Системный подход при оценке причин поведения ребен

Случаи из практики.

     Системный подход  используется в диагностике  и лечении детей с нарушениями в поведении. Признается, что ребенок, как правило, является выразителем симптома нездоровой семейной системы, как ее слабое звено, а в лечении нуждаются  скорее взрослые или также и взрослые члены семьи, не менее чем один из них, нежели ребенок, несмотря на то, что их поведение в рамках семьи кажется здоровым.
     Этот же подход применим и для понимания причин нарушения поведения детей в школьной среде. Проблемой школьных и дошкольных групп является частая встречаемость «козла отпущения» или  «черного барашка», то есть такой внутригрупповой фигуры, которая становится объектом для сливания внутригруппового гнева.
     Начиная примерно с 4 лет ребенок становится  заинтересован в более широком социальном окружении, чем семья, и это окружение приобретает еще большее значение для него в школьный период.
     Значение сверстников в жизни ребенка постоянно возрастает, и огромное значение приобретает для ребенка и школьный учитель, соответственно и его требования, ожидания, правила и знания. В силу значимости взаимоотношений со сверстниками и учителем, взаимоотношения в школьной группе могут существенно влиять на поведение, чувства и мышление ребенка.
     В рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся в начальной школе, автору этих материалов удалось проанализировать  случаи отклоняющегося поведения учащихся и обнаружить высокую роль в их формировании системы взаимоотношений и культуры поглаживаний (транзактный анализ), принятой в конкретном школьном учреждении и в классе, где обучается ребенок.

      Случай 1. Во 2 классе 3 мальчика систематически преследовали девочку из своего же класса, дразнили «вонючкой», оскорбляли. Девочка из семьи, где взрослые злоупотребляли алкоголем, получала недостаточно заботы,  ее одежда не стиралась, поэтому присутствовал запах от одежды. В классе учитель с характерным авторитарным стилем руководства, склонный к сверхкритичному поведению в отношении к детям и традиционно не допускающий критики и возражений со стороны детей в свой адрес или в адрес других взрослых. На основании наблюдений за классом  на уроках, и на переменках, учителю было рекомендовано увеличить  количество положительных как условных, так и безусловных поглаживаний к этим трем учащимся как за учебную, так и за внеучебную деятельность (участие в экскурсиях, во внешкольных общественных мероприятиях, уборка класса, дежурство на переменках, и т.п.). Учитель (классный руководитель) активно выполняла рекомендации психолога. Ровно через месяц мальчики полностью потеряли интерес к преследованию девочки, несмотря на то, что проблемы с запахом мочи от ее одежды продолжались.
      Рассматривая проблемы семьи и ребенка школьного возраста, необходимо принимать в расчет всю ситуацию ребенка в школе, то есть осуществить системный подход, для того, чтобы сделать правильные выводы и рекомендовать семье правильные действия по оказанию психотерапевтической, психологической или социальной помощи семье и/или ребенку.
      Анализ случаев агрессивного, дезадаптивного, разрушительного поведения учащихся  в школе обнаруживает, что  в основе его могут лежать несколько причин, при этом в каждом случае не менее одной из них:
1)    Жестокое обращение с ребенком внутри семьи, ребенок повторяет поведение родителей в школе,
2)    Подавляющее  поведение учителя, нарушающее границы учащихся и вызывающее гнев, и в то же время формирующее условия для невозможности его выражения по отношению к учителю,
3)    Излишне либеральное отношение учителя к регулированию ситуации в классе, в результате чего недостаток правил и контроля приводит к вседозволенности, в условиях которой некоторые дети берут на себя задачу по «восстановлению справедливости», чего не самом деле они не способны выполнить в силу возрастных особенностей и отсутствия на то социальных полномочий.

     Второй случай, также как и первый приведенный случай, относится к причине «2».
Случай 2. Учащийся 4 класса. Стоит вопрос о выведении ребенка из класса. Ребенок ведет себя агрессивно по отношению к одноклассникам, постоянные обиды, конфликты, драки, борьба из-за вещей и слов, Один из последних эпизодов - дети отказываются принимать его в игру, в отместку он портит им рисунки.
     При анализе ситуации обнаруживается, что дневник учащегося буквально испещрен замечаниями учителя, записываемых красными чернилами в его дневник ежедневно, систематически, при этом другим детям, участникам конфликта, замечания при прочих равных условиях в дневник не записываются.
     Учителю было рекомендовано полностью прекратить писать замечания в дневник, независимо от поведения ребенка, в случае необходимости о случившемся сообщать матери ребенка по телефону. В результате длительных переговоров учитель прекратила писать замечания в дневник, оставив его полностью в покое. Ровно через неделю неадекватное поведение ребенка прекратилось.
     Значение учителя и класса в формировании «Черного барашка» (козла отпущения) обнаруживает себя тем, что при выведении ребенка с отклоняющимся поведением из класса (перевод в другую школу, другой класс или перевод на домашнее обучение) через сравнительно небольшой промежуток времени в классе «появляется» новый «черный барашек», из группы детей, которые до этого момента вели себя адекватно.
     На наш взгляд, в рамках системного подхода, можно утверждать, что в обозначенных в тезисах случаях «слабым звеном» в цепочке является ребенок, в то время как причина проблемы находится во взрослом, и, возможно, в условиях функционирования группы, которые создаются условиями школы, например, повышенной наполняемостью классов, отсутствием регламента записей учителем в школьный дневник и др.
   
 


Рецензии