Победа! А я прадеда и деда нашел

                Россия, Псков, Опочка,
                Красногородск, Платишино,
                Глубокое, Пятницино.
               

                Латвия, Рига, Мадона,   
                Еспери, Эргли.


                Белоруссия, Брест, р. Меречанка




    Псков. Ночь на 5 мая 2021года.  За окном дождь.

   Нездоровая нынче весна.Словно вирусом каким заразилась.  Будто лишилась иммунитета, и не может сопротивляться  промозглому холоду.

   А ведь совсем скоро День Победы!  Этот день обязательно должен быть солнечным!  Сколько себя помню, всегда 9 мая солнечно! Кроме, пожалуй, одного года. Не помню какого. Не запоминаю плохое. И не всегда его записываю.

  Что для нас День Победы? (http://proza.ru/2019/05/07/601

  9 мая - это солнечный праздник. Некоторые его сейчас именуют днем скорби. Не соглашусь, потому что мой дед Василий, ветеран двух войн, считал этот день великим праздником. И обязательно ближе к вечеру выпивал чарочку “Зубровки”. Он не любил мишуры и помпезности в этот день. А потому начинался праздник с созидательного труда. Мы всей семьей сажали на участке при доме кормилицу-картошку!   А уж после работы можно было и на  опочецкий городской вал сходить. Концерт праздничный посмотреть.  Вечерком семья собиралась за большим столом слегка выпить и хорошо закусить.  У меня была своя персональная стопочка. Маленькая такая. Изящная. Из тонкого стекла. Наполнялась до краев бодрящим клюквенным морсом.  Выпивалась под традиционный тост:

- Ну! За Победу, и чтобы не было проклятой войны!

   Вот, значит, детство вспомнилось. А сегодня за окном ночь и дождь.

   Не спится мне сегодня! И не только из-за легкой хвори, которая одолела после неосторожно промоченных ног. Хворь в наших краях легко подцепить. Северо-Запад!

  Нет, не только простуда виновата в моей бессоннице. Волнение сильное охватило!

  Рассматриваю на мониторе фотографии, которые мне прислали из Латвии.

  Я деда своего нашел!

  Второго деда. Того, что в далеком 1936 году стал отцом моего отца. И погиб на войне.
  Я почти ничего не знал о нем. Отец, помню, пытался найти место захоронения. Не удалось.

  И вот я смотрю на фотографии, сделанные у поселка Эргли. Мемориальное кладбище убиенных воинов. Более 800 фамилий. Золотом по черному камню.

  Мне дороги и близки все эти фамилии. Эти люди  отдали за меня свои жизни.

 А одна фамилия мне дороже всех.

 Гаврилов Иван Гаврилович. Мой дед.

 Я нашел своего деда!

   Рядом с дедом – букет тюльпанов!

  Это Александр и Татьяна Бунины, с советских времен живущие в Риге, посвятили свой выходной день поездке в Эргли. Нашли фамилию, поставили букет. Сделали фотографии и прислали мне.
  Саша и Таня помогли мне в поисках. Работая с документами, я нашел первичное место захоронения деда – местечко близ хутора Еспери, что близ Мадоны.  Опочанам этот небольшой латвийский город хорошо известен. Много там наших земляков полегло.
  Мадонская наступательная операция лета 1944 года.
Болотистая местность. Остервенелое сопротивление отступающих армий группы “Cевер”.  Крупные потери. Похоронки. Семьи, оставшиеся без кормильцев.

  Война!

  Вот и мой дед остался навечно в тех краях. Теперь я точно знаю, где именно.

  Гаврилов Иван Гаврилович
Документ из госпиталя
Дата рождения: __.__.1907
Место рождения: Калининская обл., д. Еловка
Место призыва: Калининская обл., Опочецкий РВК
Воинское звание: гв. рядовой
Последнее место службы: 265 гсп 65 гсд
Дата выбытия: 21.09.1944
Причина выбытия: умер от ран
Госпиталь: 575 ОМСБ 65 гв. сд
Первичное место захоронения: Латвийская ССР, Мадонский уезд, х. Еспери, 800 м, могила № 146
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 58
Опись ист. информации: А-71693
Дело ист. информации: 2504


   Из Еспери и других мест бойцы были перезахоронены в общее мемориальное кладбище у поселка Эргли. А хутора Еспери давно уж и нету.

    А чуть ранее появилась информация о моем прадеде!  Отец мой, Павел Иванович Гаврилов,  бережно хранил старые фотографии, но ничего не рассказывал. Возможно, и не знал. А оказалось, жизненный путь  прадеда моего Гавриила почти точно совпадает с судьбой деда Ивана Гавриловича. С той разницей, что Иван погиб в 37 лет, сражаясь с германцем на второй мировой.

  А ефрейтор 269 пехотного Новоржевского полка Гавриил Васильев погиб, будучи в тех же летах, от германской пули или снаряда в первую мировую.

  Васильев Гавриил Васильевич
убит, Выбыл: р. Меречанка, 26.08.1915, Место рождения: Псковская губ., Опочецкий уезд, Глубоковская вол., с. Пятницыно, Место службы: 269-й пехотный Новоржевский полк, ефрейтор
Именные списки потерь

  Речка Меречанка это в Белоруси. Недалеко от Бреста.

  Мне повезло. Отыскался журнал боевых действий полка. Новоржевский полк формировался в Пскове из резервистов.  С трепетом открываю страницу с датой 26 августа. Полк держал оборону у реки Меречанка.
  В этот день полк потерял ранеными и пропавшими без вести 8 бойцов. Умер от ран один.  И один был убит.

  Судя по всему, этим убитым был мой прадед Гавриил. Такая вот судьба. Или, скорее, не судьба.

    А сколько было таких не судеб!  Когда кормилец навечно оставался на полях сражений, порой перемешанный с сырой землей взрывом крупнокалиберного гаубичного снаряда,  а вдова оставалась с малыми детьми одна. Растила их, чтобы потерять на другой войне!

   Я стоял у окна, смотрел в ночь и в дождь. Я так и не смог заснуть. И казалось, что они где-то здесь, рядом. Дед мой и прадед. Смотрят из тонкой Вселенной из-за Призрачного Бруствера и улыбаются. Радуются, что я их вспомнил и нашел.

  Спите спокойно, родные! Мы постараемся Вас не забыть. Я теперь точно знаю, где спит вечным сном мой дед Иван.  Где могила прадеда Гавриила, наверное, уже никогда не узнаю. Вероятнее всего там, в полях у речки Меречанки его похоронили в одинокой могиле. Сразу вспомнилось из юности…
 http://proza.ru/2019/04/24/878.

   Кстати, у Василия Ивановича и Елены Матвеевны из деревеньки Пятницино, сочетавшихся браком 9 января 1866 года, было, пo прошествии лет, семеро детей. Мой прадед Гавриил значился одним из них. Про другие ветви ничего не знаю. Может, повод для поиска? Подумаю. Но вот наведаться в деревеньку Пятницино, что под Опочкой, да в Глубоковской волости, надо обязательно!  Ведь там КОРНИ!  А от Гавриила и Ивана веточки пошли. Успели они! А теперь спят вечным сном, навсегда оставшись молодыми, красивыми , статными русскими парнями в расцвете сил. Вот утихнут дожди и поеду…

   Я снова посмотрел в окно. Дождь. Свет фонарей освещает улицу. Мне не уснуть. Потому что чувствую взгляды. Оттуда. Из-за Призрачного Бруствера. И глядят не только они, мои дед и прадед. Все глядят. Все, сложившие буйные головы за меня. За всех нас, ныне живущих. Глядят они, а во взгляде немой вопрос:

- Эй! Живые и живущие! Когда поймете, наконец, насколько отвратительна и бесчеловечна война!?



                6 мая 2021года. Псков.
 
  На фото слева направо:

1  Мой прадед Гавриил в форме гусара лейб-гвардии Гродненского гусарского полка ( 1899-1900гг). Вот новое и интересное направление для поиска! 

2 Мой прадед Гавриил в пехотной форме ( 1914-1915гг).  Призван из резерва. Еще живой.

3 Мой дед Иван Гаврилов. Год не установлен.

4 Мемориальное воинское кладбище в Эргли ( Латвия) по состоянию на 3 мая 2021года.

   Огромная благодарность жителям Риги Александру Бунину и Татьяне Буниной ( Андреевой) за помощь в поиске, и за их добровольный вояж к могиле моего деда. Спасибо, дорогие! Тронут до самых глубин души!
   Александр родился в Латвии. А Татьяна из наших, местных. Красногородск, Платишино… Выучилась в былые времена на технолога и по распределению уехала в советскую Латвию. Да там и осталась.

  Неоценимую помощь в поисках оказал сотрудник опочецкого краеведческого музея, автор книг по краеведению, Александр Владимирович Кондратеня.

 Были использованы материалы сайтов https://gwar.mil.ru/, https://pamyat-naroda.ru/ и других.

 Воспоминания и рассказы людей также давали направление


Рецензии
Родные не умирают, они просто перестают быть рядом с нами.
Трогательно и с любовью Вы рассказали о своих предках.
Вся история человечества напичкана войнами. Убиваем друг друга безжалостно, садистски и ради чего?
И вот сегодня опять запахло в воздухе войной, опять кому-то за океаном и в Европе неймется.
Когда же мы образумимся?
С уважением и пожеланием всего хорошего
НИК

Николай Иванович Кирсанов   08.11.2021 18:05     Заявить о нарушении
Хороший вопрос, Николай Иванович. Когда мы образумимся? Хочется верить что скоро, но действительность нашептывает:

- Никогда!

Я вспоминаю, как в 80-е фантазировали о наступлении 2000 года.... Думалось, вот наступит новый век, и там уже не будет войн. и все будут братьями. Так писали наши фантасты. Но сбылись прогнозы фантастов зарубежных. С негативным подтекстом.

Спасибо! С уважением, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   10.11.2021 07:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.