Глава 2 о вере. единство церкви

книга Джеймса Кардинала Гиббонса
Глава II
ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ.

Под единством подразумевается, что члены истинной Церкви должны быть едины в вере в одни и те же доктрины откровения и в признании авторитета одних и тех же пастырей. Ересь и раскол противостоят христианскому единству. Ересью человек отвергает один или несколько догматов христианской веры. Расколом он отвергает авторитет своих духовных начальников. То, что наш Спаситель требует этого единства веры и управления в Своих членах , очевидно из различных мест Священного Писания. В Его восхитительной молитве непосредственно перед Его страстями Он говорит: “Я молюсь и за тех, кто через их слово поверит в Меня, чтобы все они были едины, как Ты, Отец, во Мне и Я в Тебе, чтобы и они были едины в Нас, чтобы мир поверил , что Ты послал Меня", потому что единство Церкви есть самое светлое свидетельство Божественной миссии Христа. Иисус молился о том, чтобы Его последователи были объединены узами общей веры, как Он и Его Отец едины по существу, и, конечно , молитва Иисуса всегда будет услышана.

Апостол Павел причисляет раскол и ересь к преступлениям убийства и идолопоклонства и провозглашает , что создатели сект не должны обладать Царством Божиим. Он также обращается с письмом к ефесянам из своей тюрьмы в Риме, и если слова Апостола всегда должны вызывать наше почтение, то с каким почтением мы должны принять их, когда он пишет в цепях из Императорского города! В этом Послании он настаивает на единстве веры в следующих выразительных выражениях: “Будьте осторожны, чтобы сохранить единство Духа в узах мира; одно тело и один Дух, как вы призываются в одной надежде на ваше призвание: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который превыше всех, и через всех, и во всех нас." Как вы все, говорит он, поклоняются Единому Богу, и не много боги, как вы признаете тот же божественный посредник искупления, и не многие посредники, как вы освящается одним и тем же Божественным Духом, а не много духи, как у вас вся надежда на тех же небесах, и не отличается небес, так должен ты все исповедуют одной веры.

Единство власти не менее существенно для Церкви Христовой, чем единство учения. Наш Божественный Спаситель никогда не говорит о Своих Церквах, но о Своей Церкви. Он не говорит: “по сем камне Я создам мои Церкви,” но “по сем камне Я создам Церковь Мою", из которой слова мы должны сделать вывод, что это никогда не было его намерением создать или санкционировать различных конфликтующих конфессий, но одно юридическое лицо, со всеми членами организации под одним видимым головкой; для А Церковь является зримым тело, оно должно иметь видимого главы.

Церковь называется царством: “Он будет царствовать над домом Иакова вечно, и царству Его не будет конца." Теперь в каждом хорошо управляемом королевстве есть только один король, одна форма правления, один единый свод законов, которые все обязаны соблюдать. Подобным же образом в духовном царстве Христа должен быть один Вождь, которому все обязаны духовной преданностью; одна форма церковного правления; один единый свод законов, который все христиане обязаны соблюдать; ибо “всякое царство, разделенное против себя, будет опустошено."

Наш Спаситель называет Свою Церковь овчарней. “И будет одно стадо и один пастырь." Какая может быть более прекрасная и подходящая иллюстрация единства , чем та, которую предлагает овчарня? Все овцы в стаде держатся вместе. Если они на мгновение разлучены, им не терпится воссоединиться. Они следуют тем же путем. Они питаются на одних и тех же пастбищах. Они повинуются одному пастырю и бегут от чужих голосов. Так и наш Господь хотел, чтобы все овцы Его стада питались одними и теми же таинствами и одним и тем же хлебом жизни; чтобы они следовали одному и тому же они должны слушать голос одного Главного Пастыря и тщательно избегать лжеучителей.

Его Церковь сравнивают с человеческим телом. “Как в одном теле мы имеем много членов, но не все члены имеют одно и то же служение; так и мы, будучи многими, есть одно тело во Христе, и каждый член один другого." В одном теле много членов, и все они неразрывно связаны с головой. Голова командует, и нога мгновенно двигается, рука поднимается, а губы открываются. Даже так наши Господь повелел, чтобы Его Церковь, состоящая из многих членов, была соединена с одним высшим видимым Главой, которому они обязаны повиноваться.

Церковь сравнивается с виноградной лозой. “Я есмь Виноградная Лоза, вы ветви; пребывающий во Мне и Я в нем, тот же приносит много плода, ибо без Меня вы ничего не можете сделать." Все ветви виноградной лозы, хотя и простираются далеко и широко, обязательно связаны с главным стеблем и питаются его соком . Таким же образом наш Спаситель соединит все молодые побеги Своего Виноградника с главным стеблем, и все они будут питаться от родительского стебля.

Церковь, в прекрасном виде, называется in Священное Писание красивым титулом невесты или супруги Христа, а христианский закон допускает только одну жену.

На самом деле, одного нашего здравого смысла, помимо откровения, достаточно, чтобы убедить нас в том, что Бог не мог быть автором различных противоположных религиозных систем. Бог по сути своей един. Он Сама истина. Как мог Бог истины утверждать, например, одной группе христиан, что в Боге три лица, а другой-что в Боге только одно лицо? Как Он мог сказать одному человеку, что Иисус Христос есть Бог, а другому , что Он только человек? Как Он может говорить мне, что наказания нечестивых вечны, и говорить другому , что они не вечны? Один из этих противоречивых утверждения должны быть ложными. “Бог не есть Бог раздора, но мира."

Я вижу совершенную гармонию в законах , которые управляют физическим миром, в котором мы живем. Я вижу удивительное единство в нашей планетной системе. Каждая планета движется в своей собственной сфере, и все они управляются центральным Солнцем.

Отчего не быть и гармонии и согласия в том духовном мире, в Церкви Божией, в самом великом понятии Его всемогущества, в самом щедром проявлении Его благости и любви к человечеству!

Отсюда ясно, что Иисус Христос хотел, чтобы Его Церковь имела одно общее учение , которому все христиане обязаны верить, и одно единое правительство, к которому все должны быть преданно привязаны.

При всем уважении к моим несогласным братьям, истина вынуждает меня сказать, что это единство доктрины и правительства не может быть найдено в протестантских сектах, взятых вместе или отдельно. То, что различные протестантские деноминации отличаются друг от друга не только в незначительных деталях, но и в самых существенных принципах веры, очевидно каждому , кто знаком с доктринами различных протестантских конфессий. Вероучения. Многообразие сект в нашей стране, с их взаимными обвинениями, - это скандал для всех. Христианство и величайшее препятствие к обращению о язычниках. Не только секта отличается от секты, но и каждая конкретная конфессия делится на две или более независимых или конфликтующих ветвей.

В штате Северная Каролина у нас есть несколько баптистских конфессий, каждая из которых имеет свое особое название. Есть также Методистская церковь на Севере и Методистская церковь на Юге. Была Старая и Новая пресвитерианская школа Церковь. И даже в Епископальной общине, которая является самым консервативным органом за пределами католической церкви. Церковь, есть ритуальная, или высокая церковь, и низкая церковь. Более того, если вы внимательно расспросите отдельных членов, составляющих какую-либо часть этих конфессий, вы не редко обнаружите, что они дают противоречивый взгляд на свои религиозные догматы.

Протестанты отличаются друг от друга не только доктриной, но и формой церковного правления и дисциплины. Англиканская церковь признает правящего Монарха своим Духовным Главой. Некоторые конфессии признают дьяконов, священников и епископов существенной частью своей иерархии; в то время как подавляющее большинство протестантов вообще отвергают такие титулы.

Где же тогда мы найдем это существенное единство веры и правительства? Я отвечаю уверенно: нигде, кроме Католической церкви.

Число католиков в мире исчисляется в триста миллионов. У них у всех “один Господь, одна вера, одно крещение” , одно вероучение. Они принимают одни и те же таинства, поклоняются у одного алтаря и приносят духовную присягу одному Главному. Если католик настолько несчастлив, что упорно отрицает какой-либо символ веры или отказывается от общения со своими законными пастырями, он перестает быть членом Церкви и отсекается, как засохшая ветвь. Церковь скорее отрубит ей правую руку, чем позволит члену Церкви разъедать ее жизненно важные органы. Так оно и было она отлучила Генриха от церкви viii потому что он упорно нарушал священный закон брака, хотя она предвидела, что похотливый монарх втянет целый народ в свою духовную гибель. Совсем недавно она предала анафеме доктора Доэллингера, хотя престиж его имени грозил вызвать раскол в Германии. Она говорит своим детям: “Вы можете вступать в любую политическую партию по своему выбору; это меня не касается.” Но как только они переходят к вопросам веры, она восклицает: “Доныне ты придешь и не пойдешь дальше; и здесь ты разобьешь свои вздымающиеся волны раздора". Храм веры-убежище мира, согласия и единства.

Как возвышенна и утешительна мысль о том, что, куда бы ни отправился католик по широкому миру, войдет ли он в свою Церковь в Пекине или в В Мельбурне, в Лондоне, Дублине, Париже, Риме, Нью-Йорке или Сан-Франциско он непременно услышит проповедь того же самого учения, чтобы помочь в той же жертве и принять те же самые таинства.

И это еще не все. Ее Вероучение теперь тождественно тому, каким оно было в прошлые века. То же самое Евангелие мира, которое Иисус Христос проповедовал на Горе; то же самое учение, которое Святой Петр проповедовал в Антиохии и Риме; Святой Павел в Ефесе; Святой Иоанн Златоуст в Константинополе; святой Августин в Гиппоне; Св. Амвросий в Милане; Св. Ремигий во Франции; Св. Бонифаций в Германии; святой Афанасий в Александрии; то же самое учение, которое Святой Патрик ввел в христианство. Ирландия; что Св. Августин принес в Англию, святой Пелагий-в Шотландию, а Колумб -на Американский континент. учение, которое когда-либо проповедовалось в Католической церкви по всему земному шару, с января по декабрь “Иисус Христос вчера, и сегодня, и тот же вовеки."

То же замечательное единство, которое существует в вопросах веры, устанавливается и в управлении Церковью. Все члены огромного тела католических христиан так же тесно связаны с одним видимым Вождем, как члены человеческого тела соединены с головой. Верные друг другу Приход подчиняется своему непосредственному пастору. Каждый пастырь подчинен своему Епископу, и каждый Епископ Христианский признает юрисдикцию епископа Римского, преемника Святого Петра и главы Католической церкви.

Но можно спросить: не нарушается ли это единство веры теми доктринальными определениями, которые время от времени провозглашает Церковь? Мы отвечаем: Никакого нового догмата, неизвестного апостолам, не содержащегося в первобытном христианском откровении, допустить нельзя. (Иоанна xi; x; xv) Ибо апостолы приняли все содержание слова Божия, по обетованию Господа нашего: “Когда же Он придет, Дух истины, Он научит вас всей истине.” Таким образом, Церковь предлагает учение веры, исходящее из уст Христа и преподанное Святым Духом верующим. Апостолы при рождении христианского закона учений , не знающих ни изменения, ни упадка.

Поэтому всякий раз, когда определялось , что какой-либо пункт учения относится к католической вере, всегда понималось, что это равносильно утверждению, что рассматриваемое учение было открыто Апостолам и дошло до нас от них либо через Писание, либо через предание. И как ясно показывают деяния всех Соборов и история каждого определения веры, никогда не утверждалось, что новое откровение было сделано, но каждый вопрос был направлен к этому единственному пункту, содержалось ли рассматриваемое учение в Священном Писании. Писания или в апостольских традициях.

Откровенная истина часто имеет очень широкий охват и направлена против заблуждения в его многочисленных изменяющихся формах. Также нет необходимости , чтобы те, кто получает это откровение в первую очередь, были ясно осведомлены о его полном значении или знали все его значения. Истина никогда не меняется; она одна и та же сейчас, вчера и навсегда, сама по себе. но наше отношение к истине может измениться, ибо то, что скрыто от нас сегодня, может стать известным нам завтра. “Это часто случается”, - говорит св. Августин, “что , когда возникает необходимость защищать некоторые пункты католического учения от коварных нападок еретиков , они более тщательно изучаются, они становятся более понятными, они более серьезно внушаются; и поэтому самые вопросы , поставленные еретиками, дают повод к более глубокому знанию рассматриваемого предмета."

Давайте проиллюстрируем это. В апостольском откровении и проповеди некоторые истины могли содержаться неявно, например, в учении о том, что благодать необходима для всякого спасительного дела, неявно утверждается, что помощь благодати необходима для начала всякого доброго и спасительного дела. Это отрицалось полупелагианами, и их заблуждение осуждалось ясным определением. И так в других вопросах, по мере того как возрастающие противоречия или новые ошибки давали повод для этого, появлялись более явные заявления о том, что раньше было неявно уверовавший. В учении о верховной власти Петра, как видимом основании Церкви, мы имеем подразумеваемое утверждение многих прав и обязанностей , принадлежащих центру единства. В откровении о высочайшем достоинстве и чистоте Блаженных Там подразумевается ее освобождение от первородного греха и т.д.
Точно так же вначале многие истины могли быть предложены несколько туманно или менее ясно; на них можно было бы менее настойчиво настаивать, потому что не было никакой ереси, никакого противоположного учения, которое сделало бы необходимым более ясное провозглашение . Теперь, доктрина, которая неявно, менее ясно, не так серьезно предложенное, может быть упущено, неправильно понято, поставлено под сомнение; следовательно, может случиться, что некоторые статьи теперь повсеместно верят в Церковь, в отношении которых сомнения и споры существовали в прежние века даже в недрах Церкви. “Те, кто заблуждается в вере, служат лишь для того, чтобы яснее показать здравость тех, кто верит правильно. Ибо есть много вещей , которые скрыты в Писании, и когда еретики были отрезаны, они досаждали Церкви Божьей спорами; тогда скрытые вещи были выведено на свет, и воля Божия стала известна” (св. Августина на 54-м псалме, Н.)

Такого рода прогресс в вере мы можем и допускаем это, но истина от этого не меняется . Как говорит Альберт Великий: “ Правильнее было бы назвать это прогрессом верующего в веру, чем верой в верующего.”

Чтобы показать, что такого рода прогресс должен быть допущен, нужно доказать только две вещи: 1. Что некоторые богооткровенные истины должны содержаться в апостольском учении неявно, менее ясно объяснены, менее настойчиво навязаны. И это могут отрицать только те, кто считает, что Библия-это единственное правило Веры, что она ясна во всех частях и может быть легко понята всеми с самого начала. Этот момент я рассмотрю далее в этой книге. Что Церковь может со временем, по мере возникновения обстоятельств, заявлять, объяснять, призывать Это доказывается не только Священным Писанием и Отцами Церкви, но даже поведением самих протестантов, которые часто хвастаются заботой и усердием, с которыми они “исследуют Священное Писание” и изучают его смысл даже теперь, когда опубликовано так много Комментариев к священному Тексту . И почему? Получить больше света, лучше понять то, что открывается. Из этого следует, что единственный вопрос, который мог бы возникнуть по этому поводу, заключается не в возможности постепенного достижения более ясного понимания истинного смысла откровения, как это могут сделать обстоятельства. призывайте к последовательному развитию событий, но об авторитете Церкви предлагать и определять этот смысл. Так что, в конце концов, мы всегда возвращаемся к единственному реальному пункту разделения и спора между теми, кто не является католиками, и нами самими, а именно к авторитету Церкви, о котором я еще скажу ниже. В заключение я приведу слова святого Винсента Леринского: “Давайте позаботимся о том, чтобы это было с нами в вопросах религии, которые затрагивают наши души, так же как это происходит с материальными телами, которые с течением времени проходят последовательные фазы роста и развития умножают их возраст, но все же остаются всегда теми же индивидуальными телами, какими они были вначале.... Из природы вещей совершенно справедливо следует, что при совершенном согласии и последовательности между началами и конечными результатами, когда мы пожинаем жатву догматической истины, проросшую из семян учения , посеянных весной существования Церкви, мы не обнаружим существенной разницы между зерном, которое было посеяно прежде, и зерном, которое мы собираем теперь. Ибо хотя зародыши ранней веры в некоторых отношениях они эволюционировали с течением времени и все еще получают питание и культуру, однако ничто в них, что является существенным, никогда не может претерпеть изменений. Церковь Христова-верный и всегда бдительный хранитель догматов, вверенных её попечению. В этом священном запасе она ничего не меняет, ничего не берёт из него, ничего к нему не добавляет.”


Рецензии