Непростительный грех

  (рассказ)

… Он был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья. Вдали от прежней суеты, в тиши этого уголка, окруженного с трёх сторон густым лесом, он находил теперь успокоение. Журчанье ручья с прозрачной как слеза водой, чистый воздух, тишь и благодать, разлитые в природе, хоть ненадолго, но отвлекали от мрачных мыслей.
Каждый день после обеда он брал удочку и спускался к речке. Река была пресноводной, и поэтому здешняя рыба отличалась отменным вкусом. Но главное было не в этом… просто боль отпускала его, когда мысли были заняты клёвом…
Глубокие следы ожогов изуродовали его лицо до неузнаваемости. Кожа на правой стороне съёжилась вокруг подбородка, из-за чего казалось, что правый глаз вот-вот вылезет из орбиты. Левый же совсем ослеп. Все руки также были испещрены рубцами от ожогов.
Днём свежий ветерок, доносившийся с гор, казалось, остужал душевные и телесные муки, но в холодные ночи раны начинали ныть, не давая покоя. Боль, рука об руку с наступившей бессонницей до самого рассвета неотступно преследовала его.
Вот уже два года он жил один как отшельник: жена, забрав дочь, ушла от него. Да он и не винил её вовсе – «а что ей ещё оставалось делать? Терпеть всю жизнь его болячки?».
Но, конечно же, он очень тосковал по семье, особенно по единственной дочери – своей Принцессе.
Он привык к беспокойной военной службе, постоянному нахождению среди множества людей, и поэтому пришедшая на смену суете спокойная размеренная жизнь в глуши угнетала его. Ведь, как и любому человеку, ему нужно было живое общение, он испытывал неодолимое желание поговорить с кем-нибудь, излить свою душу. Но в этот забытый Богом уголок, расположенный слишком далеко от города, редко наведывались люди.
Однажды, проснувшись рано утром, он увидел неподалёку от своего жилища раскинутую на берегу реки палатку. Порадовавшись в душе нежданным гостям, он всё-таки не решился подойти к ним.
Ближе к полудню из палатки вышли двое – мужчина лет сорока-сорока пяти и молодая девушка лет двадцати пяти. Парочка, весело смеясь, направилась к ручью. Он с грустью проводил их взглядом. Можно было только позавидовать счастью этих влюблённых, которые весь день гуляли в обнимку, то и дело целуясь. Когда-то и он любил свою жену, как сумасшедший. Когда-то и он был счастлив. Когда-то... Казалось, это было очень давно, в прошлой жизни… А сейчас его удел – одиночество в безмолвном лесу…
  На следующее утро он как обычно ловил рыбу, когда вдруг почувствовал, что кто-то стоит за его спиной и наблюдает за ним. Обернувшись, он увидел ту самую девушку. Увидев обезображенное лицо мужчины, она в испуге отпрянула в сторону и закричала. Он тотчас же отвернулся и тихо сказал:
- Извините, не заметил, как вы подошли… Кажется, я напугал вас. Решили, что встретили дикого медведя? Не бойтесь. Я уже давно обитаю в этих краях и ещё ни разу не видел здесь медведей. Наверное, своим уродством, я распугал даже бедных зверей.
Молодой женщине стало неловко - она замялась, подыскивая слова, чтобы как-то сгладить свою нечаянную бестактность.
Почувствовав её замешательство, он поспешил на помощь:
- Я каждый день ловлю здесь рыбу.  Наловлю с десяток – и снова выпускаю их в реку, пусть живут! Оставляю себе на пропитание только одну – мне хватает…
Затем, указав на ведро, полное рыбы, добавил:
- Возьмите, не стесняйтесь. Сегодня рыбалка выдалась на редкость удачной. Смотрите, сколько рыбы…
Девушка подошла поближе и, запустив руку в ведро, вынула из него большущего окуня.
- Если хотите, можете приходить каждый день за свежей рыбой, - радушно предложил он.

На следующее утро она пришла вновь. И опять, встав тихонечко в сторонке, молча наблюдала за ним. Чтобы не напугать девушку, он старался не оборачиваться к ней. Она поняла это, но уже не боялась его.
Так прошло несколько дней. Они подружились. Каждый день девушка приходила на берег, и он угощал её свежей рыбой.
Её же мучили вопросы – что случилось с этим человеком, почему он живет в лесу, есть ли у него семья?
И хотя, любопытство одолевало молодую женщину, она боялась обидеть его своими расспросами.   
Но однажды любопытство взяло верх и, набравшись смелости, она спросила:
- Можно задать вам один вопрос?
Мужчина, сняв с крючка трепещущую рыбу, бросил её опять в реку:
- Знаю, о чём вы хотите спросить.
- О чём же?
- Хотите узнать, что произошло со мной, почему моё лицо так обезображено. Почему я живу как волк один в лесу? Есть ли у меня семья… Угадал?
Девушка кивнула головой:
- Да. Признаться, именно об этом я и хотела спросить.
Мужчина впервые за весь разговор повернулся к молодой женщине лицом и внимательно посмотрел на неё. Сколько дней они были знакомы, а он и не знал, что она так красива. Перед этой красотой ему стало даже стыдно за своё уродство, и он поспешно опустил голову:
- Это долгая история. Думаю, вам будет неинтересно. Лучше не буду рассказывать.
Но девушка продолжала настаивать:
- Ну пожалуйста… расскажите… мне очень интересно…
Уступив её настойчивости, он начал неторопливое повествование:
- Я был военнослужащим. Рота, которой я командовал, охраняла лесополосу. Вдали, у подножия горы располагалась зона отдыха. Там всегда было много отдыхающих.
И хотя нас отделяло достаточно большое расстояние, их голоса, смех и звуки музыки доносились до нас. Нам казалось, что эти праздные, беззаботные люди так счастливы… Мы смотрели на них с завистью.
Однажды ночью я вышел проверить посты. Всё шло своим чередом. Ночь была спокойной, небо чистым. Военные, наверное, больше гражданских ценят ночную тишину. Хотелось лечь и как следует выспаться.
И вдруг я заметил язычки пламени над одним из коттеджей санатория. Огонь постепенно разгорался, отбрасывая отблески в ночной темноте. Сначала я растерялся и не знал, что предпринять. Ведь было далеко за полночь - отдыхающие, наверняка, крепко спали и не подозревали о пожаре.
Взяв с собой двух солдат, я побежал в сторону санатория. Огонь уже полностью охватил деревянный домик, и внутрь невозможно было попасть. Но и времени терять было нельзя – находящиеся там люди могли заживо сгореть. Не мешкая, я выбил стекло и пролез через окно. Кинулся в спальную комнату. На широкой двуспальной кровати в обнимку лежали мужчина и женщина. В голове мелькнула мысль, что двое этих влюбленных даже не подозревают, что с ними может произойти буквально через несколько минут.
В тёмной комнате невозможно было дышать из-за едкого дыма, с каждым вздохом пронзающего лёгкие. Отблески пламени, полыхавшего снаружи, немного освещали помещение, и я мог, хоть и с трудом, различать предметы. Недолго думая, я взял на руки спящую женщину - в нос ударил запах алкоголя. Через окно я передал её солдату, стоявшему снаружи. Затем вернулся обратно в спальню, с трудом поднял мужчину. Угарный газ, разъедающий ноздри, не мог заглушить запаха перегара, исходившего от него. Наверняка, накануне вечером парочка напилась до беспамятства. Иначе бы они проснулись.
Я был счастлив и горд, что спас две жизни. Вернулся обратно, чтобы проверить, не остался ли в комнате ещё кто-нибудь. И в этот момент крыша обрушилась на мою голову. Я остался под горящими обломками. Одежда вмиг загорелась на мне. Я закричал, зовя на помощь, и потерял сознание… Что было дальше – не помню.

Очнулся я уже в госпитале, лицо и глаза были обмотаны бинтами. Обгорело всё тело, но больше всего пострадало лицо. Один глаз полностью вытек, второй наполовину ослеп.
Я пролежал в госпитале около шести месяцев. Раны от ожогов усугублялись перенесённым стрессом. Я долгое время не мог прийти в себя, стереть из памяти эту кошмарную ночь… И даже сейчас не всегда могу совладать со своими нервами. Вот так…, - тяжело вздохнул мужчина, закончив свой рассказ.
- И всё же я рад, что пострадал не зря, что спас тогда этих двоих. Думаю, они любили друг друга, и впереди у них, благодаря мне, - счастливая жизнь… Только это меня и утешает, - добавил он после минутного раздумья.
Молодая женщина, не мигая, смотрела на него и вдруг, закрыв лицо руками, громко разрыдалась. Мужчина, решив, что его рассказ расстроил её, попытался как мог успокоить женщину. Но рыдания продолжали сотрясать её плечи…
Своими мозолистыми руками он оторвал её ладони от заплаканного лица, бормоча слова утешения.
Женщина, оттолкнув его, вдруг закричала:
- Не прикасайся ко мне! Ты – несчастный человек… Ты даже не знаешь, ради кого пожертвовал собой, кого ты спас…
От неожиданности мужчина растерялся. Она же продолжала кричать:
- Несчастный… что ты сделал с собой? Чем ты пожертвовал…. И ради кого?.. Ради меня… ради проститутки и распутного мужика… Стоило ли?.. Нет, ты не подвиг совершил, а грех, непростительный грех.
Не в себе от переполнявшего её раскаяния она бросилась на колени перед мужчиной и в какой-то безумной ярости стала колотить кулаками по земле.
Из-за рыданий, он не мог разобрать слов. Наконец она немного успокоилась:
- В тот злополучный день мать взяла меня с собой в Дом отдыха. Признаться, она просто продала меня одному знакомому толстосуму. В ту самую ночь мы напились до бесчувствия… а потом я осталась с этим мужчиной наедине. Мы были так пьяны, что забыли потушить свечи, горевшие на столе… Именно поэтому и произошло возгорание…
Видишь, как несправедлива судьба… Хорошие люди жертвуют собой ради ничтожеств… Да пропади пропадом такая жизнь, такое низменное счастье… Теперь ты понял? Что я могу тебе сказать в своё оправдание?.. Ну выругай меня, как следует, ударь меня, чтобы душа моя хоть немного успокоилась, - умоляла она.
Мужчина лишь задумчиво тёр щетину на подбородке. Казалось, старые раны вновь заныли, причиняя боль. Некоторое время он молчал. Затем, подняв глаза, спросил:
- Вы хоть потом поинтересовались, кто вас спас, что стало с этим человеком. Жив ли он?..
 Молодая женщина вздрогнула, как от удара хлыстом – ведь до сегодняшнего дня она и не вспоминала о незнакомце, спасшем ей жизнь.
Мужчина понял, что означает её молчание и, тяжело вздохнув, прошептал:
- В таком случае никому не говорите об этом. Пусть люди продолжают делать добро и считают это своим человеческим долгом… иначе… иначе  человечности придёт конец…
 Сказав это, он взял удочку и тяжелой поступью зашагал прочь от реки.
… Наутро на берегу уже не было палатки…


ПЕРЕВОД ЛЕЙЛЫ КАДЫРЗАДЕ.


Рецензии