Гималаи Сиккима

Гималаи Сиккима - это область, впервые получившая заметное внимание в трудах Дж. Сэр Джозеф Хукер, великий натуралист, побывавший здесь в 1848 году. Он лежит непосредственно к востоку от города. До Непала теперь можно добраться по железной дороге, которая поднимается по внешнему хребту до Дарджилинга. Его осушает река Тиста, по главной долине которой на короткое расстояние проходит железная дорога. Поэтому этот регион легко доступен. Для целей этой книги можно сразу же включить в нее равнинный открытый лес и покрытый травой тракт, известный как Тераи. у подножия горы. Это всего лишь несколько сотен футов над уровнем моря, так что оттуда до вершины Гималаев можно подняться почти на триста футов. 28 000 футов примерно через семьдесят миль. Нижняя часть находится на 26-м градусе широты, так что жара тропическая. А так как этот регион попадает в зону действия муссонов из Бенгальского залива, то на равнинах и в нижних долинах царит не только сильная жара, но и большая влажность. Вследствие этого склоны гор покрыты пышной растительностью.

Чтобы попасть в этот удивительный край , путешественник должен сначала пересечь Ганг -священную реку индусов. У великих рек есть свое собственное очарование. Они производят в нас ощущение вечности и неотразимости. Ганг, более мили шириной, несется глубоким величественным потоком из далекого далека в далекое, бесконечно, из всех времен во все времена, и в такой глубине и объеме, что ничто человеческое не может противостоять ему. В сухое время года, когда оно низко и светит солнце, оно безмятежно и благодушно, с ясным и улыбающимся лицом. Величественные храмы, расположенные среди священных рощ и изящных пальм, освещают берега. На широких ступенях купальных гат собираются толпы благочестивых верующих в одеждах всех ярких оттенков. Река имеет аспект доброты, добродушия и жизнетворности. Его воды и богатый ил принесли изобилие многим бесплодным акрам, и обитатели его берегов хорошо знают, что он исходит из священных Гималаев.

Но Ганг не всегда находится в таком благодушном настроении и не всегда носит этот добродушный вид. В сезон дождей это дело ужаса. Черные грозовые тучи над головой надвигаются на горы днями и неделями. Нет ни проблеска солнца. Дождь льет как потоп. Река еще больше разбухла от таяния снега в Гималаях и теперь течет, кружась в мрачном и гневном настроении, поднимаясь все выше и выше по своим берегам, пожирая их и угрожая перехлестнуть через них и унести смерть и разрушение далеко и широко. Мужчины больше не спускаются вниз чтобы встретить его. Они отшатываются от него. Они с беспокойством наблюдают за ним, пока вся его сила не иссякнет и он не вернется к своему обычному благотворному виду.

Неудивительно, что такая река считается священной. Для более примитивных людей это буквально живой человек и человек, которого можно умилостивить, человек, который может причинить им вред , если они раздражают его, и сделать им добро, если они делают себя угодными ему и снабжают его тем, что он хочет. Для культурных индусов это предмет глубочайшего почтения. Если они смогут искупаться в его водах, их грехи будут смыты. Если после смерти их прах будет брошен на его широкое лоно, они обретут вечное блаженство. Возможно, с самых ранних дней нашей расы, в течение нескольких сотен тысяч лет. многие годы люди, возможно, жили на его берегах. Ибо первобытные люди, должно быть, жили в лесах у больших рек, в теплом и ровном климате. Они спустили бы на воду свои каноэ и использовали бы ее как единственный путь сообщения друг с другом. И они всегда смотрели бы на него со смешанным благоговением и любовью. Кроме солнца, это был бы единственный большой природный объект, который привлек бы их внимание. Должно быть, вид этого постоянно накатывающего потока произвел на них глубокое впечатление. Должно быть, они полюбили его. как они созерцали его большую часть года. Вид его разрушительной силы, возможно , заставил их на время отшатнуться в страхе и благоговении. Но об этом забудут, когда потоп утихнет, и река снова станет гладкой, улыбающейся и мирно протекающей перед ними.

Чтобы мужчины не убегали от него. Они собираются к нему. Они строят большие города на его берегах и приезжают издалека, чтобы увидеть его. Они совершают паломничества каждый год тысячами к месту, где она выходит из Гималаев. И они проникают даже к его истоку далеко назад и высоко в горах.

Для самых просвещенных людей Ганг также должен быть предметом почитания за свою древность, за свое будущее и за свою силу. С поверхности Бенгальского залива солнечные лучи втянули в атмосферу частицы воды. Потоки воздуха пронесли их на сотни миль над морем и над равнинами Бенгалии, пока холод Гималаев не заставил их сгуститься и упасть в снег и дождь. Но некоторые были перенесены дальше. Они были перенесены прямо через Гималаи на высоте по крайней мере 20 000 футов, пока, наконец, не упали в Тибете. Поразительным фактом является то, что часть воды в Ганге поступает из рек Тибета, которые проложили себе путь через могучие хребты Гималаев. Река Арун, например, берет начало в Тибете и прорезает Гималаи глубоким ущельем между Эверестом и Кинчинджангой. Действительно, эти реки гораздо древнее гор. Они бежали своим курсом до того, как Гималаи были подняты, и они продолжали изнашивать канал для себя, когда горы поднимались и медленно возвышались над ними.

Таким образом, почитание Ганга связано с его огромной древностью. Почтение также необходимо, потому что оно будет течь, как сейчас, сотни тысяч и, возможно, миллионы лет. Круг за кругом в нескончаемом круговороте вода поднимается из океана, носится в облаках, спускается на горы и собирается в Ганге , чтобы снова течь в море. Ганг может постепенно менять свой курс, когда он съедает сначала один берег, а затем другой. Но она будет течь и течь так далеко в будущее, как только может знать человеческий глаз.

И его сила, столь страшная первобытному человеку, даже нам временами будет становиться все более и более силой добра. Уже большие каналы были взяты из его главного потока и его притоков, и миллионы акров были орошены его водой, помогая, таким образом, произвести большие урожаи пшеницы и риса, хлопка, сахарного тростника и масличных семян. Рассматриваются схемы использования энергии воды, падающей с гор, путем преобразования ее в электрическую энергию, с тем чтобы она могла управлять железными дорогами и снабжать энергией крупные промышленные предприятия. Еще раз повторим курс река может стать линией сообщения, поскольку морские самолеты используются для перелетов из города в город и посадки на ее поверхность.

Поэтому, когда мы познаем реку в ее глубочайшем значении, наше впечатление о ее вечности и непреодолимой силе остается. Но наше чувство страха уменьшается. Мы чувствуем, что река готова сотрудничать с нами. Что его можно взять в руки и вести. Что его сила по существу не разрушительна, а благотворна. Что есть в нем почти неисчерпаемая способность помогать растению, животному и человеку. И что это друг и жаждет помочь нам.

Индусы всегда были правы, поклоняясь ему. Их поклонение, с тропической роскошью, возможно, развилось до экстравагантных размеров. Но инстинкт, побуждавший к этому поклонению, был совершенно здрав. Река несет в своей груди великие животворящие свойства, и, поклоняясь реке , индусы полусознательно выражали свое чувство зависимости от этих животворящих свойств, привязанности и благодарности реке за те блага, которые она даровала. Простой страх перед его разрушительным характером один только страх не породил бы желания поклонения. Они делали и делают бойтесь реки, но за страхом стоит ощущение, что она течет. может быть умилостивлена тем, что может быть побуждена помогать человеку и не хочет мешать ему. И здесь они были совершенно правы. Мы наконец-то узнаем, как это можно сделать, и теперь ясно видим то, что индусы лишь смутно ощущали, - что сердце реки достаточно правильно , и если его приручить и обучить, оно может принести человеку несказанное благо .

Это Художник легко распознает. Он войдет в дух реки. Он прочтет его истинный характер. Отказываясь быть запуганным ее более ужасными настроениями, он будет ликовать в ее мощи и видеть в ней мощную силу добра. Таким образом, река обратит к нему свой призыв; и, откликаясь на призыв, Художник увидит великое Красота в реке и опишите нам эту Красоту.

За рекой, прежде чем мы доберемся до горы, мы должны пройти по абсолютно ровным возделанным равнинам, без единого возвышения в поле зрения. Большинству они покажутся скучными, однообразными, неинтересными. Нет такого горизонта, к которому мог бы устремиться взгляд и найти удовлетворение в отдаленной дали. Нет холма, на который можно было бы поднять глаза, а вместе с ними и душу. Кругозор ограничен самыми узкими рамками. Пальмы, баньяны, дома, огороженные садами, везде ограничивают его. Поля маленькие, деревьев и домов много. Ничего далекого не видно. К европейской перспективе это угнетает. Но для бенгальца это сама его жизнь. Эти густонаселенные равнины-его дом. Поэтому в них есть все то притягательное , что всегда есть в знакомых сценах, в которых люди выросли с детства. Бенгальцы предпочитают их высоким горам. Он любит смотреть на блестящие изумрудные рисовые поля, на высокие перистые пальмы, на тенистые баньяны, на пылающие пуансеттии, на яркие бархатцы, канны и бугенвиллеи, и разноцветные кротоны, и калладиумы, и душистый жасмин, и апельсины, и туберозы, и гардении, и пестрые сойки, и шустрые попугаи, и игривые белки. Он любит также бассейны для купания, терпеливых быков и прохладные уединенные сады. И он любит эти вещи за их непосредственную близость. Его внимание не отвлекается на далекие горизонты и недосягаемые высоты. Все близко к глазу и хорошо видно. Его мир, может быть, и мал, но все это в пределах досягаемости. Он может хорошо знать каждое дерево и цветок, каждую птицу и животное. IT это не широкая и разнообразная жизнь. Но это интенсивная и очень яркая жизнь, и для бенгальца, по этой причине, более предпочтительна. И если она замкнута, то , по крайней мере, замкнута на открытом воздухе и в климате вечного лета.

За этой высоко возделанной и густо населенной местностью, все еще на равнине, мы приходим к дикой стране джунглей, которая простирается до предгорий и болотистая, чумная и кишащая всеми видами кусачих насекомых. Это отвратительная страна для путешествий. Но у него есть свои интересы. Здесь растут замечательные травы с высокими прямыми побегами, грациозно склоняющимися вверх от веса их перистых головок; и так высоки эти гигантские травы, что они часто достигают головы человека на слоне. Области, охватываемые они практически непроходимы для пеших людей, и в этом районе есть что-то таинственное, потому что это место обитания носорогов, тигров и кабанов. Проходя через него, мы испытываем неприятное чувство, что в одно мгновение может появиться почти все, что угодно, и что , как только мы окажемся пешком и уйдем с тропы, мы безвозвратно потеряемся, утонем в море колышущейся травы.

Из этого моря травы поднимаются пятна леса и одинокие деревья. Наиболее распространенным является дерево Сал (Shorea robusta), великолепное стадное дерево с высоким прямым стеблем и густой глянцевой листвой. Но наиболее заметным в марте и апреле является дерево Дак (Butea frondosa), неуклюжее дерево, но замечательное своими глубокими богатыми алыми цветами, похожими на гигантские сладкие горошины, но густой бархатистой текстурой. Эти цветы распускаются прежде, чем появляются листья, и когда дерево в полном цвету, оно выглядит как настоящее пламя в лесу.

Еще одно прекрасное дерево, которое встречается в этой нижней части, - это акация катечу, известная в Северной Индии как дерево Хайр и встречающаяся повсюду у подножия Гималаев. Не высокий и величественный, а скорее изогнутый и широкий, как дуб, он имеет изящную перистую листву и добрую манящую природу.

Двигаясь по этим ровным равнинам, которые по мере приближения к горам покрыты густыми лесами, стоячими болотами и аккуратными чайными садами, мы однажды утром, проснувшись, обнаружили, что над горизонтом на севере висит длинная облачная полоса, белая с розовым оттенком на нижнем краю, но с верхним краем неправильных очертаний. Никто из тех, кто раньше не видел снежных гор, ни на секунду не предположил бы , что эта полоса может быть линией горных вершин. Ибо нет и следа какой-либо связи с землей. Между ним и землей нет ничего но голубая дымка. И это так высоко над горизонтом , что кажется невероятным, что такая связь может существовать. Еще никто, кто Тот, кто видел снежные горы, мог на мгновение усомниться, что эта розово- белая полоса-Гималаи. Ибо оно обладает двумя несомненными характеристиками, которые отличают его от любого облака. Во-первых, нижний край абсолютно прямой и горизонтальный: он точно параллелен горизонту. Во-вторых, верхний край зазубрен, и очертания этой неровности четко и четко вырисовываются на фоне насыщенной синевы неба.

Никто из знающих горы не мог бы сомневаться , что эта линия была Гималаями, но каждый раз, когда мы видим ее снова, мы удивляемся больше. Мы точно знаем , что эти острые края вершины гор , основание которых находится на этой твердой земле. И все же, как бы мы ни были уверены в этом факте, мы не перестаем удивляться. И когда мы смотрим на эту линию снежных вершин не более, не менее по сути своей красивую, чем многие облака, но все же невыразимо более значимую, мы испытываем странный восторг. Что-то в нас прыгает навстречу горам. И мы не можем отвести глаз. Мы кажемся поднятыми и чувствуем в себе и в мире более высокие возможности, чем когда-либо прежде. По мере того, как мы продвигаемся вперед , мы напрягаемся, чтобы постоянно держать горы в поле зрения, ибо нам невыносимо расставаться с ними. Мы чувствуем себя лучше , потому что видели их, и до конца наших дней мы будем постоянно помнить о них.

По мере того как мы приближаемся к горам , база выныривает из дымки, и линия снежных вершин исчезает за ближайшими внешними хребтами. Затем мы подходим к самим этим горным хребтам, которые довольно резко поднимаются над ровными равнинами с очень незначительной промежуточной модуляцией формы, и мы находим их плотно одетыми в лес истинный, богатый, пышный, тропический лес со всеми прелестями блестящей листвы, изящных папоротников и пальм, великолепных орхидей и блестящих бабочек.


Рецензии