Фильмы второй половины пятидесятых - "Сорок первый", " Летят журавли" - наполняли ощущением свежести. Увидев их, мы поняли, что кино - искусство, способное подниматься до самых высоких вершин. После кадра в "Балладе о солдате", где танк преследует Алешу Скворцова, мы уже не могли больше прежними глазами смотреть кино.

Так что же, сказка ложь? Я считаю, что зрители пятидесятых так не думали. Их воспоминания, свидетельства серьезного отношения к кино, как к искусству. Кинематографисты сегодняшнего времени, думаю, завидуют своим коллегам, работавшим в ту переломную эпоху. Тогда, любое кинопроизведение казалось зрителям если не шедевром, то уж, безоговорочной удачей - это точно! Конечно, может и не стоит этому завидовать, потому что слишком мало радостей было тогда у людей, слишком скуден выбор развлечений, да еще период малокартинья был. Поэтому большая часть фильмов, которыми восхищались, отнюдь не были шедеврами. И вот с конца пятидесятых начали строить кинотеатры-гиганты, и с их появлением закончилась целая эпоха в истории кинематографа, время, когда кино соединяло людей. Теперь, собрав под крышей грандиозных кинодворцов тысячи зрителей, оно все больше разьединяло их. А тогда представим: до начала сеанса еще двадцать минут, мы в фойе старого кинотеатра...
Говорят зрители:
- В фойе играли оркестры. Послушать, например, джаз Лаци Олаха в " Уран" приезжала вся Москва. Блистательная Ружена Сикора пела в "Художественном"...
- А мне всегда немного жаль было немолодых певиц в длинных красивых платьях с чернобуркой, певших посреди людской толпы, на крошечном подиуме.
-  В фойе " Ударника", перед началом сеанса были танцы. И летом, и даже зимой. Зимой танцевали в пальто.
-  Чего только не встретишь в обшарпанных закоулках крошечной "киношки". Сейчас в фойе новых типов кинотеатров, чего только нет и игровые автоматы всякие, но привлекают они все больше подростков, а ушедшие в прошлое развлечения притягивали всех.
-  Конечно, скажете, в воспоминаниях всегда так: и деревья были выше, и небо ярче. Но, честное слово, свистели мы, когда у механика рвалась пленка, громче и яростнее, чем нынешние зрители...
(В диалоге принимали участие инженеры 80-х годов А.Немчинов и И.Россинский).

А вот, что вспомнил про маленькие кинотеатры своего детства зав.лабораторией МАДИ в 80-х годах А.Когенман:
- Кинотеатров в ту пору было много - маленьких, непрезентабельных, но каждый из них имел свое лицо. И у каждой улицы, каждого двора была своя " кинозона". Мы считали "Уран" или "Форум" продолжением двора. Все вместе - дом, двор, школа, кинотеатр - это, наверное, и составляло ту малую родину, о которой так часто говорят сегодня.
  А какие были названия у кинотеатров! Они притягивали самими именами своими - таинственными, даже сказочными - "Арс", "Колизей", "Орион", "Метрополь"... Сам поход в кино уже был ритуалом. Одевались тщательно, едва ли не так же, как сейчас - в театр... Билеты достать было трудно: без очередей дело не обходилось. На французскую Неделю стояли даже ночами.
  Самым большим мальчишеским везением и ловкостью считалось умение протыриться без билета. Для этого надо было караулить у выхода из кинотеатра, пока закончится сеанс. В "Форуме" туалеты расположены рядом с выходом, и мы наудачу сигали мимо выходивших зрителей. Ну, а когда я знакомился с девушкой, то, конечно, приглашал ее в кино. Только в кино! Сводил в кино - значит, ухаживаешь!

Рассказывает заслуженный мастер спорта, в прошлом хоккеист сборной страны и московского "Спартака", потом спортивный комментатор Евгений Майоров:
- В юности для меня вехой стал фильм " Аттестат зрелости" - дебют в кино Василия Ланового. Шел 1954 год, это был фильм о моих сверстниках, о проблемах, которые волновали каждого, бурно обсуждались.
  Нас, спартаковцев, часто приглашали в те годы на просмотры на "Мосфильм", студию имени М.Горького. Многое, конечно, стерлось в памяти, но главное, думаю, осталось. Осталась музыка. Сколько тогда было музыкальных картин, какие там были песни! Может быть, здесь кроется секрет успеха " Кубанских казаков", других фильмов? Музыка входила в жизнь органично, легко, и народ тут же подхватывал любимые мелодии Дунаевского, Блантера, Хренникова.
  Знал в ту пору многих актеров. Они часто занимали места на трибунах. Так, завсегдатаем футбола и хоккея был Михаил Яншин. Мы подружились с Вячеславом Тихоновым, не пропускавшим ни одной московской игры "Спартака". Видимо, в драматургии спортивного зрелища они находили что-то близкое и важное. А мы тоже чувствовали себя немножечко артистами, тем более, что к рубежу пятидесятых и шестидесятых хоккей стал популярен едва ли не так же, как кино.

Костя, герой фильма " Покровские ворота", воссоздавшего образ Москвы тех давних лет, говорит: "Поверьте историку - осчастливить против желания нельзя".
  Чем только не пытались " осчастливить" нас с тех пор! В том числе и скучными парадно-помпезными кинозрелищами, несмешными комедиями, насилием над историей и над истиной. Чего только не выдумывали в исторических сагах про государственных личностей. Кажется, что все сплетни мира собрали для постановки фильма про Екатерину Великую, при чем, ни одного достоверного исторического факта - одни сказки и присказки. А про современные фильмы о войне я уже писала в статье о том, почему не хочется смотреть такие фильмы!
Так что - Большому кораблю, Большое плавание! Фильмы пятидесятых продолжают бороздить просторы киноискусства и тревожить наши современные умы, заставляя нас смеяться, плакать, сопереживать и... Любить!


Рецензии