Часть 3. Камень преткновения Вольный аул

Во время стояния на Кавказе –  1829
Нелогичная история  или – Чудесные находки.

                Часть 3. Камень преткновения – Вольный аул


Для нашей истории исследований противоречий, искажений, подлога, интерпретации и прямой фальсификации в вопросе восхождения на Эльборус в 1829 году обратимся к независимому источнику, к работе Клычникова Ю.Ю., «История народов Северного Кавказа», Учебное пособие, Пятигорск: ПГЛУ, 2013, 125 с.
Мы не все знаем, и не все помним эпохи развития человечества с точки зрения археологии и периодизации эпох.
На наш взгляд это необходимо для сравнительного независимого анализа каждым читателем, сравнить, какую историю, пишут кабардинские историки, и какая мировая практика  знаний существует об истории народов Северного Кавказа, в том числе: Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
В научном мире принято считать, что развитие человечества делятся на следующие этапы:

Палеолит – 400 тыс. лет назад;
Мезолит – VIII – IV тыс. до  н.э.
Неолит – VI – IV тыс. до  н.э.
Энеолит – IV – III  тыс. до н.э.

    Находки, относящиеся к эпохе мезолита, были обнаружены в гроте Сосруко в Баксанском ущелье Балкарии.
     Агубековское поселение располагалось вблизи современного города Нальчик в Кабардино-Балкарии.

    Следующей эпохой в развитии человечества считается – Эпоха бронзы, которая в свою очередь делится на следующие этапы:
1. Эпоха ранней бронзы (III тыс. до н. э.);
2. Эпоха средней бронзы (II тыс. до н. э.);
3. Эпоха  поздней бронзы ( конец II – нач. I тыс. до н. э.).
Каждая из них представлена археологическими культурами, т.е. группой памятников, имеющих схожие особенности и относящиеся к одному времени.
Одной из наиболее ярких культур эпохи поздней бронзы и начала раннежелезного века стала кобанская культура. Её памятники расположены в предгорно-плоскостных и горных областях Центрального Кавказа. Своё название она получила по могильнику, открытому близ селения Верхний Кобан на территории нынешней Республики Северная Осетия. Выделяют три территориальных варианта этой культуры: западный – верхнее Прикубанье и Ставропольское плато; центральный – междуречье – междуречье Чегема и Терека; восточный – среднее Притеречье.
Первым народом в истории Северного Кавказа, известным под собственным именем, были киммерийцы, чьё появление относится к VIII веку н.э. Считается, что киммерийцы сформировались на территории Нижнего Поволжья, а оттуда откочевали в Северное Причерноморье.
С VIII – VII вв. до нашей эры на Северном Кавказе начинают распространяться изделия, изготовленные из железа.
    Появляются первые государственные образования.
    Среди народов оставивших яркий след в северокавказской истории на заре раннего железного века были скифы.


 Скифы появились в  Северном Причерноморье в конце VIII – начале  VII вв. до н.э.
 С IV века до н.э. на этнической карте Предкавказья появляются кочевники сарматы.
 Наиболее тесно контактировали с кавказскими народами сарматы сиракского союза.
Последующая история Северного Кавказа в значительной мере связана с племенами аланов. Античные авторы начинают их упоминать их уже в середине I века нашей эры.
Все авторы единодушно отмечают воинственность этого народа.
На Северном Кавказе лидирующие позиции алан долгое время были неоспоримы. Даже река Терек получила название «Аланта». Римский историк Аммиан Марцелин (IV в. н.э.), писал, что «мало-помалу они подчинили себе в многочисленных победах соседние народы и распространили на них своё имя…»
В 70-х годах IV в. н. э., форсировав Волгу, на земли аланов вторглись гунны. Это было время Великого переселения народов в начале эпохи средневековья.
К числу раннеаланских памятников относится Зарагижский некрополь на реке Черек в Кабардино-Балкарии. Специфической традицией аланов была искусственная деформация черепов, которым придавалась вытянутая форма. В Зарагижском некрополе среди найденных вещей: сосуды с зооморфными ручкам, зеркала, пряжки.  А, так же, фибулы, подвески и серьги из бронзы, серебра и золота и др. 
Парадный меч и нож в украшенных золотой фольгой ножнах. В дромосе был помещен боевой конь, похороненный вместе с хозяином.
К числу городищ, которые аланы стали возводить на Северном Кавказе, относиться  Зилгинское городище в Северной Осетии.
Нашествие гуннов сильно подорвало могущество аланов. Считается, что часть аланов была истреблена, некоторые присоединились к гуннской орде, а те, кто решил сохранить независимость, отступили за Терек, где уже имелись аланские поселения.
Эпоха гуннов и последующие этнические процессы заняли три столетия с IV  по VII века н.э.
В этот же период в степной зоне Северо-Западного Предкавказья проживали булгарские племена, а к северу от них кочевали акациры (агъач киши – лесные люди, тюркское-Х.Т.), которых считают предками хазар. В Восточном Предкавказье усиливается влияние племени савиров,  которые ранее жили в Западной Сибири.
В VII в. н.э., появляются племена аваров, которые в 558 году заключают союз с аланским царём Саросием.
В конце V – начале VI вв. доминирующие позиции среди булгар заняли племена утигур и кутригур.
К середине VI столетия у алан формируются две этнокультурные группы: восточная и западная. Восточная локализуется на территории современных Северной Осетии, Ингушетии и Чечни; Западная – Верховья Кубани, Пятигорья (Карачай-Х.Т.) и Балкарии.
В степях Приазовья и на территории Таманского полуострова создают своё государство булгары. Это событие связано с именем их легендарного хана Кубрата, который в 635 г. провозгласил Великую Булгарию. Столицей нового государства стала Фанагория.
«Сохранилась легенда о том, что собрав своих сыновей, хан решил дать им завет. Он велел старшему сыну Батбаю сломать древко копья, и этого сделать не удалось. Хан сказал детям, что и они будут сильны до тех пор, пока держатся вместе…» Сыновья хана Кубрата: Котраг, Аслан, Батбай, Балкыр, Аспарух, Кубер, Альцек.
Котраг (Кодрак) жил жил в крайнем северо-восточном улусе государства – в Среднем Поволжье (ныне территория Татарстана в Волжско-Камской Булгарии. Котраг после смерти отца также являлся правителем основного улуса Великой Болгарии – Кара Болгарии, позднее Русского каганата, ныне Украины со столицей  Киевом, который изначально именовался её тюркским населением «Башту», что в переводе означает «Главный», на территории, которой и был похоронен хан Кубрат.
Батбай (Батбаян) владел Южным улусом, расположенным на Северном Кавказе. Ставка его находилась у входа в ущелье Архыз. Здесь же проживал и Балкыр (Балкар).
На западе Великой Болгарии свои улусы имели сыновья хана Кубрата – Аспарух, Кубер и Альцек.

 С Великим переселением народов связано и становление тюркского Хазарского Каганата. Подчинив родственных булгар, хазары распространили свою власть на территорию между Каспийским (Хазар тенгиз – Х.Т.) и Азовскими (Азак тенгиз-Х.Т.) морями. В состав Хазарии входил и Восточный Крым.
Древнейшей столицей каганата был город Беленджер. Он располагался на реке Сулак у нынешнего селения Чир-Юрт в Дагестане и замыкал выход из горной долины на равнину. Были и другие города-крепости Акташ и Терек. Языком общения в каганате был тюркский.
Очень скоро Хазарскому каганату пришлось вести отчаянную борьбу с с вторгшимися на Кавказ арабами. Халифат сумел разгромить государства Закавказья и устремился дальше на север. В 654 году арабами был захвачен Дербент. Разгоревшаяся война шла с переменным успехом.
Во время войны многие хазары стали переселяться в более безопасные районы в волжских, донских и донецких степях. Не без хазарского влияния ускорился процесс оседания на земле булгарских племён. Начала формироваться единая культура, которую археологи назвали  салтово-маяцкой по городищу Верхний Салтов на левом берегу Северского Донца (Харьковская область) и Маяцкому городищу, расположенному у впадения в Дон реки Тихая Сосна (Воронежская область). В её формировании сыграли роль также аланские переселенцы.
В устье Волги (Итил су – Х.Т.) появилась новая столица каганата – Итиль.
На территории Восточной Алании постоянно находилась ставка наместника кагана, и располагались его войска. Западная Алания, судя по всему, сохранила независимость от хазар.
Хазары поклонялись Тенгри – единому богу неба (Тейри – карачаевцы и балкарцы Х.Т.)
Как писал арабский автор X в. Худуд ал – Алам, «это весьма приятная и благоустроенная страна с великими богатствами…»

Всё приходит и всё уходит…

В XI веке новая этническая группа тюрков кипчаки создают свою страну, которую называют Дешт –и – Кипчак, Половецкая степь, от степных пространств Иртыша до Волги, а затем до Дуная. В 1055 г. впервые о ней упоминают в русской летописи у границ Преяславского княжества.
В середине XI столетия они оказались в северокавказских степях, изгнав оттуда печенегов.
Грузинский царь Давид IV Строитель был заинтересован в привлечении кипчаков на свою службу. Давид женится на дочери хана Отрока Гурандухт. Половцы стали основой его армии. Получив командование над 40 тысячами воинов, Давид нанёс несколько поражений туркам-сельджукам. В 1125 г. хан Отрок с частью орды с Предкавказья возвращается  в южно-русские степи.
Немыми свидетелями присутствия половецких кочевий в степях Прелкавказья были установленные на курганах изваяния –«каменные бабы», являвшегося своеобразными метками границ кипчаков. Особенно много их было обнаружено на территории Ставрополья. Благодаря им стало возможно реконструировать известный кавказский костюм «чепкен, чекмень, черкеска», с характерными признаками поясного ремня, обуви, двухполого халата, не хватает газырей, они появятся вместе с огнестрельным оружием на Кавказе.
С  X . Алания переживает период военно-политического и культурного подъема. Как писал Худуд ал –Алама: «Вся эта страна рассечена, представляет собой пересеченную местность и покрыта горами, и облагодетельствована природой. Они обладают 1000 больших селений. Часть этих людей – горцы, а часть – равнинные жители.
У алан формируется раннефеодальная государственность. В аланских городищах появляются ограждённые укреплениями цитадели, в которых проживала аристократия.
Среди крупных полуаграрных поселений городского типа выделялись Рим-гора (окрестности Кисловодска), Верхний Джулат (селение Эльхотово – Северная Осетия), Нижний Джулат (у г. Майский, Кабардино-Балкария), Нижний Архыз (Зеленчукский район Карачаево-Черкессии), Алхан-къала (Чеченская Республика). Столицей Алании был, по словам арабского историка Масуди (896-956), Ма’ас.
Вновь образованная Республика Ингушетия в 1994 году, назвали своей столицей вновь построенный город  – Магас.
Точное место нахождения столицы Алании, считается, неустановленной.
В Алании существовала развитая система дорог, водоснабжения.
В 916 г. правитель Алании принимает обряд крещения. Эта дата считается временем официального принятия христианства аланским народом.


Всё приходит и всё уходит…

Нашествие татар в XIII в., затем нашествие эмира Темурленга в 1395 году разрушают Аланию.
Арабский географ и  историк XIV века Абу -л- Фида писал, что на восток от абхазов живут аланы (асы), которые являются тюрками и исповедуют христианскую религию. До наших дней за территорией  Карачая закреплено названия «Аланы», а за Балкарией «Асы».

Вся предыстория вопроса необходима была, чтобы беспристрастным языком документально показать, что карачаевцы и балкарцы на Центральном Кавказе не являются сторонними или поздними пришельцами.
Как хотели бы нас видеть нечестные историки в Кабардино-Балкарии, в лице Х.М. Думанова, А. Хаширова  и др.
В своих  работах, только ради одного, чтобы показать, первовосходителем на гору Эльборус в 1829 году, кабардинца Килара Хаширова пустились в самый тяжкий грех – ложь.

Ремарка

«Ложь - это сознательное искажение известной субъекту истины: она представляет собой осознанный продукт речевой деятельности субъекта, имеющий своей целью ввести в заблуждение собеседника. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей».

Нам могут сказать, что в священный месяц Рамадан для всех мусульман мира, как и Кабардино-Балкарии, не следовало бы  писать такие темы, которые могут вызывать противоречия в обществе.
Мы исходим из того, что установление истины и есть те основы ислама, которая противостоит лжи ведущей к межнациональным конфликтам, к межнациональным войнам.

«Установление обстоятельств дела такими, какими они были в действительности, составляет содержание объективной истины. В уголовном судопроизводстве, которое детально и полно урегулировано уголовно-процессуальным законом, процедура установления истины осуществляется в форме процесса доказывания, в порядке, установленном доказательственным правом, и с использованием предусмотренных законом средств…»

Как ранее мы писали самое раннее описание расселение кабардинцев, балкарцев и карачаевцев – это 1588 год, «Книга Большого Чертежа», опубликовано в 1627 году.

Справка

«Книга Большому Чертежу», под ред. К. Н. Сербиной — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. — 232 с. Книга Большому чертежу — подробное описание карты всей территории России и соседних государств XVI—XVII веков, так называемого «Большого Чертежа всему Московскому государству», составленному по указанию царя всея Руси Иоанна Васильевича после 1552 г. и перерисованного вследствие полного износа около 1600 года. Первый известный полный свод географических и этнографических сведений о России и сопредельных государствах. Вторая достоверно известная (возможно, третья) редакция составлена в 1627 году в Разрядном Приказе. Данная книга представляет собой вторую редакцию КБЧ.


Кабардинцы:

«Роспись реке Терку»
«л. 65 Река Терек потекла из реки из Кура [|**в ночь горы.
А на низ по Терку, с левые стороны реки Терка, Кабарда.
А в Кабарде пала из гор в Терек река Ардан, протоку4 50 верст.
А от верхуа Терка, от реки Кура, до Кабарды, до Ардана реки 170 верст;
а от Ардана реки 20 верст пала в Терек река Агер; а ниже Агера пала в Терек река Урюх, от Агера 20 верст. || -л. 65 об. А ниже У рюха реки пала в Терек река Кизыл, от Урюха 20 верст.
А вниз по Терку по тем рекам 60 верст, а вверх по тем рекам до гор на 50 верст. ' А от Кабарды, от Киз-реки вниз Терком рекою, до усть реки Белыя, 60 верст, протоку Белыя реки 20 верст.»


«Пятигорские черкесы» – Балкарцы, Карачаевцы:

«Роспись реке Терку»

«А в реку в Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой. А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас. А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…»   [53, с.90].
Балкарцы это место называют – Бештамак, то есть устье пяти рек: Терек, Малка, Баксан, Чегем, Черек. А себя называют: Беш Тау Эл, то есть – Пятигорская страна.
В кабардино-русской дипломатической переписке эти обстоятельства также отражены. «Бештамак, лежит на устьях при реках Терке, Череке, Бахсене, Балке и малой речки Бахсаны ж и есть тамо острова с лесом дубовым и протчим. И довольство многое в винограде, и в протчих овощах, також есть и черви, которые родят шолк; и оныя пять рек под тем местом Бештамаком совокупились вместе, и для того называетца то место Баштамаком (а по руски пятое). [КРО, Т.1. с.29].
 Балкарское название «Бештамак»  упоминает и   И.Г. Гильденштедт, в своей книге «Путешествие по России и Кавказским горам в 1770-1773гг»: « Провинция Бассияния» Она занимает часть высоких альпийских гор вокруг Малки, до Кубани, и граничит на востоке с Осетией, на юге с Грузией и Сванетией, западнее с Абхазией, на севере с Черкессией. Жители её определенно татарского происхождения…Притоки Терека: Аргудан, Лескен, Малки, Малкара, или Балки, с левой стороны Терека… В округе (Бассияния (Балкария -Х.Т.) в него впадают различные горные ручьи, и он значительно усиливает Терек. Ручьи, которые усиливают Малку: Баксан (он становится полноводной благодаря Чегему и Череку. В том месте, где Малка выходит из гор, она поворачивает и впадает в Терек…» [с.48-49].
То есть реки вытекающие из Бассиянии и образуют Бештамак – устье пяти рек в месте впадения Малки в Терек: Малка, Черек, Чегем и Баксан. [ с.29-30].
Он же пишет: «…Малкар – по –басиянски; Балкар-по-черкесски; собственно Бассияни-по грузински… Часть живёт у Аргудана, большая – на Череке (притоке Терека). На В. провинции – Осетинская Дугорен (Заметьте не Кабарда, а Дугорен – Х.Т.), на Ю. – имеретинская Раджа, на С. – часть Большой Кабарды, называемая Кашкатау…» [ с.224]. В 1773 году одно из обществ Балкарии, Малкар граничила на  севере с Кабардой по горе Кашхатау при реке Чегем.
Семен Броневский в 1823 году в своей работе «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» отмечает, что: «…Отправленные в 1650 году от царя Алексея Михайловича к имеретинскому царю Александру послы-Никифор Толочанов и дьяк Алексей Иевлев-ехали туда и обратно через Балкарские земли. Они называют тамошних жителей и жилища их общим именем болхары, из чего явствует, что балкары и малкары в то время существовали на теперешних местах…» [ с.48] 


Представляем вам высказывание доктора исторических наук Х.М. Думанова
 в научной работе « Киллар Хаширов: Исследования и материалы», КМВ, 2009 год, считал:
 «Нельзя также учитывать, того исторического факта, что Малкинское ущелье до Эльбруса и Золльские пастбища, в частности, никогда не были местом обитания современных балкарцев или карачаевцев…», сс.18-19.

Есть такое литературное понятие, простонародное выражение «белены объелся», вот такие высказывания, не привязанные к историческим фактам, чему может, научит людей. Одних верит фюрерам, других самим становится фюрерами всевластия и строит теорию о расовом превосходстве. Ранее нами были представлены общеизвестные, общепризнанные в России и в мире научные работы о том, кто, когда и где жил.

О местонахождении кабардинцев по рекам Терек, Сунжа со второй половины  XVI  и середины  XVIII вв. в своё время писали Главани К., Гербер И.Г., позже – Волкова Н.Г. и др. Среди последних изысканий о  расселении кабардинского этноса особый интерес представляет научная работа Шаовой С.Д.: «…Критически проанализировав все существующие гипотезы, мы отстаиваем точку зрения, согласно которой появление кабардинцев в изучаемом ареале произошло не ранее рубежа XV-XVI вв.
С середины XVI и вплоть до начала XVIII в. кабардинцы плотно населяют берега р. Сунжа и прилегающие районы к северу от нее, формируя довольно устойчивые феодальные фамильные владения» [с. 147].
Кстати, у Гербера И.Г. есть особое примечание в описании и  расселения Кабарды, он её разделяет на Вышнюю и Нижнюю, это означает то, что в первой четверти XVIII века не существовало ныне традиционного  разделения Кабарды на «Большую» и «Малую» [с. 65-69]. В первой четверти XVIII в. состоялось расселение Кабарды и на правую сторону реки Терек.  По мнению Нольде Б.Э., автора большого труда «История формирования Российской империи», понятия «Большая» и «Малая» Кабарда были сугубо географическими: русские подразумевали под «Малой» ту часть Кабарды, которая находилось между Сунжей и Тереком, а под «Большой» – территорию за средним течением Терека, не вкладывая в эти термины никакого политического содержания:  «Кабарда...  представляла собой союз мелких феодальных образований без единого правителя, связанных лишь общностью расы, религии и традиций. Для русских все они были «черкаскими князьями», а их край – «Кабартой…»  с.732] 

А тут в научных учреждениях Кабардино-Балкарской республики махровым цветом живут, прорастает национал-фашисткая идеология, национального превосходства над другими народами, над их историей, феерия феномен фашизма, где одной из общепризнанных характеристик  являются крайний национализм и экспансионизм.
Этот же учёный  Думанов, утверждает, что тюркский термин «Барамта», не что, иное, как
«Бэрэмтэ» и «шхъэщэхуж Къуажэ», в переводе с кабардинского (языка) означает «аул выкупившихся на волю крестьян».
Не вдаваясь в другие подробности, приведу пример другого кабардинского историка Дж. Н. Кокова, который в своей научной работе «Избранные Труды», Нальчик, 2000 и там же, «Кабардинские географические названия», Нальчик, 1966, на странице 44, толкует, что «Бырмамыт цIыкIу «Бырмамыт малый» известно, как неофициальное название Вольного Аула…».
И в этих же Трудах, другая работа «Адыгская (Черкесская) Топонимия», Нальчик, 1974, на странице 287, пишет: «Брамтэ [Брамта] каб., прежнее название Вольного аула на п. б. Нальчика. Аул основан в 20-е годы XIX в. горцами, вернувшимися из ущелий, где они скрывались от своих владетелей после выступления против колониального режима…»
И он же;
    « Русское название  «Вольный Аул» закрепилось за селением ещё в 20-х годах XIX в., когда оно было основано крестьянами, возвращавшимися с гор после выступления против колониального режима (История Кабарды. М., 1957. с.83)…»
А ещё более волнительную историю поведал со страниц газеты Кабардино-Балкарская правда» от 3 сентября 1985 года, молодой ещё Хасан Думанов, кандидат исторических наук, в своей статье «Ещё раз о Килларе и Ахие», что Бесс писал: «Необходимо отдать дань восхищения простому человеку, жителю свободной деревушки возле Нальчика – это Вольный Аул…», в своей книге
«Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.», Париж, 1838г.
С именем Х. Думанова, с его идеями в 2000 годах, появился так, называемый потомок, горовосходителя Килара Хаширова, Аскер Хаширов.
Идеи Думанова, молодым офицером МЧС Аскером Хашировым, для которого цели и задачи, которые ставились перед ним, кабардинскими историками были подхвачены на лету, и даже расширены в объёмах и понятиях, каким путём идти к достижению задач.
Так, в 2004 г. Министерство чрезвычайных ситуаций Кабардино-Балкарской Республики сообщило о юбилейном восхождении на Эльбрус группы альпинистов по маршруту генерала Эммануэля. Восхождением, приуроченным к 175-летию экспедиции Эммануэля, руководил сотрудник МЧС Аскер Хаширов, представленный как потомок первовосходителя Киллара (Киляра) Хаширова.
Затем последовали публикации в соавторстве:
1.И. А. Гориславский, С. А. Зюзин, А. В. Хаширов
«Первовосхождения на Эльбрус. Лето 1829 года, зима 1934 года»,
Издательство М. и В. Котляровых, Нальчик 2007;

Дальше история уже развивалась круче…

Аскер Хаширов: Я чту память своих предков natpressru.info›index.php?newsid=3986, Natpress
Опубликовал administrator, 11-07-2009,

В общественное движение «Хасэ» в КБР обратился с заявлением полковник МЧС, спасатель Аскер Хаширов –  якобы прямой потомок Килара Хаширова

Приведём несколько цитат из этого обращения:


«В июле 2009 года исполнится 180 лет первовосхождению на Эльбрус. Это одна из ярчайших страниц истории России XIX столетия, которая памятна именами выдающихся людей. Одним из таких выдающихся людей оказался кабардинец Килар Хаширов, который 23 июля (по старому стилю 10 июля) 1829 года в составе экспедиции генерала Емануеля первым достиг восточной вершины Эльбруса. Это событие считается началом альпинизма в России.


Но недавно я прочитал в Интернете на официальном сайте www.karachaevsk.info заявление, фальсифицирующее факты первовосхождения на Эльбрус. Оно написано (надо полагать, после кропотливой работы с архивными материалами) «по поручению рода, Исмаилом Хачировым – президентом рода Хачировых, председателем Совета общественной организации «Джамагъат КЧР».


«…Следует учитывать и тот факт, что путь экспедиции проходил через Зольские пастбища, т.е. на тот момент Килар, будучи «человеком, живущим в Вольной деревушке (ауле) на реке Нальчик в Большой Кабарде» зарабатывал на жизнь тем, что пас скот по найму (как и многие другие). Это похоже на то, как сегодня многие сельчане едут в город на заработки.

 Кроме князя Магомета Дудова и старшины Мырза-Кула экспедицию изначально сопровождал кабардинский князь Кучук Тархан Жанхот со своими людьми.

Так что появление кабардинцев в составе экспедиции является вполне закономерным. Кроме того, если у кого-то возникает мысль о том, что все участники первовосхождения на Эльбрус, описывающие это событие, по договоренности сфальсифицировали национальность Килара, то рекомендую обратиться ему к врачу…

 Ведь фамилия Хаширов появилась позже, после того, когда нашли прошение сыновей Килара. Предлагаю Исмаилу Хачирову изучить лично все материалы по данной экспедиции и после этого, если Исмаил Хачиров считает свои доводы убедительней, я готов встретиться с ним в суде…»


В 2019 году, возмужавший и оперившийся и  новоиспечённый историк Аскер Хаширов публикуют книгу:  «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», Нальчик, 2019.

В книге Аскера Хаширова столько злоупотреблений, бездоказательной и лжеистории, личных оскорблений людей,что вызывает удивление, одновременное участие в созданном   проекте фальсификации и лжи  Аскера Хаширова:

 Кабардино-Балкарский Государственный университет:

Кавказология. 2019. №3_Муратова Е.Г., Хаширов...

kbsu.ru›…izdaniya…kavkazologiya…2019-3…hashirov…i…
А.В. Хаширов. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, № 173. ... В статье рассмотрена деятельность командующего на Кавказской линии генерала Г.А. Емануеля на Центральном Кавказе во второй половине 20-х гг. XIX в. С опорой на архивные источники показана его роль в организации первой военно-научной экспедиции к Эльбрусу в 1829 г., ставшей одной из форм военно-разведывательного изучения региона периода Кавказской войны. Дана характеристика взаимодействия Емануеля с горскими народами Центрального Кавказа и освещены отдельные аспекты административной практики в этом регионе

Кабардино-балкарский научный центр Российской академии наук:

Рецензия на статью: Зельницкая (Шларба) Р. Ш. Эльбрусская экспедиция 1829 г.: этнический и историко-географический аспекты // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 5. С. 28-33
Хаширов Аскер Владиславович
Кабардино-балкарский научный центр Российской академии наук

Дата поступления рукописи в редакцию: 13.01.2021.

Обратите внимание на то, что «Кабардино-балкарский научный центр Российской академии наук…» в подаче Аскера Хаширова –балкарский написано с маленькой буквы в нарушение правил написания установленных реквизитов государственных учреждений и организаций.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Кабардино-Балкарский научный центр РАН

Кабарди;но-Балка;рский нау;чный центр РАН (КБНЦ РАН) является структурным звеном Российской академии наук, объединяет членов РАН, работающих в Кабардино-Балкарской Республике, и научных сотрудников подведомственных РАН организаций, расположенных в данном регионе. На 2016 год в КБНЦ РАН работали 316 учёных, в том числе 1 академик РАН, 1 член-корреспондент РАН, 63 доктора наук и 114 кандидатов[1][2]…»


В отношении заслуженного и уважаемого на Северном Кавказе  общественного деятеля Къады-хаджи Нанышкиевича Халкечева, на странице 639, своей книги  Хаширов, написал следующее: «Что заслуживает человек, совершивший хадж и при этом говорящий ложь, тем самым срывая официальное мероприятие в соседней республике и вызывая напряжение в отношениях двух братских народов? А что заслуживают люди, которые, зная это, покрывают его? Есть над, чем подумать.
Каков поп, таков приход…», таковы слова лично от  Аскера Хаширова, мнимого потомка  первовосходителя на гору Эльборус в 1829 году.

Ещё раз вчитаемся в те утверждения, которые Аскер Хаширов, считает, что его трактовки истории являются, якобы достоверными.
Аскеру Хаширову, написавшему в своей книге «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», Нальчик, 2019 год, страница 531, вздорный текст, и выделив в ней чёрным «Никогда»,

«Никогда, ни в какой исторический отрезок времени, земли и пастбища вдоль Малки не принадлежали карачаевцам и балкарцам…»

 Считать это научным фактом или документально подтверждёнными обстоятельствами высказывания Хаширова, нельзя.

 Весьма странное отношение для  здорового человека, если бы не то обстоятельство, что последний служил в подразделениях МЧС России, и даже говорят, что имеет офицерский чин.

Аскер Хаширов: «Так называемый источник «Джилы-су» совсем не тёплый, он носит название «Таучэжъхъэ я псынэ» или «Псы хъущхъуэ». Во - вторых, эти названия на тюркском языке были даны топонимам недавно и непонятно кем».  Аскер Хаширов: «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», Нальчик, 2019г., страница 540.

Аллах Всевышний сказал: {…избегайте лживых речей…}[1]

Готов ли Аскер Хаширов, научно доказать свои утверждения?
Уверен, что нет. Его смелость рассчитана на фанатично настроенных людей думающих о Великой Черкесии, которую вот так, по  нацистки: ««Никогда, ни в какой исторический отрезок времени, земли и пастбища вдоль Малки не принадлежали карачаевцам и балкарцам…» создаёт Аскер Хаширов, для той категории людей, которые до сих пор не научились воспринимать истинное положение дел, как есть!

Начнём с того, что чудных находок было  два «Ведь фамилия Хаширов появилась позже, после того, когда нашли прошение сыновей Килара. Предлагаю Исмаилу Хачирову изучить лично все материалы по данной экспедиции и после этого, если Исмаил Хачиров считает свои доводы убедительней, я готов встретиться с ним в суде.»

Аскер Хаширов, имел, в виду, что некто:  А. Эльмесов, в 1958 году  в архиве (неком) нашёл «Прошение сыновей Киллара». Только в каком архиве это и не уточняется.
А ведь если верить этому « Прошению» она была написана от Киляровых, а не от имени Аскера Хаширова и даже не вообще Хашировых, а Киляровых.


1. Как первовосходитель фамилия Килара Хаширова прозвучало в публикации: К. Толстов, в статье «Восхождение на Эльбрус», в журнале «Огонёк», №3, 1950 год: «Экспедиция эта была почти забыта. Честь первовосхождения на Эльбрус приписывалась, а на Западе и поныне приписывается англичанину Дугласу Фрешфильду, который с помощью местных проводников поднялся на восточную вершину Эльбруса в 1868 году. Но это неправда! Высочайшая вершина в Европе впервые достигнута за 39 лет до Фрешфильда нашим соотечественником Килларом Хашировым.

О восхождении Киллара не мог не знать Фрешфильд. Он поднимался с проводником Ахия, тем самым кабардинцем, который дошел с Ленцем до седловины. Ахия в своих воспоминаниях рассказывает, что Фрешфильд положил бутылку с запиской о восхождении в груду камней, сложенную Килларом. Заметим, что умер Ахия в 1918 году, прожив 130 лет, а при восхождении с Фрешфильдом ему было 80 лет!...»
1. Это уже первая ложь от Аскера Хаширова, фамилия впервые прозвучала в 1950 году, за восемь лет, до чудесной находки господина Эльмесова?!
2. О первой чудесной находке мы узнали из публикации И. Трескова, названное «В Послевоенной Кабарде»,  изданная в 1951 году в Нальчике, «Кабардинское Государственное издательство».

В очерке названном «Светильник жизни» рассказывается о том, что: «Долгое время эту честь (Первовосхождения на Эльборус – Х.Т.) приписывал себе англичанин Дуглас Фрешфильд, который в 1868 году побывал на Эльбрусе вместе четырьмя проводниками…
Внимание!!!
«   Но недавно найденные архивные документы опровергли легенду. Оказывается, что ровно 39 годами раньше на вершине высочайшей горы Европы побывал кабардинец Килар, который и является первым из людей, чья нога ступила на считавшиеся священными и неприступными высоты Ошха-Махо.  Это произошло в 1829 году…»

«О, сколько нам открытий чудных, Готовят просвещения дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…»
А.С. Пушкин

В период насильственной депортации карачаевцев и балкарцев в Казахстан и Среднюю Азию в 1943-1957гг., сообщество кабардино-черкесских историков, коневодов, и т.д.,  ринулись создавать новую историю, новую породу лошадей…

А ведь, идея первозданная от И. Трескова, мы узнаем, что венгерский учёный
в Европе он известен, как есть правильно: Как, венгр, Янош Карой Беш или Жан – Шарль де Бесс во французской транскрипции.

А в Кабарде – Иван Бесс!!!

Можете изучить вновь все Прошения, все экземпляры кабардинских памятников этому восхождению – 1829 года, везде проходит одно кабардинский липовый паспорт – Иван Бесс!!!

Эльмесов Аульдин Матуевич (1932 – 1997), как пишут о нём: «вошел в кабардинскую литературу в 70-х годах прошлого столетия, - период, когда на пике популярности были имена теперь уже знаковых фигур северокавказской литературы - А. Кешокова, Ад. Шогенцукова, Ахм. Налоева, К. Эльгара, М. Кармокова и некоторых других. Примечательно, что свой «исследовательский» путь Эльмесов начал не с гуманитарных областей знания, а с естественнонаучных…», Р.Т. Шомахова «Художественный мир Аульдина Эльмесова», Нальчик, 2008г.

 Как известно, к.и.н., Х. Думанов, опубликовал  3 сентября 1985 года в газете «Кабардино-Балкарская правда»  статью  «Еще раз о Килларе и Ахии».
Странности с историей появления кабардинского Хаширова мы обязаны Хасану Мухтаровичу Думанову, тогда ещё в недалёком 1985 году кандидату исторических наук.

Идея превоплощения Киллярова в Килляра Хаширова принадлежит на наш взгляд А. Эльмесову, физику-математику, литератору, который якобы в 1958 году нашёл в архиве данные на кабардинца Килара Хаширова.

Прежде чем выдвигать идею, нужен был план. Коль фамилию А.Эльмесова постоянно подчёркивают, как человека, который якобы нашёл эти архивные документы, то есть основания полагать, что его идею перевоплощения карачаевца Хиляра, в кабардинца Киляра предложил именно А. Эльмесов, поэтому и автором этой архивной находки решили записать Эльмесова.

«Архивную находку» решили обозначить 1958 годом. Ведь ранее К. Толстов на весь мир заявил, что первовосходителем на Эльбрус является кабардинец Киллар Хаширов и Ахия Соттаев, то же кабардинец.

 Сегодня нам уже известно, что первый  Герой Советского Союза на Северном Кавказе, балкарец Алим Байсултанов, получивший звезду Героя 23 октября 1942 года и погибший в 1943 году, до возвращения балкарцев с депортации также считался «Героем кабардинцем».


В 1950 году во Всесоюзном журнале «Огонёк», чёрным по белому написано: Киллар Хаширов.

И даже Всесоюзные альпинисты подчёркивали в книге «Альпинизм в Кабардино-Балкарии», Кабардино-Балкарское Книжное издательство, Нальчик, 1957 год, что: «Первое восхождение в России было совершено в 1829 году кабардинцем Килларом Хашировым… И даже, когда Киллар Хаширов достиг вершины Эльбруса, сложил на вершине каменную пирамидку и вложил в нёё свою шапку…», сс. 8-9.

А нам, Аскер Хаширов продолжает заливать, что фамилия «Хаширов» не была известна до находки «Прошения», сыновей лейтенанта Шмидта, Килляровых придуманных Х.М. Думановым.

Справка

Архивный документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его
иден¬тифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носи¬теля и информации для граждан, общества и государства.

Как вы думаете, сколько вариантов прошения липовых детей Киллара Хаширова изготовлено?

Продолжение следует

Хадис Тетуев, 07.05. 2021 г.


Рецензии