Семья de arche. Восьмая глава

  Ева и Лилит

  Есть в апокрифах ранних христиан история о том, что сначала Адаму Богом дана была подруга, равная с ним. Ее звали Лилит. И не захотела она расставаться со своей свободой и рожать ему детей. Тогда Господь дал Адаму другую жену – создал Еву из ребра его. Ева стала рожать и растить детей. Так возник род человеческий.
Лилит в современной трактовке не кто иная, как чайлд-фри, свободная от детей, не желающая променять свободу на заботу о продолжении потомства. Она самодостаточна и устремлена к самой себе, ее качества красоты и привлекательности почти не меняются с возрастом. Реальная женщина с господствующим архетипом Лилит в свои пятьдесят (а то и в семьдесят) также стройна, подтянута и ослепительна, как и в юности, она продолжает затмевать свою дочь, как и много лет назад, у той практически нет шансов прорваться в красавицы из рядов гадких утят или умненьких девочек. Это Женщина в Красном, яркая, сильная, энергичная, умеющая и любящая быть центром внимания. Ее реальная одежда часто бывает розовой и белой, но красное ей обычно очень нравится, хотя бы в качестве нижнего белья. Да, у реальной Женщины в Красном вполне могут быть дети, природа в большинстве случаев берет свое, но нередко отбирает в следующем поколении.
 
  Вот, пожалуй, ключевое и тонкое место в сюжете Лилит – она с большим трудом уступает свое место в ряду красавиц даже собственным дочерям, до седых волос соперничая с ними в привлекательности и отбивая у них любовников – вовсе не для продолжения рода. Женщина, которая вовремя расстается с этим архетипом, меняется не только внутренне, но и внешне. Имеющая дочерей на выданье (или сыновей для женитьбы), она, как правило, бывает «в теле», ее еще называют дородной (мы снова встречаем в этом слове основу «род»), она меньше украшает себя, меньше пользуется макияжем, в одежде использует более спокойные цвета, становится вообще более оседлой и домашней, хочет внуков – и получает их весьма скоро. Т.е. магически срабатывает  момент передачи эстафеты женственности и плодородия в другие, более молодые руки.

  Вот тут мы вернулись к месту о том, что природа берет свое, но в следующем поколении все же забирает. У Женщин в Красном дочери и сыновья нередко долгое время остаются бесплодными, продлевая юность своей матушки. Да и они сами долгое время не стремятся стать бабушками, собственно, боятся этой перемены в жизни. А, став все же бабушкой по причине полной безнадежности и непонятливости своих детей, умудряются добиваться от своих внуков обращения по имени, в зачатке пресекая малейшие попытки назвать их бабушкой, и внуки запросто зовут их Галями и Танями.  Есть смысл упомянуть о Вечно Молодых мужчинах, которых внуки также не имеют права назвать дедушкой. Возможно, что архетип Лилит на самом деле беспол или андрогинен.

  В наше время женщине средних лет немодно быть дородной и плодородной, считается, что она начинает сильно проигрывать в сексуальном плане своим более молодым и резвым соперницам, но я бы не стала смешивать величавую дородность, происходящую от внутренней умиротворенности, и безобразную полноту от обжорства, непритязательность макияжа и одежды состоявшейся женщины и представление о «серой мыши».

  Женщина-Мать (Ева) может оставаться по-своему очень привлекательной, не побоявшись изменений, ведь эти изменения не заключаются только в отвисших сиськах и поредевших волосах, женщина нередко расцветает именно во время беременности и после рождения ребенка, становясь особенно мягкой, женственной, таинственной. Спорить о том, какой лучше быть, наверное, бессмысленно, ведь это вопрос вкуса к жизни, а он у каждого свой. И можно иметь свои радости в каждом сюжете – и свободной Лилит и Плодородной Евы, просто они будут разными. Обычно женщина постепенно эволюционирует, как весна сменяется летом, а потом осенью и зимой, и это хорошо. Для меня примерами таких вот эволюционирующих женщин являются певица Валентина Толкунова, которая очень нравилась и нравится до сих пор многим мужчинам, и актриса Людмила Чурсина, мать Ирины Алферовой, женщина в молодости поразительно красивая и талантливая, она, вовремя уступив пьедестал красавицы своей дочери, теперь хороша в ролях пожилых женщин.

  Дикая и свободная красотка Лилит однажды может затосковать, некоторые называют ту тоску инстинктом гнездования, тоска меняет тональность и мотив, и вскоре мы видим перед собой вполне одомашненную и уютную Еву в окружении любимых и любящих ее членов семьи.

  Бывает и наоборот: воспитанная в традиционной семье и не прошедшая вовремя стадию подросткового бунта девочка, может рано выйти замуж, родить пару-тройку детей (традиции требуют своего), и потом затосковать. Только теперь уже по той свободе, которой у нее никогда не было. Лилит рвется из ее груди и требует свободы, равноправия, уважения. А как на самом деле без этого чувствовать себя не функцией "женщина-мать", а человеком?

  В наши дни двадцатых лет второго тысячелетия все чаще я слышу от молоденьких девушек, что они не собираются ни замуж, ни рожать детей, они стремятся рано отделиться от родителей и жить отдельно. Они все знают о gap year, свободном, академическом годе перед поступлением в университет или иным жизненным выбором, и стремятся его использовать. А те, кто в угоду родителям, поступили в ВУЗ или колледж, который оказался неинтересным, бросают, не доучившись. Не от лени, заметим, а по идейным соображениям, чтобы не утратить смысл жизни и попробовать найти свое место в этом мире и свою аутентичную деятельность.

  Вот и выходит, что Лилит с Евой это две стороны одной медали, две важнейшие тенденции развития и постепенного постижения цепочки смыслов жизни. Не спешите ругать свободных и бездетных или рвущих свои браки женщин. Жизнь без глотка свободы это все равно что постепенное умирание в душном непроветренном помещении.

  Наше время это время отхода от любых традиций и правил, это умение найти творческое решение, компромисс, который не даст утонуть во взаимных обвинениях мужчинам и женщинам, брошенным и бросающим. Сейчас в мире активно развивается тренд пэчворк-семей, лоскутных семейных сообществ, в которых бывшие супруги обзаводятся новыми спутниками жизни и учатся вместе и неконфликтно заботиться об общих детях. Встречаются лоскутные одеяла удивительной красоты и прочности. Все лучше, чем рвать друг друга в лоскуты...

  Продолжение следует.


 


Рецензии