Притча 5. Настоящий мужчина

 У порога своего дома сидел старик и внимательно наблюдал за двумя соседскими ребятами: старший брат учил младшего искусству стрельбы из лука. Время от времени старший оглядывался на старика, в надежде увидеть одобрение в его прищуренных глазах: каждый в округе знал старика, как самого меткого стрелка.
Старик смотрел-смотрел, потом встал, громко вздохнул и, разочарованно махнув рукой, пошел по пыльной дороге села, опираясь на палку.
Старший брат, заметив жест руки старика, кинулся ему в след:
 – Постой, уважаемый. Я учу брата метко стрелять из лука. Я заметил твое разочарование, что я сделал не так? Я лишь хочу, чтобы он стал настоящим мужчиной!
 – Вначале тебе самому нужно стать настоящим мужчиной, – строго ответил старик.
 – Я метко стреляю,  могу попасть в глаз газели с первого выстрела. Почему ты считаешь, что я не мужчина?
 – Ни борода на лице, ни меткая  стрела и не крепкие кулаки делают человека мужчиной, – продолжая свой путь и не глядя в глаза юноше, сказал старик.
 – Прошу, остановись, уважаемый. Я рос без отца и с ранних лет пытался быть опорой семьи. Никто не учил меня мудрости жизни. С ранних лет я научился метко стрелять, чтобы поддержать мать и брата добычей с охоты. Прошу тебя, не уходи, скажи мне, уважаемый, что я сделал не так?
Услышав в голосе юноши отчаянное желание получить ответ на свой вопрос, старик остановился.
 – Бери свой лук и колчан. Шагай за мной. Я покажу тебе, что значит быть настоящим мужчиной.
На радостях юноша побежал за старцем, который вдруг бойким шагом направился к огромному дубу, одиноко стоящему в конце поля. Недалеко от дуба старик остановился.
 – У тебя пять стрел в колчане. Попадут ли в ствол дуба все твои стрелы?
 – С легкостью, с закрытыми глазами! Тут и прицеливаться нет надобности, – воодушевленно ответил юноша.
Одна за другой все пять стрел вонзились в дерево.
 – А теперь, вытащи из дерева все стрелы, внимательно посмотри и скажи, что ты видишь? – сказал старик.
 – Я вытащил все стрелы, отец, но сколько не всматриваюсь, ничего не вижу, – растерянно ответил юноша.
 – Если нет в твоем сердце наравне с мужеством милосердия и сострадания, то грош тебе цена. Я наблюдал за тобой. Ты учил своего брата стрельбе из лука, обижая и унижая с такой-же легкостью, как и вонзал эти стрелы, как ты изволил выразиться, “с закрытыми глазами”. Каждая стрела – это готовое обидеть и нанести боль, слово. Сейчас ты вытащил стрелы, а дерево плачет… видишь капли древесной смолы, что катятся по стволу? И через сто лет на стволе дерева останутся следы от твоих стрел. Так и на Душе человека остаются затянувшиеся раны от недобрых слов.
 – Я попрошу прощение, – понурив голову, прошептал юноша.
 – Слова сожаления подобны горному шалфею: трава облегчит боль от нанесенной раны, но рубец ведь останется, не так ли?
 – Я понял, отец. Спасибо. Теперь я знаю, каким должен быть настоящий мужчина. То, как я поступил – страшно.
 – Страшнее – это, когда нет уже в живых того, кому ты задолжал слова сожаления…


Рецензии
Я приучил себя искать, видеть, осмысливать многое, порой драматичное даже, с солидной долей иронии.
Но икебана из неравнодушия, мыслей, поступков, душевных полётов(а не лишь физиологическая догма - человек, то что он ест) - главное определяющее в человеке разумном. Вчера, сегодня, всегда!
Очень рад, Марина, что дышим, и чувствуем с Вами мы глубоко, свободно, синхронно!

Игорь Наровлянский   27.02.2024 19:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь. Едино-мышленики, со-чувствующие - эти, казалось бы простые и естественные человеческие качества, отсутствие которых определяет сегодняшний день.
Всех благ вам, М. Д.

Марина Давтян   28.02.2024 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.