Иностранка

Когда-то давным-давно, в конце восьмидесятых, я надумала учить английский язык. В институте я в свое время прослушала курс для начинающих (в школе был немецкий), т. е. произношение, грамматика, небольшой словарный запас, чтение адаптированных текстов - это и был вес мой багаж английского, причем двадцатилетней давности. Разговорный - на нуле.

И я пошла на курсы. В то время уже можно было найти курсы, где язык преподавали люди с родным английским. Вот и я нашла себе такие. Преподавателем был израильтянин американского происхождения. Кроме английского, он знал иврит и преподавал его в Израиле эмигрантам, в основном выходцам из СССР, но при этом очень хотел выучить русский: его русский был примерно на том же уровне, что и мой английский. Без него он ощущал себя в Израиле человеком второго сорта - везде звучала русская речь, чуть ли не все вокруг говорили по-русски, в крайнем случае - понимали, один он ничего не мог сказать и ничего не понимал. В общем, его занятия принесли мне не так уж много пользы: мой преподаватель не так старался улучшить наш английский, как усовершенствовать свой русский. И потому все свои слова старался переводить на русский, а мы должны были его поправлять. При этом он предпочитал обходиться без словаря, сам образуя новые формы от слов, уже имеющихся в его запасе. Ну, например, он знал глагол писать, но существительного от него не знал, поэтому придумывал сам: писание. Все хохотали и дружно объясняли ему, что писание - только священное, Библия, а надо - письмо, в крайнем случае - писанина.

Вот этого-то преподавателя я и вспомнила однажды здесь, в эмиграции. Мы с внучкой, родившейся уже в Германии, сидели в парке на скамейке, ей было тогда года три. Напротив, у фонаря стояла машина с люлькой на высоте, два человека в люльке что-то делали с фонарем. "Бабуля, что делают эти дяди?"- спросила внучка. "Фонарь чинят",- ответила я. Внучка задумалась - слово "чинить" явно было ей незнакомо. Я подумала - сейчас спросит, что такое "чинить". Но она не спросила, как видно, дошла своим умом. А через какое-то время я услышала, как она бормочет себе под нос: "Чинщик? Нет... Починщик? Нет... Чинильщик? Нет... Починяльщик? Нет... Чинитель? Нет... Починятель? Нет..."

Пытается самостоятельно образовать существительное от глагола "чинить", но ни одно ей не нравится, догадалась я. "Иностранка!"- подумала я, ясно представив себе своего преподавателя английского, образующего существительное от глагола "писать". Сходство было налицо. Но тут внучка очнулась от транса и радостно сообщила мне: "Чинить - это ремонтировать. Значит, они - ремонтники! Правильно?" Я согласилась - да, конечно, правильно.

Придя домой, я не поленилась залезть в интернет. Понятно, что литературного существительного от глагола "чинить" нет. Но, наверное, есть разговорные формы? Оказалось - полно, в инете присутствовали все без исключения слова, изобретенные моей внучкой - и чинщик, и починщик, и чинитель, и починятель, и починяльщик. Нет, поняла я. Не иностранка - человек, для которого русский родной. Пока.


Рецензии
Так вы, Элина, живёте в Германии?
Не уверен, что я в три года вообще знал слово ремонтировать да и чинить тоже.
Видно в Германии воздух иной: плодит гениев :=)))
Какое бы слово выбрал я: не знаю. Все хороши!

Песок Въ Саду Камней   22.05.2021 20:10     Заявить о нарушении
Да, живу в Германии, и уже давно, почти 30 лет.

А детки тут такие же, как везде - от двух до пяти (я бы даже сказала, до шести) гениальные, а потом школа их гениальность нивелирует. А про себя вы просто забыли, небось тоже в три года были гением. Вы и сейчас пишете замечательные стихи, так что не прибедняйтесь:-)

Элина Плант   23.05.2021 00:33   Заявить о нарушении
Нет, я в три года был писуном.

Песок Въ Саду Камней   23.05.2021 17:07   Заявить о нарушении
Ну, надо же так описаться.
Плясуном, конечно!

Песок Въ Саду Камней   23.05.2021 17:08   Заявить о нарушении
Одно несомненно: играть словами вы умеете:-)

Элина Плант   23.05.2021 20:02   Заявить о нарушении
Кстати, помните: "Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. И еще считаю долгом предупредить, что кот - древнее и неприкосновенное животное".

Песок Въ Саду Камней   23.05.2021 20:13   Заявить о нарушении
Как не помнить, цитата довольно известная. А почему "кстати"? Я вас чем-то обидела?

Элина Плант   24.05.2021 00:10   Заявить о нарушении
Да нет, конечно, не обидели. Просто у Булгакова то самое слово "починяю".
Я и цитату поэтому вспомнил:)

Песок Въ Саду Камней   24.05.2021 00:40   Заявить о нарушении
Понятно, меня просто слово "кстати" ввело в заблуждение, мы ж с вами в процессе обмена репликами уже так удалились от контекста рассказа, что я на булгаковское "починяю" и внимания не обратила, а только на конец цитаты, где "считаю долгом предупредить, что кот - древнее и неприкосновенное животное":-)

Элина Плант   24.05.2021 23:55   Заявить о нарушении