Из истории народных движений в развитии Швеции
Ян Мелин, Альф В. Юханссон, Сюзанна Хеденборг о народном движении.
В Швеции народные движения в течение длительного времени представляли собой сущность шведской демократии, что имело как положительные, так и отрицательные последствия. Многие из современных партий – социал-демократическая, Народная партия, партия Центра, в определенной степени и Левая партия – тесно связаны с народными движениями, которые объединили в себе людей, имеющих какую-либо общую цель, так называемые организации по интересам, и работающих в них абсолютно бескорыстно.
К таким движениям следует отнести религиозные секты, движение за трезвость и профсоюзное движение. Спортивное движение позже тоже стали считать народным движением, как и организации квартиросъемщиков, потребителей, а также организации, объединяющие по интересам людей, связанных с сельским хозяйством. Период расцвета этих движений продолжался с последних десятилетий XIX века до второй мировой войны.
Народные движения XIX века часто строились по принципу прямой демократии. Члены организаций выбирали свои правления на выборах, где каждый обладал одним голосом. Проводилась большая работа по обучению рядовых участников движений навыкам публичных выступлений и умению управлять деятельностью объединений и обществ. Опыт функционирования этих организаций породил настойчивые требования всеобщего права голоса и парламентской формы правления.
В XX веке прямая демократия переросла в демократию представительную. Облеченные доверием руководители все четче осознавали, что их задача состоит в том, чтобы руководить своим коллективом и не только агитировать в пользу интересов его членов, но и раскрывать им суть этих интересов. Дистанция между руководителями и членами разных обществ увеличивалась. Организованные народные движения рассматривались всё чаще как застывшие демократии, которые подавляли новые идеи и оппозицию. Поэтому в последние десятилетия XX века появилось множество новых организаций с радикально настроенными активистами, с формами прямой демократии и участниками-энтузиастами.
Народные движения все еще играют важную роль в организации широких общественных групп по толкованию и защите интересов населения страны. Протесты против власть имущих обернулись тесным сотрудничеством с разными государственными институтами. Критика общественного устройства, характерная для народных движений, все более явно сводилась к защите традиционных идей и представлений, которые пересматриваются ныне в результате действия разнообразных факторов, когда одни пытаются активировать рыночные силы, другие индивидуалистические настроения, а третьи активируют результаты развития социально справедливых отношений в производстве и справедливом распределении общественных средств потребления.
Народные движения в Швеции возникли в конце XVIII – начале XIX века как движения протеста против разных негативных явлений существующих в общественном порядке Швеции. Простые крестьяне, прислуга и работники настойчиво утверждали свое право толковать слово Божье о справедливости, которое они сами могли прочесть в Священном писании. Религиозные сектантские движения отличало сильное стремление к тому, чтобы христианским вероучением была проникнута повседневная жизнь людей. В этих движениях воспитывалась самостоятельность не только по отношению к государственной церкви, но и к королевской власти и властям в целом. Во второй половине XIX века сектантское движение организовалось в несколько сильных свободных церквей, таких, как Методистская церковь (1876), Шведская баптистская церковь (1866), Шведский союз миссий (1878) и Движение Троицы (1913).
Движение трезвенников объединяло порядочных и ответственных граждан. Зачастую ими были женщины, глубоко страдавшие от любящих выпить и расточительных мужей. Моральные требования движения трезвенников касались как образа жизни отдельных людей, так и общества в целом. Из движения трезвенников вышло много членов риксдага и министров, которые привнесли в политику свою морально-нравственную порядочность. Движение трезвенников на местах обычно было организовано в общества, а к наиболее важным обществам относились Орден Храма Господня (Godtemplarorden – IOGT), ныне слившийся с Национальным Храмовым Орденом (NTO), а также близкое к рабочему движению Общество трезвости Верданди. Как видим, народ Швеции очень активно может организовываться в разные общества и движения, когда их волнуют какие-то негативные для них явления и почти всегда объединяется для добрых дел, как и во многих других социально развитых странах.
С первой половины XIX века увеличилось число наемных рабочих. Появившийся рабочий класс объединялся в профсоюзные и разные политические организации для борьбы за свои права и интересы, за ослабление безжалостной конкуренции как за рабочие места, так и за свою продукцию. Борьба за свои интересы соединялась с мечтой об ином, лучшем обществе, где рабочие были бы хозяевами в собственной стране и труд каждого чтобы приносил всем радость, что перекликалось и с религиозными традициями. Рабочее профсоюзное движение, организованное в Центральное объединение профсоюзов Швеции, и социал-демократическая рабочая партия в их единстве представляли собой мощное рабочее движение. В 1930–1940-х годах были созданы собственные профсоюзные организации служащих – Центральное объединение служащих и Центральная шведская организация работников с высшим образованием.
Перевёл Клас Омарк.
Свидетельство о публикации №221050600268