Непростая женщина...

Напишу  и о  второй тайной монахине, которая жила в нашем городе - матушке Елеазаре (Елене Георгиевне), которая была, оказывается, младшей сестрой тайной монахини Акилины, о которой рассказ "Нежданная встреча". У нас  ещё не было интернета, а был только старый компьютер, купленный по объявлению в газете в 2006 году за 3т.р., который я использовала как печатающую машинку и потому так получается, что в одном  рассказе упоминается о другом. Писала для близких.

Когда я показала рассказ «Нежданная встреча» Лиде Деминой (о маме Лиды рассказ "Разговор в саду") - Лида  читала "Нежданную встречу" с большим вниманием, а когда она подняла глаза, я увидела, что мысленно она далеко-далеко. Немного помолчав, Л.Д. взволновано заговорила. Привожу ее рассказ от первого лица.

Три года назад, осенью 2004 г. я лежала в больнице с почками. Лечение мое уже подошло к концу, и меня должны были выписать, как к нам в палату привезли одну пожилую женщину. Её состояние было очень тяжелым. Медсестра поставила ей капельницу и вышла.

Я увидела, что женщина эта мучается, стонет, пытается поднять руку, на которой иголки, и я подошла к ней. Я взяла ее за руку и стала ее гладить, успокаивая. Мы с ней о чем-то говорили, но я не помню сейчас о чем. Я запомнила, что женщина эта крупная, глаза мне показались карими. Я спросила о том, придет ли кто-нибудь к ней? Она мне ответила, что у неё из родственников есть только племянница.

Потом к ней приходил врач и говорил, что необходима операция, пусть придут родственники и подпишут бумагу, что они не против. Потом пришли две женщины в платочках и одна из них мне тихо сказала: «Это не простая женщина – это монахиня». Почему она мне это сказала, я до сих пор не знаю, в палате нас было много, а сказала она это только мне. В этот же день я выписывалась. Помню, я уходила, двигаясь спиной к двери, окидывая всех взглядом и произнося обычные в таких случаях слова прощания. При этом мне бросился в глаза ее взгляд на меня, она смотрела на меня пристально, как бы очень желая что-то сказать»  - закончила свой рассказ Лида.

И мы заговорили с Лидой о том, что по времени и по событиям это была младшая из сестер Горячевых - монахиня Елеазара. Вспоминаю и рассказываю Лиде, что прихожанка Света Мурашова, которая работала  с матушкой Елеазарой в дубненском роддоме, когда я попросила её рассказать о Елене Георгиевне побольше, мне сказала  буквально следующее: «О ней нельзя было сказать "была добрая", как мы говорим иногда про людей. Скорее ей подходили слова "сдержанная и ровная". Именно из-за этого к ней люди тянулись и за это уважали. Мы не знали в 60-ти десятых, что она была тайная монахиня и недоумевали, почему она иногда не обедала с нами, а приносила из дома что-то свое. Теперь-то я понимаю, что это было время поста. Все только немного приоткрылось, когда умерла старшая родная сестра её, тогда-то и выяснилось, что сестра ее была тайная  монахиня Акилина - ее начали отпевать по монашескому чину, тогда все так и ахнули»

Вот так незаметно сестры прожили тайными монахинями в миру, следуя во всем наставлениям святых отцов. О добре, например, в их келейных записках написано следующее: «Хочешь ли испытывать великую радость, которая наполнила бы всю твою душу и благоухала бы продолжительное время, - твори как можно более добра и как можно тщательней  скрывай сделанное, чтобы не слышать похвалы» (приложение «Дубна Православная» к газете «Встреча» от 28.06.07г).

Вновь и вновь перечитывая эти строки, и вспоминая слова С.М., что «о ней нельзя сказать - была добрая», я восхитилась тому, до какой степени тщательно матушка Елеазара скрывала свою доброту. И как это трудно скрыть нам, мирским. Сделать добро и не рассказать о нем - это подвиг. А по Православию, если рассказал о своей доброте, значит не получишь награду на небесах, т.к. получил награду за это здесь, на Земле - похвалой.

Конечно, доброта - это более широкое понятие, чем мы привыкли вкладывать в него. В понятие творить добро входит умение сопереживать ближнему, нести духовную милость, которая может быть выше милости материальной. Матушка Елеазара в полной мере незаметно творила доброту и несла окружающим людям свою духовную милость, несла и давала так, что люди и не подозревали о ней. Их просто тянуло к ней как тянет продрогшего к костерку, как тянет усталого прилечь, как тянет  слабого прислониться к сильному и почувствовать себя защищенным. 

                20.07.07г.

Эпилог от 06.06.21

Добавлю, когда в 2007 году я увидела в "Дубне Православной", посвященной ее памяти фотографию Елены Георгиевны в белом халате - высокую, крупную, широкобедрую, с другими сотрудниками роддома, я поняла,что именно она, именно эта детская медсестра и подошла ко мне после родов 35 лет тому назад.

Я лежала, а рядом под электрической лампой (был холодный декабрь 1972 года) плотно завернутый в одеяло лежал мой полчаса назад  родившийся малыш, непрестанно  делая сосательные движения губками и громко причмокивая. Она постояла минуту-полторы молча возле нас и потом шутливо произнесла: "А носик-то у него как у хрюшки пятачок", и добавила: "Хороший мальчик вырастет" -  и ушла. Да, она была немногословна, но после неё у меня сразу поднялось настроение, мне стало легко и радостно на душе. В ней прежде всего чувствовались спокойствие и дружелюбие.
                Царствие Небесное матушке Елеазаре.

(фото из интернета)


Рецензии
Представляю, насколько сложно жить таким людям в миру среди искушений. Именно их Дьявол больше всего искушает и проверяет на прочность и веру в Христа.
Благодарю за добрый рассказ.
С уважением

Маленькаялгунья   15.02.2024 20:52     Заявить о нарушении
Да, искушения у этих сестер-монахинь в миру , конечно, были. А в конце жизни Елена Георгиевна (матушка Елеазара) осталась совсем одна - рассказывали, что у неё была только одна племянница, которая к ней очень плохо относилась.
Спасибо за понимающий отклик.

Татьяна Борисовна Смирнова   15.02.2024 21:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.