Голубое платье часть 4

ГОЛУБОЕ ПЛАТЬЕ часть 4

… «ОТЕЦ БОЛЕН ЗПТ ПРИЕЗЖАЙ СРОЧНО ТЧК ЖДЕМ ВСКЛ ГОАР»
Никанор уставился в телеграмму ,  перечитал несколько раз, буквы расплывались перед глазами, и ему показалось, что он видит какой-то страшный сон. Захотелось проснуться,  Никанор потряс головой, но кошмар не уходил. Он все так же стоял в прихожей дома на улице Лизюкова,  дверь была открыта, а лифт   гудел, увозя сердитого почтальона.  Телеграмма сестры жгла ему руки и душу, Никанор сжал её в кулаке и зашвырнул вверх по ступенькам,  в сторону мусоропровода. ОН посмотрел на часы: до самолета  несколько часов, поездом можно не успеть. Господи! как же сказать Гале, как ей объяснить, где её найти? В универе, вспомнил Никанор, она с утра  поехала в универ. Никанор наспех покидал свои вещи в чемодан, накорябал несколько слов для тещи на листке, вырванном из тетради, оставил этот листок на красном шахматном  столике, захлопнул входную дверь  и сбежал вниз по ступенькам ,почему-то забыв про лифт. На улице он свернул налево, но не пошел к остановке, а вышел сразу на трассу и поймал такси, приказав ехать в  универ  , «а там подождете несколько   минут- и в аэропорт» .

С Галей он встретился на лестнице.  Она спускалась по ступенькам, он поднимался.  Она  уже была чем-то расстроена, но , увидев его, расплылась в улыбке, которую он в ней так любил.  «Ты что здесь делаешь? Соскучился? Но я сейчас занята , мне в деканат, представляешь, они потеряли мою справку с работы. А зачем тебе чемодан?»  «Галя, прости,  я уезжаю. Сейчас. Хотелось проститься.» «Как уезжаешь? У нас же свадьба через три дня … или нет? Что случилось?» «Я получил телеграмму, отец заболел ,мне надо…" Галя нахмурилась. " А если б твой отец заболел , ты бы  к нему не поехала?»  «Нет»,- пожала плечами Галя,-« я бы осталась с тобой»  «Видимо,  твой отец значит для тебя  меньше,  чем мой для меня»,-уже резко сказал Никанор. «Нет, видимо, это я значу для тебя меньше, чем ты для  меня . Мама была права. «В чем она была права?» Никанор почти кричал. «Знаешь, я дам тебе совет. В следующий раз, когда ты будешь придумывать отмазки ,не надо ссылаться на здоровье близких людей. Это опасно. Если ты не готов жениться, так и скажи. Я тебя, кажется, не заставляла. Мы можем остаться друзьями. »

Никанору показалось, что мир рухнул ему на голову. Она не верит ему. Он был голоден, очень волновался за отца, волновался, что  таксист не станет ждать, волновался, что  не успеет на самолет ,что не будет билетов, у него сердце рвалось от сознания близкой разлуки, но сильнее всего давило именно это -она не верит ему. Совершенно нелогично ему вдруг подумалось, что   хорошо , что  он   выбросил телеграмму - было б уж совсем унизительно что-то   доказывать, объяснять… «Жаль, что из  нас не получилось Онегина и Татьяны»,-зачем-то  брякнул  Никанор и сам не понял, зачем он это сказал . Галя не поняла тоже, она  как –то сразу поникла, отвернулась и ушла. Ушла вверх по ступенькам. Никанор услышал гудок такси и поспешно сбежал вниз.

В аэропорту было прохладно и светло. Никанор быстро купил билет, забежал в буфет выпить лимонаду, купил там очень вкусных конфет в подарок сестре- сладкоежке и пошел на регистрацию. Вылет немного задерживался  «по техническим причинам», и Никанор присел в зале ожидания в мягкое кресло. Напротив него сидела молодая женщина, лицо которой казалось ему смутно знакомым. Он присмотрелся повнимательнее и тут услышал:  «Никанор   Тер -Акопян? Это вы?» «Да, это я». Голос незнакомки ему ничего не говорил, и Никанор опять «раздвоился»: одной половиной сознания он понимал, что  не знает эту женщину и никогда не говорил с ней,  а второй половиной силился вспомнить её имя, и потом … она же знает  его, причем даже по фамилии! откуда?  « Теперь я точно знаю, что Бог есть»,-огорошила его незнакомка, -права ваша девушка. Я очень  хотела увидеть вас -и вот увидела. «Какая девушка?»  «Та, что была с вами, когда вы подавали документы. Она сказала  эту фразу, когда вы нашли ту справку. Я  была в приемной комиссии ,помните?»

Никанор вспомнил.  А  она продолжала : «Знаете, я очень виновата  перед вами, но  Бог меня уже за это наказал.  Рубен бросил меня. Изменил прямо на моих глазах с моей лучшей подругой. А потом и её бросил тоже. А я ему так верила. Он говорил, что  любит меня, что  женится ,что я свет его очей,  самая красивая ,самая нежная. Выманил у меня деньги-все мои сбережения, что я копила на дубленку. А потом посмеялся надо мной и сказал, что  мы- русские бабы все дуры -помани пальцем  -любая побежит вслед ,как собачонка.  Армянки ,мол, не такие ,армянки гордые, и он лично обязательно женится только на армянке , и на такой, что знакома до свадьбы с ним не будет . Мама была права- все армяне такие.» «Не все»,-автоматически сказал Никанор и спросил : «А чем вы передо мной виноваты?»
«Это из-за меня вас не приняли в институт.  Точнее , из-за моей подруги, она все сделала, но это я её попросила, а меня попросил Рубен.»   «Что попросила? Что сделала?» «Она работала на вашем экзамене по математике и украла вашу работу. Собрала все работы у вас, одну незаметно засунула  к себе в сумочку, а в ведомости отметила вас как не явившегося на экзамен.»

Небо во второй раз разверзлось над головой Никанора. В глазах потемнело от желания убить  Рубена, а женщина продолжала ,уже рыдая: «Когда я сказала Рубену, что сдам его, он сказал ,что сам меня сдаст, что ему терять нечего, он вообще близко не подходил к вашей работе, в руках её не держал, и что ему ничего не будет, и на моем месте он бы молчал в тряпочку. Вы наверно сейчас  меня ненавидите , но поймите- он был для меня всем, я бы для него сделала  все, что угодно. Ради Бога простите, простите, простите меня! Я уже наказана.У  меня была работа ,я училась уже на 4 курсе, а теперь …  В деканате пропала печать ,и подумали почему-то, что это я взяла, а я не трогала, но никто и слушать меня не хотел. Хотели даже вызвать милицию, но пожалели,  просто уволили. А  мою подругу обокрали, вынесли всю технику, все золото, все деньги.  Простите ,простите меня…»

«Что случилось? Ваши документы!» Невесть  откуда взявшийся милиционер взял под козырек  и с сочувствием посмотрел на плачущую женщину и подозрением на него, Никанора. Он встрепенулась и стала объяснять служителю порядка, что он ничем не виноват ,наоборот, это она перед ним виновата .Объявили его рейс, и Никанор попросил  милиционера: можно, я пойду на посадку? Милиционер неохотно кивнул, а Никанор посмотрел прямо в лицо заплаканной женщине, через силу улыбнулся ей и сказал : "Счастливого пути"…


Его тошнило весь полет, хотя раньше в самолетах он чувствовал себя ,как дома : не зря служил в авиации. Он спустился по трапу на подгибающихся ногах и из аэропорта сразу позвонил домой . Трубку сняла сестра. «Гоар, я приехал ,скоро буду. Как отец? Ему не хуже?»  « Отец?»,-изумилась сестра,-не понимаю. Все хорошо. Что с тобой  случилось?» «Как все хорошо? А телеграмма?»  «Какая телеграмма?»
Никанор положил трубку и вышел в город. Мир разломился на две части:  в одной лил дождь и светило солнце, во второй было пасмурно , холодно и тихо.  Приехав домой он узнал то,  о чем догадался еще в аэропорту: случилась  какая –то страшная ошибка, отец здоров и сестра никакой телеграммы ему не посылала. Родителей дома не было.  «Где родители?»- спросил Никанор. «Пошли покупать свадебный подарок, у Лусинэ послезавтра свадьба.» «Какой Лусинэ?»  «Сестры Рубена ,разве ты забыл?» "А ,это та, что в продуктовом работает?" «Нет, она уже месяц работает на почте, дядя Левон ушел на пенсию, она ,ты знаешь, часто болеет, и Рубен помогал ей ,заменял её на дежурстве, начальница закрывала на это глаза: Лусинэ же выходит за его сына. Знаешь, я не верю, что  они будут счастливы: у  него это  второй брак, а его первая жена…»  «Подожди»,  -взметнулся Никанор ,-разве Рубен здесь?»  «Был здесь до сегодняшнего утра ,сегодня утром он уехал ,я сама видела». «Куда уехал?»  «Не знаю, он не сказал , наверное, в деревню. Да я же тебе писала... Кстати ,почему ты не отвечал на мои письма?»-обиженным тоном сказала сестра. «Я их не получал .А ты-ты мои получала?» «Нет.»

«В жизни и в сказках все бывает до трех раз»-эту присказку Гали ,подслушанную ею у кого-то  из её учениц, Никанор вспомнил, когда ему показалось, что  Небо в третий раз упало ему на голову- в третий раз за один день. Он сложил наконец два и два :Рубен ненавидит его, Рубен помогает своей   сестре на почте, а ,значит, имеет доступ ко всей получаемой и отправляемой корреспонденции , в том числе …   Господи, телеграмма!!!   У них на почте один почтальон был «прислугой за все», начальник приходил туда только получать зарплату,- значит, именно Рубен  присваивал себе все письма Никанора ,как    получаемые ,как и отправляемые , и, без всякого сомнения ,именно он отправил ту телеграмму.  Как же он сразу не догадался? Ведь теперь  все так очевидно! Ведь он все время удивлялся, почему сестра ему не отвечает: она была аккуратисткой и отвечала на все письма ,ей отправленные ,даже если адресат был в соседней комнате. У  Никанора снова потемнело в глазах от желания убить бывшего друга, но тот  был вне пределов досягаемости. Ехать за ним в деревню? Или ехать в Воронеж? Поездом долго,  самолеты летают  не ежедневно. На свадьбу он все равно не успевал. Лететь через  Москву? надо посмотреть расписание. Никанор  метнулся в переднюю, и тут раздался телефонный звонок.  Звонила мама. Отцу действительно стало плохо с сердцем, и мать дежурила возле него  в больнице. Это было слишком много для одного дня. Никанор вырубился прямо с телефонной трубкой в руке.

(продолжение следует…)

 


Рецензии