Ло, лоб и лось. Охота на слова

 
Более двух десятилетий я занимаюсь охотой на слова, а интерес к родному слову проявляю, можно сказать, с пелёнок; мать моя была мастерицей слова разбирать, но беда в том, что училась она в школе всего один год, а после – на курсах ликбеза. Она научила меня вслушиваться в слова. В начальных классах меня не раз подвергали насмешкам одноклассники за то, что многие слова я воспринимал не так, как все. Потом я усвоил нормы и не выходил за их пределы, а душа всё равно рвалась и пыталась увидеть связи между словами и частями слов там, где другие ничего особого не замечали. И охота на слова даёт мне возможность взглянуть иначе и на наш язык, и на нашу и заимствованную лексику, которой мы пользуемся сейчас, и на слова, которыми мы или наши предки пользовались в прошлом.

Иногда обидно становится, что мы забыли то, что знали наши якобы безграмотные прародители, которые и в школах-то часто не учились, говорили на родном языке правильно и по одной фразе узнавали пришлых и приезжих издалека. Я такими способностями не обладаю. Во-первых, язык стал другим, изменился под влиянием книг, обучения в школах и средств массовой информации, всё же я захватил, когда к нам в класс приходили новички с непохожим у нас произношением, и я горжусь, что мне поручали шефство над двумя такими учениками и уже через год они не отличались от всех нас. Во-вторых, язык письменный повлиял на устный, мы перестали вслушиваться в то, что нам говорят и что мы отвечаем. А в-третьих, информационные потоки стали столь обширными, как реки в половодье, что мы не вникаем в суть, скользим по поверхности, довольствуемся пеной даже там, где пора бы углубиться в содержание. И к тому же, прав Пушкин, мы всё больше становимся ленивыми и нелюбопытными, а диванные войска блогеров нового поколения отличаются вопиющей безграмотностью.

Сегодня в заголовок я вынес три слова ЛО, ЛОБ, ЛОСЬ. Я уверен, что они однокоренные, но любой школьник может обосновать, что они имеют разные корни. Выскажу свою версию, то есть своё объяснение, своё видение этого явления.

Слово ЛО в качестве самостоятельного слова (корня) мы не встретим ни в одном словаре, но в составе многих слов этот корень означает по сути инструмент (способ, орудие, возможность) получить или иметь то, что обозначено другой частью (другим корнем) этого же слова.  ВЕЗти – весЛО, СВЕТить – светЛО, СТРАШить – страшиЛО, ЖАЛить – жаЛО,  ШИть – шиЛО, СВЕРЛить – сверЛО, МАСЛить – масЛО,  МОТАть – мотаЛО (уверен, что многие не видели, как выглядело деревянное  мотало для формирования мотков пряжи перед покраской), МОЧить – мочаЛО, РУБить – рубиЛО,  ЧИСЛить – чисЛО, ТЕСать – тесЛО, ТОЧить – точиЛО.  Таких слов очень много.

Есть слова, где один из корней перестал иметь самостоятельное значение, то есть настолько сросся с ЛО, что отдельно как бы и  не употребляется. ГорЛО, горниЛО, бучиЛО, зубиЛО, зеркаЛО, лекаЛО, теЛО, чеЛО, чучеЛО, жерЛО и другие.

Мне, к примеру, не  нравится, когда задают вопрос, сколько синонимов у такого-то слова. Если в словарях и указывают иногда число синонимов, это характерно только для приведённого там ряда. Я всегда могу дополнить этот ряд. В случае со словом ЛОЖЬ в одном словаре я обнаружил 200 синонимов, но после изучения их я мог бы добавить ещё не менее десятка. Это яркое свидетельство о широком распространении этого явления в нашей действительности. По сути ЛОЖЬ вышла из берегов и стала опасностью номер один, как цунами.

Второе слово в заголовке – ЛОБ. Его мы найдём в словаре Владимира Даля, но прежде хочу напомнить, что в немецком языке  Lob [lo;p] существительное  - хвала, похвала, восхваление, признание, а loben [;lo;bn;] глагол -  хвалить, похвалить, расхваливать,  превозносить, возвеличивать, обещать.

ЛОБ м. лобик, лобок, лобочек; лбища, лбина м. чело, надбровье; часть головы, лица, между висков, от бровей до предела волос, или повыше, до темени, правильнее ж отличать лоб (чело), подтемянье и темя.
|| Передняя, выдавшаяся часть чего-либо: перед, фронтон дома, избы (немецк. Giebel);
|| стар. внутренность свода;
|| горн. стальная плоскость кричного молота, бой.
Медный лоб, наглец, бесстыжий человек.
Пить на лоб, выпить до капли, досуха.
Глядеть, коситься исподлобья, нахмурясь, сердито, угрюмо, недоверчиво, скрытно.
Семи пяденей во лбу, богатырь.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Лоб широк, а в голове тесно.
Выше лба уши не растут.
Не стоять бровям выше лба.
Со лба красив, да с затылка вшив.
Лбом красится, а затылком вши едят.
У вора ремесло на лбу не написано.
Наянлив (нахал, наглец – АЕ.) что муха, и стыда во лбу нет.
Ехал было за попом, да угодил в косяк лбом.
Кабы не обвысил, так бы прямо в лоб!
Хлоп его в лоб, да в мешок.
На Васильев вечер барашка в лоб.
Что в лоб, что по лбу.
Озадачил, как поленом в лоб, или как обухом по лбу.
Лбом стены не прошибешь.
Хоть лоб взрежь, ничего не помню!
Богатый-то с рублем, а бедный-то со лбом, кланяется.
Лоб забрили, годен. Лоб, или затылок? годно, или негодно, да или нет? от приема рекрут.
Лоб свербит, челом бить: с правой стороны, мужчине, с левой, женщине.
Лоб чешется, спесивому кланяться.
Лобовой, лбовый, лбяной ко лбу относящ. Лобовая сторона избы, перед. Лобовое колесо в машине, торцевое, прямостяблое, у которого кулаки или зубья по ребру, как продолжение спиц, противопол. коронное, гребенчатое. Лобовой кричный молот, подымаемый не с хвоста, а с переднего конца, от наковальни.
 Лбовая, или лучше лбяная кость, передняя часть черепа: она швами примыкает к темянным, височным и скульным костям.
Лобовой, по рекрутству, из первой очереди, в первую голову. Лобовая ж. кур. рекрутское присутствие. Лобный неправильно врачами употреб. вм. лбяной.
 Лобное место, возвышенность, холм, курган, сопка; место казни, видное со всех сторон; в этом знач. переведено в Евангелии calvarium, темя.
Лобное место, в Москве, каменная подвысь против Спасских ворот: никогда не было местом казни, а царским и патриаршим, при беседе с народом, при народных торжествах и молебствиях; с него же читались указы, приговоры; казни происходили близ, на площади Китай-города.
Спорили мыши за лобное место, где будут кота казнить.
Лобный обед, званый и парадный.
 Лобковый к лобку относящ. Лобковый мех, набранный или составленный из лобков. Лобатый, лобоватый, лобчатый, со лбом, на лоб похожий, выдавшийся сводом вбок, округлый и выпуклый, окатистый. Лобастый, широколобый, большелобый. Лобаста ж. лопаста вят. астрах. русалка, водяная, шутиха, шутовка. Лобастость ж. свойство, принадлежность лобастого. Лобан, лобарь кур. лобырь, лобастик, лобатик пск. лобастый человек, скотина. || Лобань, черноморск. и лобас, рыба кефаль, голавль, Mugil cephala. Лобанчик французский золотой, на котором изображена голова; пучковый, червонец. Лобач м. встречный ветер, противная погода. || новг. крутая гора, подъем. Лобовик м. рекрут или годник, идущий в ставку, в солдаты. Лбина, лобовина ж. (лбина м. лбища, увелич.) верх или свод лба, самая выпуклость, округлая возвышенность; || выпуклость, округлость в виде лба.
Лбище ср. (лбища м. увелич. лоб) волжск. гористый, обрубистый, крутоярый мыс; отвесный, крутой берег, выдавшаяся скала.
Лобанить кого, перелобанивать, бить по лбу, лобанить скотину, бить, колоть, резать, молить; перелобанивать.
|| Лобанить рекрута, залобанить, забрить, принять в солдаты, признать годным. Толковый словарь живого великорусского языка

На мой взгляд, понятие ЛОБ можно рассматривать и как инструмент, каким выступает часть слова ЛО. Для этого нужно вспомнить о таинствах рождения. Конечно, сегодня в помощь роженице подготовлены квалифицированные врачи-акушеры, но не менее важны и усилия самого плода покинуть лоно матери и вырваться наружу.


У русских и белорусов в прошлом было принято рожать  в бане в присутствии повивальной бабки, она совершала и ритуальные действия,  и помогала матери и плоду, в бане происходило и обмывание младенца.

При покорении Америки многие испанцы с удивлением сообщали, что коренное население при родах обходится без повитух, роженицам никто не помогал, они сами омывались в реке и омывали новорождённых. Природа дала их организмам такие запасы прочности, что даже от ледяной воды они простывали и не заболи.

В детские годы у нас было большое хозяйство, и я видел, как появлялись на свет ягнята и козлята, кутята и котята. Всегда головой (лбом) вперёд.

В 2019 году весной по Первому каналу показали удивительный проект «Ледниковый период. Дети». Юный фигурист Павел Савченко исполнял «Танец ломового» под музыку Дмитрия Шостаковича. Для себя я отметил  ЛОмовой, оно связано с ЛО, на это слово охота впереди, а пока отмечу, что мой интерес к музыке обернулся интереснейшей находкой.


Оказывается, у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича есть балет в двух действиях со странным названием «Болт».  А слово БОЛТ я давно связал с ЛО, только для этого читать нужно справа налево, что отечественной лингвистикой категорически не признаётся. Слово БОЛТ этимологами отнесено к заимствованиям из немецкого или голландского от слова БОУТ, но ни в одном из этих языков мне не удалось отыскать такого слова.

А о балете «Болт» любопытно было узнать, что премьера состоялась 8 апреля 1931 года в Ленинградском театре оперы и балета (либретто Виктора Смирнова, хореография Фёдора Лопухова). Премьера современной версии балета (либретто Виктора Смирнова в редакции Алексея Ратманского, хореография Алексея Ратманского) прошла  25 февраля 2005 года в Большом театре в Москве.
Википедия рассказала, что Шостакович получил предложение написать балет по либретто (тогда его название было что-то вроде «Вокруг новой машины»), сочиненному директором Московского художественного театра — Виктором Смирновым, участником Гражданской войны, не имевшим опыта литературной работы. У композитора ни тема, ни текст не вызвали энтузиазма. В письме другу Шостакович писал, что тов. Смирнов прочел ему либретто, тема которого очень типична: есть машина, которая ломается (проблема усталости материала), затем её чинят (проблема обновления техники) и в то же время покупают другую, а затем все танцуют вокруг новой машины. Либретто много раз перерабатывалось, но сильнее от этого не стало, как каждый мог убедиться выше. Директор Мариинки Сергей Радлов заметил тогда, что по сравнению с «Болтом» либретто «Раймонды» или «Коппелии» выглядят пьесами Шекспира. Большая часть балета представляла собой сатирическое обозрение отрицательных персонажей тех лет, перемежающееся массовыми танцами и пантомимами.

Отклики прессы были отрицательными: «Возмутительный пляс кузнеца с двумя молоточками похож на пародию… Танец красноармейцев (скачка на венских стульях) — издёвка над красной кавалерией, а все красноармейские танцы дискредитируют Красную Армию».

Премьера была  единственным представлением «Болта»: уже объявленные спектакли заменили  на «Дон Кихот». Сюита из балета «Болт» была впервые исполнена в 1933.

И ещё одно слово в заголовке – ЛОСЬ. Рассмотрим два гнезда из словаря Владимира Даля.

ЛОСЬ м. сохатый; волин, волюн сиб. ошибочн. буйло; животное оленьего рода с лопастистыми рогами, Cervus alces. || Созвездие Большой Медведицы, воз, прикол.
От лося лосята, от свиньи поросята.
Лося бьют в осень, а дурака завсегда.
Хотелось бы лося, да не удалося.
Лосиха ж. корова лося, самка. Лосенок м. молодой лось. Лосий, лосиный, лосячий к лосю относящ., ему принадлежащ. Лосина, лосица ж. лосиная кожа, обычно в виде замши. Лосинный из лосины сделанный. Лосинник м. кошель или чресельник из лосины. Лосятина ж. лосиное мясо. Лосятник м. охотник за лосями. Лосинник, лосевик м. лосинка ж. пск. твер. бабка, козна из ноги лося. Лосеха ж. пск. твер. гладкая, здоровья баба. Толковый словарь живого великорусского языка


ЛОСЬ-ПОРТЫ м. мн. морск. подложные пушечные порты, чтобы судно казалось вооруженным орудиями. Лось-штаг м. смоленая снасть, натянутая вдоль штага, в помощь ему. Лось-стень-штаг, то же, на помощь стень-штагу. Толковый словарь живого великорусского языка


Я обнаружил только один город в России, в гербе которого присутствует лось, могучее животное с развесистыми рогами, похожими на ЛОпаты.  Это город металлургов на Кольском полуострове, город за полярным кругом Мончегорск.   Этот факт я не мог не заметить, поскольку фамилия моей покойной жены – Шауфлер.

А в завершение небольшой отрывок для повышения настроения. Это из книги немецкого писателя, прославившегося приключениями барона Мюнхгаузена. Это Рудольф Эрих Распе (1736 — 1794).
 
Необыкновенный олень

Впрочем, со мной случались чудеса и почище. Иду я как то по лесу и угощаюсь сладкими, сочными вишнями, которые купил по дороге.
И вдруг прямо передо мной – олень! Стройный, красивый, с огромными ветвистыми рогами! А у меня, как назло, ни одной пули!
Олень стоит и преспокойно глядит на меня, словно знает, что у меня ружье не заряжено. К счастью, у меня осталось еще несколько вишен, и я зарядил ружье вместо пули вишневой косточкой. Да, да, не смейтесь, обыкновенной вишневой косточкой.
Раздался выстрел, но олень только головой помотал. Косточка попала ему в лоб и не причинила никакого вреда.
В одно мгновение он скрылся в лесной чаще. Я очень жалел, что упустил такого прекрасного зверя.
Год спустя я снова охотился в том же лесу. Конечно, к тому времени я совсем позабыл об истории с вишневой косточкой.
Каково же было мое изумление, когда из чащи леса прямо на меня выпрыгнул великолепный олень, у которого между рогами росло высокое, развесистое вишневое дерево! Ах, поверьте, это было очень красиво: стройный олень и на голове у него – стройное дерево! Я сразу догадался, что это дерево выросло из той маленькой косточки, которая в прошлом году послужила мне пулей…
На этот раз у меня не было недостатка в зарядах. Я прицелился, выстрелил, и олень замертво грохнулся на землю. Таким образом, с одного выстрела я сразу получил и жаркое,  и вишневый компот, потому что дерево было покрыто крупными, спелыми вишнями.
Должен сознаться, что более вкусных вишен я не пробовал за всю свою жизнь.


Рецензии
Ло как набор букв,содержит в себе смысл текучести,которая охватывает вещь,явление
Оно имеет свое законное место в русском языке

Геннадий Палеолог   06.05.2021 11:21     Заявить о нарушении
Спасибо за уточнение.

Александр Ерошкин   06.05.2021 22:24   Заявить о нарушении