Последний концерт

Светлой памяти уральского художника, поэта, педагога, участника ВОВ Василия Ивановича Брыжко.

Я долго думала, как мне рассказать об этом человеке, который достаточно известен  в творческих кругах Екатеринбурга, как один из последних и ярких шестидесятников Урала.  Самобытный художник, поэт, талантливый педагог, воспитавший не одно поколение молодых художников, участник ВОВ.  Человек огромной эрудиции, энциклопедических  знаний и невероятной   скромности.
А для меня – это очень близкий по духу и родной человек, муж моей давней  подруги Тамары  Максимовны,  которую знаю более тридцати лет  Отношения  наши были настолько доверительными и теплыми , что я и моя семья  воспринимали их как  самых близких и любимых родственников.

Они  частенько  бывали у нас на Нагорной.  Еще, не заходя в дом, на улице, Василий  Иванович негромким, слегка хрипловатым голосом,  читал свои новые стихи: «Я в секунду влюблен», «Раскатиха».  А вечером – долгие задушевные разговоры  о жизни. Мы больше спрашивали и слушали, слушали, слушали…  О войне  и о себе  он не очень-то любил рассказывать.
А рассказать было что. Василий Иванович родился в 1923 году в селе Майорское, Челябинской  области, в многодетной  семье. Отец был богомазом-художником, расписывавшим стены храмов религиозными сюжетами.  Главное впечатление раннего детства - лошадь, написанная отцом во всю стену.  Лошадь была как живая!

В сорок втором Василий с отличием оканчивает школу и студию при Доме художественного воспитания в Челябинске.  Второй год войны.  Восемнадцатилетний юноша поступает в Миасское артиллерийское училище, и с июня 1944 он - командир огневого взвода батареи РС («Катюши»).  Брест, Минск, Варшава, Познань, Кюстрин и, наконец, Берлин.  Гвардии лейтенант Брыжко награжден орденами «Красной Звезды», «Великой Отечественной войны», медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

После фронта Василий Иванович с отличием оканчивает Свердловское художественное училище им. Шадра, затем - Киевский художественный институт. Много работает, ездит по всей Украине.
В 1958 году возвращается на Урал.  Преподает в родном училище, работает в Свердловских художественных мастерских по оформлению архитектурных объектов города и области. С 1989 года он - преподаватель, а затем и директор Вечерней  художественной  школы - «Школы  Хожателева»,  президент Клуба  ЮНЕСКО, которым стала эта школа.

Работая  в Художественных мастерских, Василий Иванович знакомится с Эрнстом Неизвестным, тоже фронтовиком, в будущем - гениальным скульптором, давшему миру так много и чудом выжившему в огне Второй мировой.

Свое первое стихотворение напишет в десять лет. С тех пор поэзия будет всегда  рядом, помогая выражать чувства, переживания, отношение к жизни, наполняя особым смыслом художественные образы его картин.

Встретились  Василий Иванович и Тамара Максимовна в конце восьмидесятых, будучи уже в зрелом возрасте. Ему - шестьдесят, ей - сорок три,  У обоих за плечами брак, взрослые дети, долгая и непростая жизнь.   Свердловский интеллигент и бесстрашная провинциалка с копной каштановых волос, способная за минуту обаять вся и всех.
Тамара Максимовна своей неуемной энергией, оптимизмом, умением общаться с людьми внесла новую мощную струю в жизнь Василия Ивановича. Быстро стала своей в среде художников Екатеринбурга. Помогала в организации выставок, «пробивала» не один год мастерскую в Доме Союза художников,  десть лет «отбывала срок» в  так любимой  Василием Ивановичем Раскатихе, где он написал свои лучшие пейзажные работы,   искала натуру для портретов, помогала в издании двух сборников стихов. Вместе они исколесили пол-России, дважды были в  Париже. Дружила с детьми мужа и его учениками - молодыми художниками.

Я любила бывать в их маленькой квартирке на  юго - западе Екатеринбурга, где царствовал Его Величество Дух!  Там всегда что-то происходило: звонки, переговоры, подготовка к выставкам, которых было немало, общение с друзьями- художниками, поэтами, учениками по школе Хожателева.  Иногда я приезжала с друзьями, чтобы не упустить возможность познакомить  их с этими удивительными людьми.

Нас всех объединял один день в году.  Это был даже не день рождения   Василия Ивановича.  Это было  Девятое Мая - День Победы, праздник, которого он по настоящему ждал.  Специально к этому дню Тамара Максимовна заказала в военном ателье  китель, в котором  Василий Иванович был похож на возрастного Фиделя; он очень ему шел.

В этот день я пекла большой капустный пирог, так любимый Василием Ивановичем. .  Накрывали праздничный стол, объединявший детей, внуков, друзей. К вечеру оставались его ученики, собирались на кухне для более тесного общения со своим учителем, которое было так важно всем.

Две тысячи двенадцатый год.  Накануне праздника по телевизору случайно увидела  рекламу большого праздничного концерта, посвященного Дню Победы. Поет  известный в Екатеринбурге и стране тенор  Архимандрит Гермоген (Еремеев). Сразу в голове мысль: побывать на этом концерте. Василий Иванович уже плохо ходит, давно нигде не был. Приобретаем билеты.  Девятого мая, как всегда, много гостей.  Недолго  посидев  за столом, извинившись, просим продолжить празднование без нас. Объясняем, что везем Василия Ивановича на концерт.
Добираемся с трудом. Центр перекрыт, кругом пробки. Но все же успеваем! Метров за пятьдесят до театра оставляем машину. Под руки, бережно ведем Василия Ивановича. Он – в любимом кителе с орденами и медалями.

На подходе к театру Василия Ивановича земными поклонами встречают юноши и девушки из прихода Отца Гермогена. Медленно поднимаемся на второй этаж. Тысячный зал ТЮЗа отливает бархатом и блестит позолотой. Начался концерт. Боковым зрением слежу за Василием Ивановичем: он - счастлив!

После этого была презентация его последней книги стихов в музее Владимира Семеновича Высоцкого, которого он бесконечно любил. На обложке сборника всеми цветами сияла его любимая Раскатиха.

Природа – чудная оказия!
Мир стар, но он и вечно нов.
Какое форм разнообразие,
Какая тьма полутонов!
С годами я гляжу все строже
На мир через мое окно.
И все милей мне и дороже
То, что Творцом сотворено!
Гляжу без тени умиленья,
Без аханья, но все равно
Мое природой восхищенье
Предвосхищения полно,
Предугаданья и прозренья,
Причин и помыслов Творца,
Который дал мне в постиженье
Мир без начала и конца.

Четвертый год Василия Ивановича нет с нами. Остаются его стихи, картины, дети, внуки, его любимые ученики. Еще бодра и так же неугомонна Тамара Максимовна. Я верю, что где-то в самых высоких Измерениях Василий Иванович со своими любимыми друзьями-поэтами: Борисом Марьевым и Славой Терентьевым продолжают писать новые стихи. А нам остается - помнить и любить!

P.S.  После того концерта журналисты православной телекомпании «Союз» взяли у Василия Ивановича интервью, и создали удивительно теплый сорока минутный фильм. Вы можете посмотреть его в интернете; смотри «Творческая мастерская Брыжко».


Рецензии
ЛЮБОВЬ!
Как здорово,что вы написали о Замечательном Человеке!
Ведь о некоторых только мы и можем написать.
Это следует делать.
Достойным людям - достойную Память.

Я желаю вам счастья.

Вера Набокова   28.06.2021 18:51     Заявить о нарушении
Дорогая Вера, спасибо Вам за теплый отзыв! Я счастлива,что мой небольшой рассказ о моих друзьях, который я вынашивала поти год, наконец увидел свет и находит такой отклик в сердцах людей. С благодарностью.

Любовь Никитина   28.06.2021 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.