Евразийские курганы древних тюрков
В настоящее время в ареале расположения евразийских курганов проживают десятки тюркских народов, а также славянские народы (русские, украинцы) и практически отсутствуют ираноязычные народы.
Известный советский археолог А.Н.Бернштам считает что: «Прослеживая по археологическим памятникам историю развития кочевых обществ и выявляя автохтонный процесс их развития, мы приходим к выводу, что там, где начиная с эпохи бронзы, шел процесс формирования кочевого общества, там конечным результатом процесса являлся тюркский этногенез».
По мнению большинства учёных, этнокультурные особенности древних тюрков, полнее всего, отражены в их погребальном обряде. Вот что пишет о погребальном обряде тюрков российская исследовательница С.А.Плетнева в книге «Кочевники средневековья»: «Именно в погребениях прослеживается наибольшее количество черт кочевничества: это, как правило, погребения всадников с останками коней, сбруей, нередко роскошно изукрашенной, оружием – также часто богато орнаментированным и разнообразных украшений одежды – изделий своих и чужих ремесленников. Наиболее живые рассказы о кочевнических погребениях помещены в хронике Таншу, у Ибн Фадлана, у Карпини и Рубрука. Так, китайский летописец пишет о тюрках: «Тело покойника полагают в палатке. Сыновья, внуки и родственники обоего пола закалывают лошадей и овец и, разложив перед палаткою, приносят в жертву; семь раз объезжают палатку на лошадях... Потом в избранный день берут лошадь, на которой покойник ездил, и вещи, которые он употреблял, вместе с покойником сжигают: собирают пепел и зарывают в определенное время года в могилу. В день похорон, так же как и в день кончины, родные предлагают жертву, скачут па лошадях и надрезывают лицо. В здании, построенном при могиле, ставят нарисованный облик покойника и описание сражений, в которых он находился в продолжении жизни. Обыкновенно, если он убил одного человека, то ставят один камень. У иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи. По принесении овец и лошадей в жертву, до единой вывешивают их головы на вехах». Ибн Фадлан писал о похоронах гуза таким образом: «Если умрет человек из их [числа], то для него выроют большую яму в виде дома, возьмут его, наденут на него его куртку, его пояс, его лук... оставят перед ним деревянный сосуд с набизом, принесут все, что он имеет, и положат с ним в этом доме. Потом посадят его в нем, и дом над ним покроют настилом и накладут над ним нечто вроде купола из глины (курган.— С. П.). Потом возьмут его лошадей и в зависимости от их численности убьют из них сто голов, или двести голов, или одну голову и съедят их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста. И право же, они растягивают это на деревянных сооружениях и говорят: «Это его лошади, на которых он поедет в рай».
Как известно, на сегодняшний день, самыми древними тюркскими народами о которых наука располагает достаточно обширным историческим, археологическим и антропологическим материалом являются скифы и хунны.
У скифов был сложный погребальный обряд, хорошо известный по описанию Геродота и по многочисленным раскопкам курганов.
Исследователи Ю .В . Б О Л Т Р И К , Е.Е. Ф И А Л КО в статье "СКИФСКИЙ КУРГАН С РАННЕЙ УЗДОЙ ИЗ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИАЗОВЬЯ" пишут:
"Обряд человеческих захоронений типичен для скифского населения. В центральной могиле оба покойника лежали вытянуто на спине, годовой на Запад (с небольшим отклонением к северу). Служанка из боковой могилы, в соответствии с местом могилы относительно прохода-дорожки, лежала головой на Север, на спине с легким разворотом нижней части тела к входу в могилу. Все покойники находились в гробовищах, но разной конструкции. Мужчина - в более основательной долбленой колоде, в то время как обе женщины помещены, судя по сохранившимся деталям, в легкие плетено-гнутые каркасные гробовища. Пол под деревянными ложами во всех трех случаях посыпан мелом и перекрыт растительной подстилкой. Каждого из погребенных сопровождал набор необходимых предметов, в том числе и заупокойная мясная пища, поставленная в изголовье (а в центральном погребении еще и в изножье). Обряд конского захоронения тоже хорошо известен в скифских памятниках. Так называемые могилы с материковыми перемычками относятся к наиболее распространенному типу конских могил Скифии. Они представляют собой своеобразный узкий футляр, фиксирующий стоячее положение коня. Такие могилы имеют близкие параметры и отличаются, главным образом, наличием или отсутствием уступов или ниш под голову. В основе традиции погребения коней стоя, в специальных щелевидных ямах, кроме ритуального контекста, лежит, очевидно, физиологическая особенность этих животных спать стоя. Надо думать, скифы - знатоки коней, учитывали это обстоятельство не только в повседневной жизни, но и в обрядовом действе. Таким образом конь отправлялся в загробный мир в «рабочем состоянии», еще и взнузданным. Относительно материального комплекса хочется отметить следующее. В боковом захоронении инвентарь всецело соответствует женскому набору. В его состав входят предметы туалета (зеркало, каменная плитка с комплектом красок, к которому относится и деревянная пиксида) и характерные для скифов орудия труда (веретено и шило). Интересны здесь две его составляющих. Прежде всего, это большой косметический набор. Такие находки в степных комплексах, безусловно, относятся к разряду редких. Причем, если каменные плитки со следами красок на поверхности сохраняются в могилах, то деревянная пиксида - находка практически исключительная. Примечателен и относительно широкий цветовой спектр косметики, и импортная пиксида. Стоит остановиться и на веретене. С одной стороны оно вполне обычно - деревянный стержень с простой стандартной свинцовой насадкой. С другой стороны его выделяет широкая дисковидная алебастровая насадка. Последняя деталь позволяет причислить этот экземпляр к небольшой группе наборных веретен с дисковидными насадками из скифских памятников. К числу прямых аналогий относится единственная алебастровая насадка из кургана No 21 Рогачикского курганного поля Практически все диски представляют собой образцы индивидуальных изделий, отличающихся размерами, конфигурацией и характером отделки. Как правило, внешняя поверхность их покрыта гравированным орнаментом (Мамай гора, курганы 6 и 100; Рогачикское курганное поле, курган No21; Денисова Могила и др.). Иногда диски носят следы красной краски, как три экземпляра из недавно раскопанного кургана Близнец-2. Качество материала (дерево, кость, алебастр, серебро, золото) и оформления этих деталей означает, что такими веретенами пользовались представительницы различных социальных рангов скифского общества. В то же время этнографические параллели и находка костяного наборного веретена в мужском погребении Соболевой Могилы свидетельствует, что эти веретена имели не только явно утилитарное, но и сакральное назначение. Место могилы в подкурганном пространстве явно указывает на подчиненное положение помещенной в ней молодой женщины. Импортные дорогие предметы в ее вещевом наборе, вполне вероятно, свидетельствуют о высоком статусе главных погребенных, к загробному сопровождению которых и относится сама девушка. Ситуация в центральной могиле несколько размыта ограблением. Грабителям удалось проникнуть в могилу через входную яму, очевидно, тогда, когда свод камеры уже рухнул, этим и объясняется частичное ограбление могилы. Захоронение парное, в соответствии с антропологической принадлежностью погребенных, инвентарь распадается на две группы.Бесспорно к женскому набору (по расположению) относятся бронзовое зеркало с деревянной ручкой и золотые украшения. С некоторой долей сомнения, к нему возможно отнести и костяное наборное веретено (поскольку оно лежало в небольшом отдалении от женского костяка, среди костей животных от напутственной пищи и высыпанных из котла). Веретено (более изящное и легкое, чем то, что лежало у служанки) и зеркало обычны для скифских памятников относительно широкого хронологического диапазона. Мелкие золотые штампованные бляшки относятся к декору женского костюма. Место их в могиле указывает как будто на то, что ими обшили горловину платья. В то же время их расположение - короткие полоски, образованные прямоугольными пластинами, которые к тому же лежали и вверх, и вниз изображениями, зона их скученности в виде широкой дуговидной полосы и, наконец, относительно большое количество (619 пуговок и минимум 69 прямоугольников) - позволяют предположить здесь расшитый головной убор, сползший с головы при падении свода камеры. Говорить о его форме и ритмических особенностях орнамента нс приходится.Наиболее интересной в наборе представляется пара золотых калачиковидных (или как их еще называют ладьевидных) серег. Они принадлежат к одной из наиболее популярных в памятниках Северного Причерноморья групп серег импортного производства в виде полого калачика и высокой проволочной дужки. Круг соответствий и особенности орнамента позволяют определить время наших украшений второй половиной V в. до н.э.К мужскому набору мы склонны причислить элементы вооружения, явно (по их месту в могиле) связанные с мужским костяком - бронзовые поножи, железные копья и меч, и колчанный набор. Входил в него, вероятно, и унесенный грабителями бронзовый котел. Все известные бронзовые кнемиды (около трех десятков) в памятниках степи и лесостепи скифского времени однотипны. Судя по количеству железных подтоков первоначально в могиле было четыре копья. Единственный сохранившийся наконечник (длиной около 39,0 см) относится ко второму типу 2-го отдела (по Мелюковой) - наконечники с остролистным пером без ребра. Отношение между длинами втулки и пера —1:2 позволяет определить его во второй вариант - с узким длинным пером. Копья с наконечниками 2-го отдела появляются в V в. до н.э., а начиная с конца V в. и в IV в. до н.э. становятся превалирующей формой этого вида оружия в Северном Причерноморье. Все четыре подтока обычной формы - в виде цилиндра с несомкнутыми концами. В трех из них сохранились металлические клинья - бронзовый наконечник стрелы, бронзовая и железная пластины близкой формы .
Комплексы датируются соответственно 1 -ой и 2-ой половиной V в. до н.э.
В могиле сохранилась деревянная чаша с золотым декором. Она найдена рядом с деревянным блюдом с мясом, поставленным в изголовье, между двумя гробовищами. Поскольку такие чаши всегда соотносятся с мужскими могилами, и здесь мы рассматриваем этот предмет как составляющую мужского набора. Относительно этой находки стоит отметить два момента. Во- первых, длительность ее использования. Вначале се декор составляли тонкие пластины, закрепленные небольшими гвоздиками. Часть из них, судя по сохранившемуся обрывку, видимо, была утрачена; скорее всего, облетели и шляпки крепежных гвоздиков. Позднее декор обновили и, как видно, усилили. А со временем починили и треснувшую стенку. Все эти манипуляции подчеркивают значимость этого атрибута в среде скифского воинства. Второй момент, на котором стоит остановиться - это характер золотого декора чаши. Все четыре пластины украшены профильным изображением фигуры грифона влево. Образ грифона обычен для декора воинских атрибутов. Однако обкладки чаш, как правило, украшали изображения голов или протом этих фантастических существ. Полные фигуры грифонов на них встречаются крайне редко. Орлиноголовые грифоны изображены еще на пластинах чаш из кургана 33 у с. Бобрица, кургана 12 Стеблевского могильника и центральной могилы Бердянского кургана.Мотив животного с перекрученным туловищем редко встречается на территории Северного Причерноморья и Кавказа, зато он характерен для скифо-сибирского звериного стиля кочевников скифского мира Азии.
В заключение отметим, что форма и параметры насыпи, тип погребальных сооружений и ряд вещей из набора сопровождающего инвентаря, в том числе серьги, декор деревянной чаши, меч и в особенности уздечные уборы, позволяют отнести комплекс кургана 11 у Акимовки ко второй половине V в. до н.э. Погребенного в кургане воина следует рассматривать как представителя скифской элиты среднего уровня с соответствующим сопровождением.
А вот как описывает погребальный обряд хуннов российский учёный Л.Л.Викторова в книге «Монголы»: «Наибольшей информативностью в этнокультурном отношении обладают знаменитые погребения хуннских шаньюев в горах Ноин-Улы. Особенно знатных хоронили под курганом с каменной наброской, сооружая возле них жертвенники. Под курганом находилась ориентированная по сторонами света погребальная камера, которая была сделана в виде двух срубов, заключенных один в другом и разделенных коридором, т. е. во внешнем и внутреннем гробах. Гробы ставились во внутренний сруб. Погребенного клали головой на север. С ним хоронили богатый и разнообразный инвентарь, состоявший из оружия, одежды, обуви, головных уборов, украшений и других предметов».
Необходимо отметить, что большинство археологов утверждают, что хуннские погребения в Ноин-Улы похожи на курганы Пазырыка.
Как известно, в некоторых Пазырыкских и Ноин-Улинских курганах благодаря суровым природным условиям Горного Алтая и севера Монголии, а также особенностям погребальных сооружений (двойные погребальные камеры с полом и двойным, тройным и даже шестирядным бревенчатым перекрытием сверху) в глубоких, вырытых в глинистом грунте могильных ямах, перекрытых в средней части линзами мерзлоты, а снизу заполненных водой, сохранились предметы из органических материалов, которые, обычно, не доходят из столь глубокой древности.
Ранее мы уже писали о Пазырыкских курганах, а вот как описывает Ноин-Улинские курганы российский учёный П. К. Козлов: «Много труда было затрачено в свое время для установки большой капитальной деревянной погребальной камеры-гробницы с прахом и убранством знатного покойника. Огромные глубокие могилы рылись саженными уступами, с выходом лестницей в полуденную сторону; с этой же стороны и по этому же сходу и вносили торжественно покойника. Большой массивный деревянный гроб, в своем шествии вниз, останавливается на дне могилы, в том же направлении от юга к северу. Внутри гроб отделан узорчатыми тканями, а снаружи - черным лаком с цветными рисунками и золотом; под гробом на полу разостлан ковер с шитьем бегущего во всю прыть рогатого лося, с крылатою рысью на спине, теребящей зубами и когтями свою жертву, или рассвирепевшего быка, дерущегося с леопардом. Ковер оторочен цветной шелковой, со сложным орнаментом, тканью. На стенах погребальной камеры и прилежащих коридоров висят тонкие шелковые драпировки, а поверх их - шерстяные темно-коричневые вышивки с фигурами людей, иногда важных сановников или вождей, на белом породистом коне, окруженных блестящей свитой, или просто охотника со стрелою, направленной в огромную птицу, со змеею в клюве».
Известный российский археолог А.А.Тишкин в автореферате докторской диссертации «Алтай в эпоху поздней древности, раннего и развитого средневековья» пишет, что «К середине VI в. до н.э. культура населения Алтая существенным образом меняется. Это связано с проникновением сакских племен, а также с приходом из Малой Азии сильной кочевой орды, подчинившей местные народы. В результате сложилась новая общность, получившая в археологии название «пазырыкская культура»… Во II в. до н.э. на Алтай проникло новое население, которое сыграло главную роль в становлении булан-кобинской культуры… Генетическая связь погребальных комплексов булан-кобинской культуры с аналогичными объектами тюрок, на наш взгляд, несомненна. Следовательно, именно полиэтничное «булан-кобинское» население составило местный компонент новой общности, принявшей вскоре после 460 г. самоназвание «тюрк». Тюркская культура сохранила многие предшествующие элементы, но вместе с тем появились и весьма существенные новшества».
В докторской диссертации «Археология Алтая» А.А. Тишкин пишет о том, что «Начало формирования пазырыкской культуры связано с приходом нового этноса, который примерно в течение века освоил территорию Алтая, подчинил местные племена, ассимилировав оставшееся население… Это связано с проникновением сакских (тюркских-Г.Г.) племен, а также с приходом из Малой Азии сильной кочевой орды, подчинившей местные народы. В результате сложилась новая общность, получившая в археологии название «пазырыкская культура». Своеобразным символом такого положения дел стали «царские» курганы, сооруженные в Центральном Алтае (памятники Башадар, Туэкта и др.). Смена культуры хорошо маркируется не только совершенно другим погребальным обрядом, но и отличным предметным комплексом».
С.И. Руденко в статье «Искусство Алтая и Передней Азии»и» пишет: «В произведениях искусства племен, оставивших первый и второй Пазырыкские курганы (вторая половина V в. до н. э.), особенно в изображениях животных, наиболее ярко проявляются связи с искусством Передней Азии». Как известно, в 1949 году академиком Руденко во время археологических раскопок, проводимых в Горном Алтае, в 5-ом пазырыкском кургане был найден ковёр V века до нашей эры.
С.И. Руденко пишет: «В 1949 г., во время археологических раскопок на Улаганском плато Восточного Алтая, в одном из Пазырыкских курганов, датируемых рубежом V-IV вв. до н.э., были найдены замечательные переднеазиатские шерстяные ткани и шерстяной ворсовый ковёр. Ткани, несмотря на их техническое совершенство и исключительную художественную ценность, не привлекли внимания. Ковёр же произвел сенсацию и вызвал оживлённую дискуссию среди зарубежных знатоков восточных ковровых изделий, так как техника его выполнения оказалась неожиданной для такого отдалённого времени… Интересующие нас переднеазиатские шерстяные ворсовые ковры сохранились в двух курганах — во втором Башадарском и в пятом Пазырыкском… Как показало наше исследование, техника узлования ковра из пятого Пазырыкского кургана, называемая немецкой или тюркской, и техника узлования ковра из второго Башадарского кургана, называемая персидской, были известны в Передней и, по всей вероятности, Средней Азии уже в середине I тысячелетия до н.э. Можно предполагать, что ковры, выполненные в указанной технике, изготовлялись в Передней Азии и раньше.
Исследователи, изучающие материальную культуру пазырыкцев приводят множество аргументов, которые свидетельствуют о переднеазиатских корнях этой культуры.
Например, Н.Полосьмак пишет: «Результаты анализа текстиля из могил нас очень удивили: ни одним из местных красителей пазырыкцы не пользовались. Более того: одежда древних алтайцев, причем не только знатных, но и простых людей, была окрашена самыми дорогими и «модными» красками, которые в то время применялись в великих государствах Восточного Средиземноморья. Именно там могли быть получены три источника используемой пазырыкцами красной краски: корни марены и два вида червецов. Красный цвет был самым распространенным в древности цветом одежды. Он был красивым и дорогим одновременно».
Л.Л.Баркова и Е.А.Чехова в статье «Войлочный колпак из второго пазырыкского кургана» также пишут об использовании пазырыкцами при крашении переднеазиатского натурального красителя : «По данным исследователя (Руденко-Г.Г.), на войлоке обнаружена кермесовая кислота, источником которой являются червецы Кеrmes vermilio, Planchon, называемые кермесом, живущих на дубе Quercus coccifera. Кермесовая кислота относится к красителям животного происхождения класса антрахинонов».
Необходимо отметить, что насекомое Кеrmes vermilio, о котором пишут российские исследователи, с давних времён известен тюркам как гырмыз, или дубовый жучок.
С древнейших времен тюркские народы при крашении шерстяных изделий широко применяют красную краску. Эту краску они получали в основном от насекомого, называюшегося в народе "гырмыз боджейи", "гурд гырмыз", "палыд джуджусу". По-азербайджански и туркменски — «гырмызы», а по- турецки «кырмызы», значит, красный.
Необходимо отметить, что ещё тысячу лет тому назад арабский учёный-путешественник Ал-Истахри писал: «В Арране не существует городов значительнее, чем Берда'а, Баб-ул-Абваб и Тифлис, Байлакан, Варсан, Шабаран, Кабала, Шакки, Джанза Шамкур и Хунан. У них же добывается краска, называемая «кирмиз» и ею красят сукно».
О красной краске, используемой древними тюрками для окрашивания шерстяных ковров пишет американский учёный Э.Шефер. По его словам, древние китайцы все привозные краскам давали имена экзотических животных. Так, например, красная краска, называлась - «кровь гиббона». Э.Шефер пишет, что в одном древнекитайском трактате об этойц краске было написано следующее: «Варвары ху (тюрки-Г.Г.) западных стран берут его кровь для окраски своих шерстяных ковров, её цвет чистый, и она не темнеет». Далее Э.Шефер пишет: «Может быть, так обозначалась «краска из дубового червеца» (гырмыз-Г.Г.), но мы не в состоянии объяснить, каким образом насекомое трансформировалось в млекопитающее…Такие английские слова, как crimson и cramoisy («тёмно-красная ткань»), сохранили в себе название насекомого kermes (дубового червеца), служившего в древности, для получения красителя».
Необходимо отметить, что тюркские народы всегда помнили о своей исторической прародине на Южном Кавказе и знали, что там продолжают жить родственные им народы и при первой возможности устремлялись туда.
Известный российский археолог М.Н.Погребова пишет, что: «есть все основания предполагать, что в Закавказье скифы (тюрки- Г.Г.) встретили этнически родственные племена…Скифы, выбирая путь через Восточный Кавказ, пользовались давно проторенными и, по-видимому, достаточно хорошо известным путем».
К сожалению, за последние 300 лет, не только евразийские курганы, но и другие памятники древнетюркской курганной культуры (балбалы, каменные стелы, оленные камни, наскальные рисунки и др.), повсеместно были уничтожены. Например, исследователь А.М. Асеев в статье «О мегалитических сооружениях древнего мира» пишет о том, что каменные изваяния до завоевания Кавказа Россией «исчислялись там тысячами, простояв неприкосновенными 3-4 тысячи лет. Но после присоединения Кавказа к России число их стало быстро уменьшаться, ибо пришлое русское население не щадило эти чуждые ему и "беспризорные" памятники древности». Далее он приводит слова академика А.А.Формозова, который пишет, что казаки разрушали каменные памятники древности «иногда чтобы получить камень для вымостки дорог и на фундаменты жилищ, а то и просто так, забавы ради. Сейчас на Богатырской поляне торчат из земли лишь зубья расколотых плит. Дольмены были уничтожены раньше, чем археологи успели всерьез ими заняться. Даже там, где сохранились крыши и стены, внутри все перекопано кладоискателями, кости погребенных и глиняные сосуды разбиты и выкинуты наружу».
Свидетельство о публикации №221050700433