Транзактный Анализ и когнитивное развитие

      Являясь наукой о личности человека и законах коммуникации, может ли транзактный анализ способствовать когнитивному развитию? Или, используя транзактный анализ, его законы, можем ли мы, родители, учителя, психологи, помогать ребенку развиваться и высвобождать когнитивный потенциал? Безусловно, да. Что же для этого нужно и какие концепции ТА будут подходящими для использования?
Эго-состояния
     И в первую очередь, это - концепция об эго-состояниях. Посмотрим, как Эго-состояния влияют на когнитивные процессы. Заглянем с вами для этого и посмотрим, что происходит в детском саду. Способ проверки - по рисункам на занятиях изобразительного творчества.  Рисование в садике - что ни возьмешь в руки - маленькое произведение искусства. Подобно примитивным наскальным рисункам, они восхищают своей простотой и гармонией. Цвета - яркие, насыщенные, свободно выражающее чувства и  отношения автора. И это... Позитивный Свободный Ребенок. Теперь заглянем на выставку детских рисунков в школу... Вот уже пол года прошло как дети учатся в первом классе... На листках бумаги шаблонные зайцы из мультфильма, Несчастный тупой волк, страдающий от заячьих шуток... И это Негативный Адаптивный Ребенок. И это значит, что дети в этот момент чрезмерно стремятся следовать образцу. Но в мышлении нет образца, невозможно мыслить в голове чужими словами, чужими фразами. Можно мыслить только свои собственные мысли, а иначе, в голове происходит "стопор", и ребенок, вызванный для устного ответа к доске, либо молчит, либо рассказывает урок как выученное наизусть стихотворение. Таким образом, нам далее будет важным определить, чем определяется активность того или иного Эго-состояния.
     Один из важных факторов внешней среды здесь будет эмоциональная безопасность. Эмоциональная  безопасность - это отсутствие безусловных негативных поглаживаний, ("я тебя ненавижу"), атрибуций, пластиковых поглаживаний, поглаживаний с жалом, Негативных Посланий (проклятий Родителя-Ведьмака).

Приказания и разрешения

      Концепция Приказаний  и Разрешений, или Позитивных Посланий, следующая концепция, которая пригодится для управления развитием когнитивного потенциала. Разрешениями здесь называются специфические психотерапевтические интервенции, направленные на высвобождение каких-либо позитивных личностных потенциалов, способствующих также  их последующему развитию соответственно стадиям развития человека. Разрешения помогают "справиться" с приказаниями, с негативными сценарными решениями, ограничивающими личностное развитие и выборы в поведении.
      Какие из приказаний будут негативно влиять на когнитивные способности и развитие? Как ни странно, все 12! Только каждое из них  будет иметь свой механизм влияния, и свое место в "Цикле опыта" и в постадийной структуре развития.
1. Так, приказание "Не делай", ограничивающее двигательную активность ребенка, ограничивает развитие мышления на самой его первой стадии - стадии формирования наглядно-действенного мышления, когда ребенок "мыслит" через действие с предметом.
2. Приказание "Не чувствуй" отделяет  ребенка от его чувственного опыта, получаемого благодаря действию с предметом, опыта, который  должен впоследствии стать материалом для рефлексии.
3.  На 1 и 2 ступеньках процесса обработки информации может также оказывать влияние приказание  "Не будь ребенком", так как оно ограничивает непосредственность любознательности и  креативность (Свойственные Свободному Ребенку), важные при поиске взаимосвязей между изучаемыми свойствами, явлениями, событиями.
4. Приказание "Не доверяй себе" препятствует пониманию полученного опыта новым способом, препятствует  выводам о его полезности или бесполезности.
5. Приказание "Не думай" затрудняет рефлексию, анализ, выявление причинно-следственных связей,  обобщение, выводы, концептуализацию. - то есть противостоит способности понятийного мышления.
6, 7, 8 и 9. - "Не будь здоровым ментально", "Не расти", "Не будь самим собой" и "Не будь важным" - препятствуют адекватной концептуализации, и также связаны с понятийным мышлением . Каким образом здесь задействовано приказание "не будь собой?" - Быть собой это означает в числе прочего думать свои собственные мысли, вместо того, чтобы пользоваться чужими образцами.
10 и 11. Далее, завершая свое влияние на цикл опыта,  следуют приказания "не будь", "не будь важным" и "не будь первым". Поскольку процесс двигается далее к разработке нового плана действий на основе уточненного представления об окружающем мире, а новый план должен быть реализован , открыт миру в действиях.
      Противоядием, или антигеном приказаниям, или, точнее говоря, сценарным решениям являются  разрешения - психотерапевтические интервенции, расширяющие диапазон возможных выборов в решениях и поведении.
Вот разрешения, которые могут оказаться полезными для когнитивного развития:
Ты можешь спрашивать любые вещи.
Тебе не обязательно следовать мне (образцам) буквально, но ты можешь быть точным  и ясным в том, как ты думаешь.
Твое мнение важно для меня.
Ты можешь думать свои собственные мысли.
Ты можешь думать и чувствовать одновременно.
Ты можешь научиться различать поступки и мысли.
Ты способен понимать, что хотят от тебя и что ты хочешь сам для себя.
Ты можешь брать время на размышление, прежде, чем дать ответ.
Ты можешь делать правильные выводы относительно того, какой ты и каков мир.
Поглаживания
      Следующая важная для когнитивного развития концепция - это концепция поглаживаний. Согласно этой концепции, мы развиваем то в детях, что поглаживаем, независимо от того позитивные ли это поглаживания или же негативные... Но в таком случае, нужно знать, что все-таки и как поглаживать, и иметь в педагогическом наборе не только "Молодец" и "Умница" , но и много еще всяких-яких разностей.
Знать, что именно из этих "разностей" вы хотите развивать
и тогда давать поглаживания за:
- правильное понимание задачи, вопроса,
- нестандартность и оригинальность (нестандартные решения),
- аналитические способности,
- широкий кругозор,
- умение обобщать, делать выводы, заключения,
- умения сравнивать и анализировать,
- осведомленность и компетентность,
- создавать в своем воображении различные модели реальности и многое, многое другое.
И, в противовес, с помощью негативных условных поглаживаний, можно формировать
- неуверенность в себе и результатах собственного мышления,
- глупость и леность к точным наукам,
- равнодушие к собственным достижениям, и многое-многое другое.
  Обращаясь к личностным ресурсам с помощью разрешений, позитивных посланий и поглаживаний,  мы можем  способствовать когнитивному развитию и взрослых, и детей. Конкретные подходы, часть из которых описана выше, сформулированы в образовательном транзактном анализе, рассматривающем как вопросы воспитания, так и вопросы обучения.
Литература
1. Ян Стюарт, Венн Джойнс Современный транзактный анализ. издательство "Социально-психологический центр, СПб, 1996.
2. Памела Левин. Циклы Силы. Стадии развития ребенка и человека, СПб, "Метанойя", 2017.
15 Приказания Не чувствуй (печаль, гнев), не думай (над решением проблем: они думают только над тем как перехитрить)


Рецензии