Эссе по картине Льва Вейберта Июнь

В марте 2021 года, на весенних  каникулах, я посетила  интересную выставку работ уральских  художников-графиков  "Золотой век уральской графики",  подготовленную известным  в Екатеринбурге  искусствоведом  Светланой Валерьевной Долгановой. На выставке  были  представлены  графические  композиции,  выполненные  в различных техниках.

В процессе  общения  с  подлинными  работами  уральских  мастеров  меня привлекла картина  Льва Вейберта  "Июнь"  из серии "Времена года".  Я была ею по-настоящему восхищена,  потому что с изображённым на ней пейзажем связана моя личная история. Картина  напоминает  одно  из  моих  любимых  мест  в Екатеринбурге - Шарташские каменные палатки.  Я часто  гуляю в этом лесопарке с семьёй, друзьями, с собакой, потому что живу совсем недалеко.   Картина навеяла на меня приятные воспоминания. Мне тот час же захотелось оказаться её героиней и забраться на такие же гранитные скалы, расположенные вблизи озера Шарташ.

Лев  Павлович  Вейберт -  уральский художник-график,  член Союза художников СССР, родившийся  в  1925 году  в селе Сылва  Пермской области  в семье  потомственных интеллигентов  немецкого происхождения. Его произведения выполнены в таких видах жанра пейзаж как:эпический, романтический, лирический. Художник экспериментирует, использует  разные  техники  и  приёмы графики для своих работ.  Например, офорт, линогравюра, меццо-тинто, акватинта, мягкий лак.

В этой  работе  Лев  Вейберт сохранил верность традициям академического реализма, его  картина  выполнена именно  в  этом   художественном  стиле.   Создать  такую впечатляющую  линогравюру - трудоёмкое   занятие.  Я  знаю  это по  своему опыту: необходимо создать много эскизов, чтобы  выдержать выразительные силуэты. Так как линогравюра  -  одна  из  техник  высокой печати,  художнику необходимо  вырезать различные  по высоте  углубления  на печатной форме - линолеуме. Всё это занимает
продолжительное  количество   времени,  особенно  для  такой  детализированной  и тщательно проработанной картины.

По своей выразительности линогравюра лаконична. Однако художник не строит образы на  резких  контрастах  чёрного и белого,  он  использует  разные оттенки серого. Основными  выразительными средствами в гравюре являются линия, штрих, пятно. Лев Вейберт  мастерски  справляется  с  задачей  максимальной выразительности работы. Благодаря  мягкости  материала  получается  живописный  штрих.  Подвижные  линии, воздушная перспектива создают ощущение глубины.

Линогравюра  "Июнь"  отлично  передаёт красоту, силу, могущество летней уральской природы.  Картина  очень  динамичная, она наполнена движением: небо, стремительно плывущие  облака,  шуршащая листва и прогибающиеся от ветра стволы деревьев. Даже гранитные,  вечно  неподвижные  скалы-останцы  выглядят  так неустойчиво, что как будто бы сейчас упадут от порывов ветра.

Часто,  гуляя  на «Каменных палатках» и разглядывая валуны, имеющие матрацевидную форму, я замечала в их силуэтах схожесть с различными мифическими существами. Так и Лев Вейберт  построил композицию таким образом, чтобы зритель увидел и достроил у себя в голове образ каменного профиля,  длинной выгнутой шеи,  части массивного тела.

Создаётся   ощущение,   что   каменные   палатки  -  это  не  просто  живописный, монументальный памятник природы, а загадочный,  неведомый каменный зверь, спящий всё это время на виду у людей с незапамятных, сказочных времен.

Это противопоставление вечного и суетного, преходящего составляет основной сюжет картины.   Тонкие   березки  на  фоне  каменного  исполина  кажутся  хрупкими  и подвластными  воле стихии.  Монументальность гиганта заставляет задуматься о том, что он видел  мифические  времена,  когда уральские богатыри в конце своей жизни обращались в скалы-бойцы. Видел и времена заводского Урала, когда караваны судов с железом шли в опасный путь в Петербург, зачастую разбиваясь об эти скалы-бойцы. И все  говорит о том,  что суровый уральский Сфинкс является хранителем традиции нашего крепкого уральского характера.

Но  и  нежные  березки  не  так  слабы, как кажется на первый взгляд. Каждая по-отдельности,  они  действительно хрупки.  Но прорастая сквозь камни, цепляясь за каждый клочок  земли,  они  создают рощицу,  которую  уже не так легко сломить и уничтожить.  Их сила  воли  и  любовь к жизни не меньше, чем у каменного гиганта.

Так  и живут   они  вместе,  составляя основу красоты нашей уральской природы, и противостоя  силам стихии:  каменный исполин, благодаря своей мощи и крепости, и легкие березки, благодаря своей любви к жизни.

Меня очень впечатлила эта картина. Это не просто красивый пейзаж, для меня это и часть  моей  жизни,  и  множество приятных воспоминаний, и часть истории родного края, его традиций.


Рецензии