Великие люди от Авраама до Хокинга 47

Двадцатый век (продолжение)


Радость в музыке композитора Тихона Николаевича Хренникова праздничная, ликующая!

Хренников бьет в литавры оптимизма!

Хренников воспевает сентиментальную любовь и рыцарскую доблесть.

Тихон Хренников – меланхолический Александр Гурилёв в эпоху социализма.

20-летний Тихон Хренников пишет известный в стране и за ее пределами Первый концерт для фортепиано с оркестром, 20-летний Дмитрий Шостакович – знаменитую Первую симфонию, 20-летний Георгий Свиридов – талантливый вокальный цикл на стихи А.С. Пушкина. Эти композиторы впоследствии становятся ведущими фигурами в советской музыке.

Тихон Николаевич Хренников возглавляет Союз композиторов СССР, Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов – Союз композиторов РСФСР. Между этими тремя лидерами складываются совсем непростые, если не враждебные отношения.
Гении знают себе цену!

В романе «Блокада» писателя Александра Чаковского отображены героизм и борьба советского народа во главе Коммунистической партии с немецко-фашистскими захватчиками. Автор создает трагическую эпопею, сопоставимую с романом «Как закалялась сталь» Николая Островского. Там и здесь описывается подвиг революционеров-большевиков, не сломленных холодом, голодом и смертями. Кто не читал «Блокаду» Чаковского, тому трудно оценить силу духа и героизм защитников Ленинграда. Они не поймут суровый характер полководца Георгия Константиновича Жукова!

Французский философ Альбер Камю – жизнелюбивый человек, попавший в капкан экзистенциального страха.

Такие понятия, как разум, истина, справедливость, честь поднимают Камю-философа и Камю-писателя до высот гуманного экзистенциалиста. Современники называют его «Совестью Запада».

Камю – оптимистический пессимист. Он восхищается миром и ненавидит людей, он человечен и трагедиен, жизнерадостен и находится в западне несвободы.

Камю считает, что человек – непрошеный гость на земле.

С раздвоенным взглядом на мир долго не проживешь. Именно это происходит с Камю, чья жизнь трагически обрывается в автокатастрофе в 46 лет.

Британский композитор Бенджамин Бриттен – гуманист в музыке, большой друг человечества.

Музыка Бриттена дает пример обновленной тональности, позволяющей раскрывать внутренний мир человека с максимальной полнотой.

Музыка Бриттена – пейзажно-морская, тёрнеровская. Это подтверждает опера «Питер Граймс», повествующая о нелегком труде рыбаков.

Англия Шекспира, Пёрселла и Англия Шоу, Бриттена – это одна и та же страна, но в двух ракурсах: традиционная и современная, степенная и обыденная, державная и трагическая. Но в своем естестве – величественная, как колонна адмирала Нельсона, стоящая на Трафальгарской площади.

Бенджамин Бриттен в музыке реалистичен и многогранен, как Уильям Шекспир.

Музыка Бриттена обладает мощным шекспировским духом.

Бриттен, подобно Шекспиру, напряженный и трагедийный.

В музыке Бриттен драматичен, как Гамлет, и лиричен, как Офелия!

Трагедийная музыка Бриттена по-шекспировски жизнеутверждающая.

Бенджамин Бриттен продолжает традиции музыки Генри Пёрселла в XX веке.

Мужественный вид порою скрывает безволие и духовную дряблость. Примеров этому достаточно много. Как не вспомнить романтического героя кино 50-60-х годов актера Жана Маре? Кумир женщин, исполнитель ролей д’Артаньяна и графа Монте-Кристо был убежденным гомосексуалистом!

Канцлер Федеративной Республики Германия Вилли Брандт – один из активных сторонников «политики разрядки» между Востоком и Западом. Его бы ценили до сих пор, если бы он не вступил в «дружеские» отношения с советским шпионом.

Французский писатель Ромен Гари утверждал, что детство – это самый созидательный период жизни человека. Подобную точку зрения встречаем у его знаменитого соотечественника Антуана де Сент-Экзюпери.

Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Юрий Андропов всеми правдами и неправдами добрался до вершины власти, веря, что служит народу. Удивительная слепота!

Митрополит Антоний Сурожский обладал неукротимым духом, как и его дядя, знаменитый композитор Александр Николаевич Скрябин. В арсенале проповедника было свыше 10 тысяч речей, что свидетельствует о его колоссальном общественном темпераменте. Скрябин хотел исправить человечество, митрополит – русскую православную церковь!

Аргентинский писатель и поэт Хулио Кортасар помещает героев романов в острые ситуации, делая внезапные сюжетные повороты. Он не желает описывать серые будни, затягивающие людей в трясину обывательского самодовольства. Кортасар – автор рассказов и романов с элементами бытовой фантастики и магического реализма.

Умный и волевой пианист Святослав Теофилович Рихтер ставил музыку в положение служанки. Он вел за собой композитора, тогда как исполнителю следовало бы подчиняться автору музыки. Имея дерзкий нрав, Рихтер демонстрировал независимость как во время обучения в Московской консерватории, так и по отношению к партийным и государственным органам. Его можно понять: отца пианиста расстреляли, мать жила в Западной Германии. И даже его брак с певицей Ниной Дорлиак был нетрадиционным, как говорят, формальным. Почему? Вопрос остается открытым.

Американский банкир, общественный деятель, глобалист Дэвид Рокфеллер прожил на белом свете 101 год. Ему 7 раз меняли сердце. Это не удивительно, если иметь в виду, что он миллиардер. Сегодня врачи пытаются пересадить голову одного человека к другому. На наших глазах делаются первые шаги к бессмертию.

Поэтесса Маргарита Алигер жила 77 лет. Но что ей пришлось испытать: умер сын-младенец; застрелился любовник писатель Александр Фадеев; кончили жизнь самоубийством две дочери; наконец, ее саму нашли в канаве мертвой. Алигер служила идее коммунизма, не сумев сберечь жизнь близких людей!

Драматургу и прозаику Артуру Миллеру близки по духу герои-романтики, не умеющие находить общий язык с деловой Америкой, охваченной лихорадкой преумножения денег.

Самая удачная «пьеса» Миллера – женитьба на секс символе Америки Мэрилин Монро.

Не чернилами, а солдатской кровью написаны военные стихи Константина Симонова.

Фронтовая поэзия Симонова дышит ненавистью к немецко-фашистским захватчикам.

Душевная и вместе с тем мужественная лирика Симонова волнует сердца воинов, сражающихся за Родину.

В поэзии Симонова находится место для человека и человечности, несмотря на грозную машину войны, уничтожающую миллионы людей.

После чтения прозы Симонова встает вопрос: не истощила ли война духовные силы русского народа, после чего Россия утратила свою мощь? Через 45 лет Советский Союз распался на части! Не предощущал ли эти трагические события большой русский поэт?

«Душа грустит о Небесах», – вот те слова композитора Георгия Васильевича Свиридова, которые определяют первооснову его музыки.

Мелодии Свиридова белыми лебедями уносятся в небесную даль.

Свиридов – истинно русский композитор, чья музыка от первой до последней ноты принадлежит русской культуре.

Музыка Свиридова рисует традиционные русские картины: по снежной равнине несется тройка с бубенцами; вокруг бескрайняя степь; над головой высокое небо; в памяти всплывают давно минувшие счастливые летние дни: бал, радостная встреча, пение двух молодых женщин, бравурный военный марш – все это означает, что судьба русского человека неотделима от судьбы родины.

Для Свиридова нет ничего дороже, чем Россия и русский народ.

Свиридов испытывает горячую любовь к России. Он принимает Россию, как высшую духовную ценность, как святость, как Божественную ипостась.

Свиридов завещает людям: «Не потеряйте Россию, не сгубите родину, сберегите ее для будущих поколений!»

Свиридов воплощает в музыке духовную, а не реально существующую Россию. Русь для него – это икона в золотом окладе!

Когда звучали по радио песни французской певицы Эдит Пиаф, сердце замирало от жгучей тревоги. В чем же секрет воздействия ее хриплого, надрывного голоса на публику? Она пела о безнадежной любви и несбывшемся счастье. Она выливала наружу взволнованную женскую душу.

Эдит Пиаф – не слабый воробышек, что означает ее имя, а призывная труба Франции. Она заряжала энергией истомленные сердца парижан, она звала их в лучшее будущее.

Эдит Пиаф пробуждала ото сна Францию мятежной песней. Хрупкая птичка превращалась в ширококрылую птицу судьбы, несущую безысходность отчаяния.

Стремление женщины к творчеству почти всегда маниакально. Яркий пример – иступленная многочасовая работа Эдит Пиаф над песней! Более того: жизнь певицы подтверждает простую мысль, что без любви женщина не способна вдохновенно творить.

Страстная Эдит Пиаф считала, что представители сильного пола просты, как таблица умножения. Правда, для этого надо с ними переспать. «За одну ночь, проведённую с мужчиной в постели, - говаривала она, - ты узнаешь о нём больше, чем за несколько месяцев самых задушевных бесед. Уж в постели-то они не врут!».

Эдит Пиаф принадлежала к цыганскому типу женщин. Она любила пылко, горячо, страстно, безрассудно, нередко давала выход своей дикой ревности, опасной для жизни партнера. Она, очертя голову, бросалась в бурный поток чувств.

Экстравагантно-экзальтированные женщины молодеют с каждой новой любовью. Их жизнь должна освещаться то одной, то другой звездой, иначе – кромешная тьма, упадок сил и думы о смерти. Такой была Эдит Пиаф, в чьих песнях слышны острая боль женского сердца и ее мечты о счастье.

Интимная бурная жизнь Эдит Пиаф завершилась в 47 лет трогательным романом с парикмахером Тео Сарапо, который нежно и преданно любил певицу. Они поженились. К несчастью, блаженство было недолгим: через год Эдит умерла. Рыдающий муж несколько часов держал ее тело на руках, не желая расставаться с тем, что было ему так дорого.

Высоконравственной женщине и поэтессе Людмиле Татьяничевой судьба отвела только 64 года жизни. Видимо, поэтическое творчество вовсе не безвредно для женщины. Одно из исключений – Анна Ахматова, которая писала стихи экономно.

Есть и среди представителей социалистического реализма выдающиеся художники. Один из них – Андрей Гаврилович Лысенко. Можно вспомнить курьезный факт: уже за дипломную работу «Клятва» его удостоили Сталинской премии.

У американского президента Джона Кеннеди было два «хобби»: политика и волокитство, причем его амурные похождения впечатляют не меньше, чем карьерный взлет. Секс в Соединенных Штатах покрыл грибком все здание государства снизу доверху.

Сопоставляя биографии любовницы президента США Джона Кеннеди, кинозвезды Мэрилин Монро и жены диктатора Аргентины Эвиты Перрон, можно увидеть, насколько они похожи друг на друга. И та, и другая не гнушались торговать своим телом, чтобы добиться денег, власти и славы, – и обе умерли до 40 лет.
Не возмездие ли это судьбы?

Скульптор Михаил Константинович Аникушин известен народу памятником А.С. Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Замечательны также его памятники Мухиной, Свиридову и другим знаменитым людям.

Настоящее издевательство над святой памятью Пушкина совершается в спектакле «Евгений Онегин» Театра драмы и комедии на Таганке 82-летнего режиссера Юрия Любимова. Сценическое действие сопровождают джаз, рок, металл, тюремные песни, полуидиотские разговоры дворовых женщин-сплетниц. Если это позорище называть вершиной творчества режиссера, то легко вообразить себе, что представляют собой его прошлые постановки!
Маразматическая публика аплодирует маразматическому гению!

Премьер-министр Индира Ганди – пассионария Индии.

Индира Ганди будоражила общество, пока фанатики не убили ее.

В 1999 году Индира Ганди была признана «женщиной века».

Британский писатель-футуролог и ученый Артур Кларк – бесстрашный космический путешественник в собственных научно-фантастических романах. Ему грезятся мирная и процветающая цивилизация, люди которой равны богам.

Немецкий писатель и поэт Генрих Бёлль участвовал во Второй мировой войне на стороне Германии, получил 4 ранения, был убежденным антифашистом.

Бёлль отстаивает свободу людей. Он ревниво оберегает личную жизнь человека от посягательств со стороны государства.

Балетная музыка азербайджанского композитора Кара Караева чарует изяществом и грацией восточных красавиц.

В музыке Кара Караева запечатлен лирико-трагедийный экзотический Восток.

Лирический герой стихов Василия Фёдорова падает на колени перед женщиной, вымаливая у нее вечную любовь. Это, по сути дела, мазохистское рыцарство!

Американский физик, астроном и историк науки Роберт Рассел выносит приговор Птолемею, после чего отказывается от своего мнения. Такие зигзаги обычно случаются с теми, кто пренебрегает общепризнанными фактами в науке.

Отставая от века, опередишь его. В тишине и покое совершается взлет к бессмертию. Этой мудрости придерживался шведский кинорежиссер Ингмар Бергман.

Американский композитор, дирижер, пианист Леонард Бернстайн – всеядный музыкант, склонный к эпатажу. Правда, в его творчестве есть исключение: мелодически богатый мюзикл «Вестсайдская история».

Василий Сухомлинский создает педагогическую систему, основанную на принципах гуманности, на признании личности ребенка высшей ценностью и разрабатывает комплексную программу «воспитания красотой». Сухомлинский строит процесс обучения на основе радостного труда; занимается формированием мировоззрения учащихся; большую роль отводит образному слову учителя, сочинению вместе с детьми сказок, стихов, прозы.

Поэт и бард Александр Галич – антисоветский горлопан.

Писатель Александр Солженицын – казак, с саблей врывающийся в палаты русской истории: он-то разберется, кто государь, а кто – самозванец!

Солженицын – подслеповатый регулировщик на перекрестке истории.

Солженицын – лагерный надзиратель в советской литературе.

Солженицын, как писатель – мусорная яма, как общественный деятель – таран. Силой воли он превосходит Достоевского и Толстого, ибо успешно противостоит диктатуре!

На сталинский тоталитаризм Солженицын отвечает литературным тоталитаризмом «Архипелага ГУЛАГа», иначе говоря, писатель рубит топором по железу!

Солженицын катит по ухабам российской литературы «Красное колесо», будто солнце! Глупая затея!

Вряд ли у Солженицына есть будущее в литературе с его деревянным языком.

Солженицын святую российскую скорбь измазывает гнусным политиканством. Это накладывает отпечаток противоестественности на его романы.

Где бы ни жил Солженицын (в России или Америке), всюду он – пленник собственного волюнтаризма.

Писатель Александр Солженицын и физик-ядерщик Андрей Сахаров – цепные псы «холодной войны».

Роман «Над пропастью во ржи» американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера имеет символический подтекст: пропасть – это ужасы реальной жизни, рожь – мечта о счастливом будущем. Сэлинджер – взрослый ребенок с прекраснодушными мыслями.

Музыка композитора Моисея Вайнберга растекается широкими эмоциональными потоками.

Лирика Вайнберга вытекает из доброй, мягкой души ее творца.

Если чем-либо примечательна романтическая музыка Вайнберга, то, прежде всего, еврейским национальным колоритом.

Вайнберг – композитор с горячим еврейским сердцем, болеющим «за други своя».

Из сердца Вайнберга кровоточит вековая скорбь разбросанных по всему миру евреев.

Вайнберг воплощает в музыке страдания еврейского народа.

В инструментальной музыке Вайнберг погружается в глубины мироздания.

Оперные спектакли Вайнберга динамичны: они увлекают зрителей остросюжетными коллизиями.

У Моисея Вайнберга есть предшественник – еврейский композитор Симон Лакс, а также друг и наставник – Дмитрий Шостакович. Всех троих объединяют общие польские корни и экспрессивный музыкальный язык.

Драматург Александр Моисеевич Володин (Лифшиц) – мягкий, душевный гуманист без Отечества.

В пьесах Володина ощущается дыхание весны. Зрители с тревогой распознают приметы новой жизни.

Стихи Алексея Фатьянова легки и радостны, как щебетанье ласточки.


Рецензии