Великая Отечественная война литобзор 6

Сегодня представляю победительницу конкурса детской литературы "МОСТ в БУДУЩЕЕ - 2017" и её рассказ (на тему ВОВ). Напоминаю, что сейчас идёт конкурс "МОСТ в БУДУЩЕЕ -2022" (можно присылать работы по адресу: ladolad@ngs.ru, тема свободная).

АЛИНА ЧИГАК – 2-е место
Павлодар, Республика Казахстан

Пишу стихи и рассказы с восьми лет. Сейчас увлекаюсь занимательными миниатюрами по грамматике русского языка и сказками для малышей. Печатаюсь в областных изданиях, готовлю к выпуску вторую книгу, имею награды областных, республиканских и международных конкурсов. В конкурсе «МОСТ в БУДУЩЕЕ» участвую давно (ещё с «ПЕГАСИКА»), несколько раз была лауреатом. Обычно стараюсь участвовать во всех номинациях, но в этот раз взяла только свободную тему и посвятила её памяти своих прадедушек и прабабушек.

Связь времён

Зима... А я всё ещё нахожусь под впечатлением от поездки в Беларусь.
Минск встретил нас проливным дождём, от аэропорта до города тридцать пять километров. Ну, думаю, посплю. Было пять часов утра. Но как только мы выехали из зоны аэропорта, так сразу началась лесная сказка. Мы ехали по дороге, с обеих сторон был густой лес. Казалось, что ели своими вершинами смыкались над нами шатром и уходили куда-то в небо. Таких высоких и стройных елей я ещё не видела. Ниже краснели, горели огнём рябины, на уровне нашего взгляда зеленели папоротники, а под ними манили нас своими оранжевыми шапочками подосиновики и разноцветные сыроежки. И всё это умыто дождём, яркое, жизнерадостное. Какая чарующая красота!
Город меня поразил своим величием, зеленью и, казалось, стерильной чистотой. В городе около двух миллионов жителей, но нигде нет толкучки, шума. Жизнь течёт размеренно и как-то спокойно.
Конечно, мне хотелось много где побывать, но надо было ехать к прабабушке, поэтому в Минске мы пробыли три дня. Первый день мы бродили по городу, вымокли до нитки: не помогли зонты и плащ.
Второй день мы посвятили Музею Великой Отечественной войны. Это был очень волнительный момент для всей нашей семьи. Мои прабабушка, прадедушка и дедушка родом из Беларуси, поэтому со страшной войной знакомы не понаслышке. В музее я увидела знамя партизанской бригады Дриссенского района, где воевал мой прадедушка, а целый зал посвящён родственникам моей прабабушки – Лузгиным, которые были в партизанском отряде города Оболь (месте гибели пионерки-героя Зины Портновой). Я стояла возле знамени и думала, что не видела прадедушку, а его подвиг известен в Беларуси, даже в учебнике по истории о нём писали. Я сфотографировалась возле этого знамени.
В последний день мы посетили зоопарк с дельфинарием. Особенно мне понравилось то, что животные очень чистые и весёлые. Здесь представлен не только животный мир Беларуси, но есть и экзотические животные. Но неизгладимое впечатление произвело на меня шоу в дельфинарии. Чего дельфины только не выделывали: танцевали ламбаду и вальс, ловили кольцо, играли с мячиком, катали на своих спинах дрессировщика.
Дальше наш путь лежал в древний Полоцк. На вокзале мы сели в маршрутное такси и поехали. Сейчас я уже боялась уснуть и прильнула носом к стеклу. Дремучий лес перемежался с маленькими болотцами, озерцами и полями. И вот на краю одного озерца я увидела нагромождение брёвен, похожих на домик, но самое интересное, что из брёвен выглядывала любопытная мордочка бобра. Дальше было поле, по нему шла косилка, а за ней... гордо поднимая ноги, вышагивали аисты, словно солдаты на параде. Аистов было много, я успела насчитать одиннадцать. На мой восторженный вопль водитель объяснил, что аисты идут за косилкой, вылавливая себе обед: мышей, ужей и лягушек.
В Полоцке мы посетили музей книгопечатания. Чего тут только не было! Сколько всего узнала! Сразу захотелось читать книги, когда поняла, как родились книги и сколько они претерпели изменений, чтобы стать привычного для нас вида.
В Софийском соборе мне посчастливилось услышать величественные звуки органа, увидеть, как настраивали рояль, и послушать чудесную духовную музыку. Как виртуозно играла пианистка!
Была я и в монастыре Ефросиньи Полоцкой, где хранятся её мощи. Монастырь действующий. Небольшим заборчиком двор храма отделён от хозяйственного. Меня привлекли молодые девушки в монашеском одеянии, они солили огурцы во дворе возле хозпостроек. Как воробышки, порхали девушки по двору, брызгались водой, смеялись. Я даже не поверила, что так задорно и весело они могут себя вести. Всегда представляла монахинь сдержанными и чопорными.
А теперь мне предстояла самая волнительная встреча с местом, где жила моя прабабушка во время Великой Отечественной войны – мы подъехали к Оболю. У въезда – Обелиск, и среди имён партизанов были имена Лузгиных (родственников моей прабабушки). Я стояла у памятника, а слёзы сами катились из глаз – вот она, ожившая для меня история. У папы с дядей тоже заблестели глаза, говорят, что соринка попала. В музее мы долго ходили от одного экспоната к другому, а я тайком дотронулась до фотографии Лузгиных – руке стало тепло.
Дома прабабушки уже нет, на его месте – парк.
Возвращались мы молча, переполненные эмоциями.
И вот последний пункт нашего путешествия – деревня Борковичи, где ещё жива моя 91-летняя прабабушка и где партизанил мой прадед. Наш дом стоит на берегу реки Дрисса, в этом доме родился мой дедушка. Вокруг дома находится фруктовый сад, посаженный ещё прапрадедушкой. Вода в реке такая чистая, что видны на дне все камешки и резвящиеся рыбёшки-мальки. За поворотом реки мы увидели бобровую хатку и самого бобра, плескавшегося в воде, а реку переплывал уж.
В деревне мы были несколько дней: ходили купаться на речку и на прогулку в лес. В лесу много ягод, которые я увидела и попробовала впервые – черника, брусника. Как все смеялись, когда я перемазалась черникой! А грибы! Особенно меня поразили лисички, которые растут целыми семейками и очень озорно выглядывают из-под мха. И здесь, в лесу, тоже увидела историю – партизанскую заросшую, полуразрушенную землянку. Вовнутрь, конечно, побоялись зайти (а вдруг брёвна обвалятся), но я живо представила, что, может быть, как раз тут и прятался от фашистов мой прадедушка Коля.
Вот и закончилось наше путешествие, но я всё живу воспоминаниями о лете, мне кажется, что там, в Беларуси, осталась частица моего сердца. Не будь этой поездки, я бы никогда не поняла, как велик человек в своей любви к Родине, как много оставили нам наши прадедушки и прабабушки. И это надо сберечь!

Рассказ Алины опубликован в сборнике:
МОСТ в БУДУЩЕЕ: [Сборник. Приложение к журналу «МОСТ»]. Выпуск 4. – СПб.: Век искусства, 2017. – 36 с. ISSN 1991-7023

Сборник сформирован по итогам конкурса детской литературы «МОСТ в БУДУЩЕЕ – 2017». В него вошли тексты лауреатов и другие материалы конкурса.


Рецензии