Дедушка Самуил

    Как у любого нормального человека, рожденного на этой планете, у меня было два дедушки.
       О мамином папе – дедушке Мише, который умер, когда мне было уже 24 года, я могу написать роман, в котором будет описан быт Ружина - небольшого еврейского местечка в черте оседлости, работу дедушки управляющим на конфетной фабрике, первую мировую войну, в которой он принимал непосредственное участие, братание с австрийцами на фронте в 1918 году, после этого переход линии фронта и короткий период жизни в Австрии, возвращение на пылающую в огне ненавистную родину, чудовищные петлюровские погромы еврейских местечек, не слишком романтическую историю любви дедушки и бабушки, бегство всей большой семьи в Америку на сорока подводах и неожиданное возвращение некоторых братьев и сестер в Советскую Россию в период НЭПа, попытка побега в Палестину, эвакуация непризывного уже дедушки с семьей в Узбекистан во время Отечественной войны и многое-многое другое вплоть до 29 ноября 1979 года, когда дедушки не стало в возрасте 90 лет и 10 месяцев. Да, я мог бы написать об этом роман, который несомненно стал бы еще одной еврейской эпопеей не хуже романа Леона Юриса «Исход», если бы бог дал мне литературный талант.
       О папином папе - дедушке Самуиле, который умер в январе 1951 года, почти за 5 лет до моего рождения, я знаю довольно мало. Папа о дедушке вспоминал редко, что объяснимо – сразу после окончания школы он ушел на фронт, после войны служил на Дальнем Востоке, поэтому к родителям в Киев возвращался не часто. С бабушкой у меня контакта почти не было – она мной интересовалась мало, и я не сильно задумывался о ее жизни, так что мне и в голову не приходило ее о чем-то расспрашивать, тем более, что умерла она вскоре после моего возвращения с армейской службы, и бесед по душам с нею, какие я вел со своим вторым дедушкой, у меня не было.
    Дедушка Самуил служил простым бухгалтером, и из его биографии мне известны всего два факта.
    Первый заключается в том, что дедушка закончил в 1911 году Черниговское коммерческое училище, о чем свидетельствовал, запомнившийся с детства небольшой фотопортрет курсанта учебного заведения с соответствующей надписью «Шмуль Волошин – выпускник коммерческого училища». К сожалению, фотография не сохранилась, поэтому привожу здесь другую, более позднего времени. Это уже 1915 год, и, как сказано на обороте, снимок сделан для представления в Киевское городское военное присутствие. Шла первая мировая война, но мне неизвестно участвовал ли дедушка в боевых действиях.
     Второй факт более яркий и запоминающийся, ибо похож скорее на анекдот, хотя, как утверждает мама - чистая правда.
     В конце 40-х годов дедушка работал бухгалтером на каком-то киевском предприятии. Откуда-то из глубин моих детских воспоминаний всплывает название - завод Арсенал, но, подозреваю, это аберрация памяти. Однако предприятие было солидное, и возможно даже военное, потому что проверка его велась не местными службами, а московским министерством, и происходило это ежегодно. Как-то раз дедушке поручили вызвать огонь на себя, то бишь встретить нового проверяющего и ублажить его по мере возможности. Не зная кто приедет, но понимая, что проверяющего надо принять, дедушка купил бутылку водки – не большую и не маленькую – 250 гр. Проверяющий оказался таким же старым евреем, как и дедушка Самуил*. Дедушка пригласил московского гостя к себе домой, где они хорошо выпили и закусили. Вечер прошел прекрасно ко взаимному удовольствию, поэтому и проверка не выявила никаких финансовых проблем в работе организации. Проверяющий уехал вполне удовлетворенный подчиненным предприятием.
     На следующий год вновь нагрянула проверка в лице того же старого московского еврейского бухгалтера. Верный долгу дедушка Самуил снова пригласил его к себе домой, они снова перекусили и хорошо выпили, закончив ту самую прошлогоднюю недопитую четвертушку.
      Этот момент мне представляется показательным, поскольку в молодые годы несколько раз представлялась возможность спиться, но разве можно спиться при таком наследстве. 

P.S.
       Впрочем есть еще один не подтвержденный факт из жизни дедушки Самуила. По некоторым семейным слухам был он из семьи черниговского лесопромышленника, что и привело его в итоге в достаточно престижное, в пределах Черниговской губернии, коммерческое училище, куда совсем бедных евреев не принимали. Однако проверить этот слух у меня возможности нет. Давно в Чернигове не существует такого учебного заведения, и следов от него, кроме как на исчезнувшей дедушкиной фотографии, не осталось.

*Хм, дедушке тогда еще не было 60, а мне уже 65, и я все еще не считаю себя старым евреем.



Апрель-май 2021 года


Рецензии
Очень мило про четвертушку водки :))
С уважением.

Семен Сухолуцкий   23.05.2024 16:10     Заявить о нарушении
Спасибо.

Игорь Волошин   23.05.2024 21:46   Заявить о нарушении