Мистическая параллель. Художник Николай Фокин

Осенью 1919 года в деревне Неувола умер знаменитый  писатель Леонид Андреев. После панихиды, 16 сентября,   гроб с телом Андреева  был помещён  в фамильный склеп госпожи  Горбик-Ланг, (где уже находились тела супруга хозяйки, ее сестры и кого-то еще из родственников)  и только через пять лет прах писателя был предан земле  на кладбище в Метсякюля (Молодёжное).

В 1908-ом году, там же, в Неуволе  скончался известный русский художник Николай Фокин, за одиннадцать лет до того, начертавший  мистическую параллель описываемым  событиям.

« …В 1904 году больной  художник  вернулся из Германии, где лечился от чахотки. Николай Михайлович Фокин  поселился в Финляндии, недалеко от станции  Мустамяки (Горьковское)  в пансионе г-жи Ланг, где для него была оборудована  мастерская.
 Мастерская его, одиноко стоявшая на горушке, откуда открывался бесконечный простор большого озера, как маяк, светила своим громадным окном среди сонной финляндской деревушки; когда все спало, там горел огонь в длинные осенние и зимние вечера и ночи, которые он проводил одиноко, шагая и думая.
От весны до глубокой осени мимо тарахтели финские тележки, развозившие с вокзала и на вокзал дачников, густо населяющих эти места. Этот необычный свет интересовал едущих, и финны-извозчики удовлетворяли любопытство их, рассказывая, что «здесь сивет адна русска худосник, которая писет расивые картины».

Сама Финляндия, эта, как кто-то сказал: «побитая Богом камнями страна», мало будила его творчество, он жил воспоминаниями о коренной России об её песнях народных, которые невольно сравнивал, слушая монотонные, однообразные хоры финнов, возвращавшихся ночью со своих вечеринок. Да, это тоскливо, «бездарно», как он говорил. Его любимой книгой была «Поэтические воззрения славян на природу» Афанасьева; эта книга лежала у него всегда раскрытая. На мотивы этих сказаний он хотел что-то писать- свою «лебединую песню», как он шутил, горько иронизируя над своим неизбежным и недалёким концом,  наступившим 3 октября (16 н\с) 1908  года.

Хоронить его хотели вблизи его мастерской, ( к чему, как я думаю,  сподвигла тафофилическая  страсть   Александры Карловны Горбик-Ланг)  но жизнь, с её формалистикой, помешала этому. После отпевания, в ожидании возможных разрешений ,тело в запаянном гробу простояло в мастерской, среди его работ, те сорок дней, в течении которых, по народному поверию, душа не расстаётся с землёй… 15 ноября тело его было перевезено в Шувалово, где и предано земле.

Всё это было необычно и как-то мистически подчеркивает серьёзность этой  смерти художника. (так написано в источнике «серьёзность смерти» )
Создалась даже легенда, что будто бы кто-то из знакомых поехал проведать его, не зная о смерти; приехал вечером постучался  и, походив кругом, заглянул в большое окно мастерской…
Светила луна, и он увидел посреди мастерской гроб.
Если этот легенда, то близкая к правде… »

Родился Николай Михайлович Фокин в Петербурге  16 декабря  1869 года, рано потерял родителей и воспитывался в семье брата. Среднее образование получил в Реформатском училище,  обучался живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств,  в 1891 году поступил в  Петербургскую Академию Художеств, где  учился  по 1896 год   у  профессора  А. А. Киселёва активного  участника  Товарищества передвижных художественных выставок. В 1902 году  за картину "Ранний снег" получил звание художника и академическую пенсионерскую  поездку за границу.
На Всемирной выставке в Сен-Луи получил медаль за картину "Тишина осени".  Известность принесли ему удивительно тонкие пейзажи " Лунная ночь",  " Сырой вечер" ,  работы уральского цикла "У озера", "Лошадки", Урал", "Осень", "Улица в Златоусте", "Уральский этюд". Полотно "У перевоза" хранится в Третьяковской галерее, многие из работ художника  находятся в Русском музее Санкт-Петербурга , в музее АХ, в российских и зарубежных частных коллекциях.

Особый  интерес  представляют  полотна,  написанные художником в окрестностях Мустамяк, на них  изображены  узнаваемые  нами места. Картина атрибутированная интернетом  как " Пейзаж ", это  вид с восточного берега  озера  Ваммельярви. На картине " Финляндия .Осень"  изображён  старый  дом Полетаева на Мельничной дороге. " Осеннее солнце " – среди осин и берёз  можно наблюдать на  множестве опушек  в Неуволе и Кирьявале.  Смущает сделанная  в интернете  атрибуция картины  " Речной пейзаж с валунами". Это, ни как  не река, это берег Финского залива в районе Смолячкова ,  камни изображены  очень точно и легко узнаваемы.

«…Почти единственным сюжетом  картин Фокина  был снег. В некоторых картинах и этюдах под его кистью, краска перестает быть краской и совершается таинство перевоплощения. Если бы можно было собрать все его работы и, вникнув в них, оценить ту гигантскую работу изучения и передачи любимого им снега во все моменты дня и в разную пору зимы, сколько неожиданного наслаждения можно было бы испытать чуткому человеку. Со времен великого пейзажиста Ф. Васильева вряд ли найдется другой художник, столько поработавший в громадной мастерской «под открытым небом».

Сотни этюдов, сделанных им в непогоду, в морозы, свидетельствуют о том жгучем любовании природой, которым полны его работы. Подчас не верится той силе, которая толкала его, слабого чахоточного человека на мороз, в слякоть или в далекую осеннюю поездку на Урал, когда крепчает мороз, а вагоны еще не топятся; все это питало его душу художника, тонкого, чуткого… но все ускоряло путь к могиле.  Его стремление передать момент в природе, впечатление – несомненно сближает его с импрессионистами; задачи Моне в его серии Руанских этюдов очень близки к тому, что искал Фокин…»

М.Н.Фокин  состоял учредителем  Артели русских художников с 1901 и Нового общества художников с 1904.  «Новое общество художников» — объединение петербургских художников, существовавшее с 1903 по 1917 годы и устроившее 10 выставок. Участники общества: К. Ф. Богаевский, А. Ф. Гауш, М. П. Латри, А. А. Мурашко, Н. А. Околович, Н. Ф. Петров, Н. В. Пирогов, А. А. Теснер, Н. М. Фокин, А. И. Штурман, А. В. Щусев, А. Ф. Гауш, В. П. Тиморев, П. И. Нерадовский.
Бессменным председателем общества являлся Д. Н. Кардовский , подчеркивавший, что «... Главная цель общества — как нравственная, так и материальная поддержка окончивших и оканчивающих Академию художников»  Задача общества: «Устраивать художественные выставки в С-Петербурге и других городах Российской империи»

В разные годы на выставках принимали участие А. Н. Бенуа, И. И. Бродский, М. А. Врубель, А. Я. Головин, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, С. Т. Коненков, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, В. В. Кандинский, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. А. Рылов, Д. С. Стеллецкий, А. В. Средин, А. В. Щусев, А. Г. Явленский и др.

В 1909 году в НОХ была устроена посмертная выставка работ Н.М. Фокина. В некрологе, помещенном в 17-м номере журнала «Нива»  за 1909 год написано: «Только что закрылась посмертная выставка работ покойного Николая Михайловича – это поминки по бессмертной душе художника. Редкими хлопьями падал первый снег, когда не стало Николая Михайловича Фокина. Первым  же  "Ранним снегом", густо засыпавшим одинокое деревенское кладбище на закате осеннего дня, он начал свою недолгую карьеру художника…»

Изо материалы  смотрите  на странице автора в разделе "Ссылки на другие ресурсы"


Рецензии