техн

США. Boeing продолжает строительство модернизированных спутников навигационной системы GPS.
Компания Boeing объявила о переходе к новой технологии конвейерной сборки - «pulse line»(«пульсирующий ряд»). Первоначально конвейер нового типа был внедрен на предприятии Boeing -  в Центре разработки спутников SDC (Satellite Development Center) (Эль-Сегундо, шт.Калифорния).Технология будет использована при сборке спутников GPS block IIF(см. «РКТ» № 5-6, 2003, стр.14).
Тенденция к стандартизации производства в компании наметилась еще в период создания спутника связи на базе платформы Boeing 702(см. "РКТ" №37 , 2007, стр.6 ), что повлекло усиление контроля за качеством солнечных антенн. Это привело к пошаговому внедрению принципов  конвейерной сборки, начиная с таких базовых аспектов, как облегчение задачи специалистам путем  создания стандартных комплектов инструментов и размещения запчастей в непосредственной близости от КА.
Глобальной целью реорганизации является стремление упразднить дублирующие детали производственного процесса и расширить объем производства. Для этого создаваемый КА теперь перемещают с одной рабочей позиции на другую для осуществления необходимых технологических задач, например, установки двигателей и электронного оборудования. Конвейер состоит из 13 сборочных позиций, организованных в форме подковы. Пока группа специалистов дорабатывает специфические моменты на одной позиции, собираемый аппарат «пульсирует» (выдвигается) на следующую.Раньше на предприятии в Эль-Сегундо практиковался индивидуальный подход к сборке каждого космического аппарата. Новая технология позволит сократить продолжительность сборки, сократив совокупную протяженность конвейера с 12 тыс. до 10 тыс. футов. Это важно, поскольку каждый лишний метр конвейера – потенциальная угроза для перемещаемого КА, который может перевернуться или упасть, и тогда на ремонт уйдут месяцы.Идея перемещения спутников отчасти психологична и навязывает что-то вроде расписания, которого надо придерживаться. На фабрике используется метод светофора, что позволяет визуально отслеживать процесс. На позициях, не отстающих от графика работы, горит зеленый сигнал. Если на позиции есть проблема, загорается желтый свет. В случае производственной пробки загорается красный сигнал. Для удобства персонала оборудовано информационное табло.
Строительство первого спутника серии GPS IIF завершилось в сентябре 2008года. Он создавался традиционным для компании методом, но с элементами новой конвейерной технологии. Первый  спутник блока GPS IIF, прошедший в августе 2008года термо-вакуумные тесты, а в сентябре тесты на внешнюю среду, ожидает запуска на ракетоносителе Delta IV летом в августе 2009года, согласно штатному расписанию ВВС.Запуск второго спутника серии GPS IIF планируется через 6-8 месяцев после запуска первого. Это даст ВВС США время тщательно протестировать КА. При строительстве второго спутника в Центре разработки спутников впервые использовалась конвейерная технология сборки pulse line. Третий GPS IIF находится сейчас на стадии сборки, в ходе которой  линия pulse line была полностью доработана. Четвертый спутник будет полностью построен на новом конвейере.
Использование подобной технологии в строительстве космических аппаратов – большой прорыв. С одной стороны, внедрение линии конвейерной сборки окупается только при большом обороте заказов. Компания Boeing Space and Communications перешла на новую технологию, когда получила от ВВС США добро на строительство 12 новых спутников навигационной системы GPS блока IIF. По словам руководителя программы GPS Джона Т. Дадди (Duddy), технология не совсем нова для космической промышленности. Ранее метод использовался некоторыми компаниями при наличии крупных заказов. Также он подчеркнул, что процесс перехода на конвейер должен внедряться поэтапно, и основной целью является борьба с неэффективностью на протяжении всего процесса производства.
Тем не менее, до сих пор не определена дальнейшая область применения разработанной линии. Потенциально, она могла быть использована в программе строительства военных спутников связи WGS, однако поступил заказ на 6 КА, и этого количества недостаточно для запуска конвейера.

Возможно процесс продолжит новая программа Boeing 702 – программа модернизации мощного  многофункционального самолета для коммерческого и военного использования.
Aviation Week, 2008, 8/XI, vol.169, №22, p. 51
Реф.Тишкова Н.Ю.


Рецензии