Партизанские чижики

    
  Мирная картина получается. Но шла война. Немцы в деревне бывали редко. Хозяйничали наши: полицаи, бургомистр, сельский староста Сапенок. Потом сменил его Кузьма Лозовский. И как назло все они были отцами моих друзей, которые, как и я, были патриотами и испытывали страшную ненависть к фашистам.
  Начали отбирать хлеб, забрали нашу корову Дымку. Старших ребят вербовали в полицию. Дружил я по-прежнему с Гришей (Яном). Известная это была в селе пара - Ян и Кидя. Друзья закадычные. Ян год, когда я учился в Стародубском педучилище, еле выдержал без меня. А теперь в оккупационном своем селе мы наверстали упущенное время разлуки. Отец Яна участник гражданской войны, красногвардеец. Контужен был, а инвалидность в селе в то время не почиталась. Инвалидов высмеивали. Над ними издевались, глумились. И Степан Панфилыч - отец Яна - подвергался таким насмешкам.
  У Яна был старший брат Николай. И вот однажды к их дому подъезжает немецкий мотоцикл, в коляске которого восседает Николай - гришин братец - в немецкой красивой форме. Значит, предатель. А сестра его Мария, когда в Ленинграде начались бомбежки, с дочерью приехала в нашу Тарасовку. И ... Закрутила тут любовь с немцами, с полицаями и с другой разной сволочью. Гриша не мог этого переносить. Он стал все больше находиться у нас. С матерю моей дружил, любил ее, неграмотную, но умную, хорошо понимавшую нас.
 
  Хотя я был осторожен, но в селе замечали мое отношение к событиям. У меня всегда были листовки. Заходили часто партизаны. Давали задания. Помогала и мать. Она со своей подругой Ксенией Розявко выпекала в нашей печке хлеб для партизан. В лесу "Красный Бор" я разыскал и посетил партизанский отряд. Впервые увидел там ротный миномет. И разочаровался. Я ведь уже наслышался об этом грозном оружии. А тут маленькая такая игрушка. Я об него споткнулся.
  Просился взять в отряд. Не взяли: "Не дорос ты еще до оружия, - сказали, - ваша помощь в другом". Меня и ребят, помогающих партизанам, они называли "чижиками".
  В мае 1943 года в день нашего сельского праздника "Вознесение" к нам в село пришел весь партизанский отряд. Партизаны разошлись по улицам, заходили в гости в хаты, угощались. Получился праздник. Вечером было весело, играла гармошка. Полицаи в лесу попрятались. Немцы после этого наше село возненавидели. Стали забирать все. Много скота угнали (оставили только лошадей, чтобы работали.)
По поручению командира отряда с нами занимался молодой партизан Вася. У нас с мамой часто бывал. Даже ночевал иногда. И вот немцы дали приказ: с каждого двора воз сена нужно отвести в район (Понуровка). Это для немецких лошадей и для отправки в Германию. Операцию Вася с нами разработал простую. Жаль, что нельзя было в ней участвовать Яну из-за своих брата и сестры. С болью я сохранил задуманное в тайне от друга.
      
  Обоз с сеном в Понуровку должен был идти через лес. А там партизаны. Значит - нет пути. Надо ехать в объезд. Это далеко. Но для немцев надежнее. При обозе два полицая. Но были и наши сообщники (крестьяне из села). Решено было готовое сено уничтожить на колесах. Изготовили луки. Концы стрел - крупные гвозди - обмотали паклей. Вася выдал пузырьки с бензином и спички (несколько штук и коробок). Рано утром мы вышли на указанное место, засели в кустах. Я оказался рядом с Володей Голышко. У меня отец дьячок, а его отец был священником. Стали ждать. И страх и волнение. Показался первый воз. Когда обоз поравнялся с нами, Миша Руденок (бывший завклубом) скомандовал "Огонь!" В возы с сухим сеном полетели огненные стрелы. А наш доверенный в обозе прокричал: "Освобождай лошадей!" Я только видел, как запылало сено. Возы обхватило огнем. Мы сбежали. Уже потом мы узнали, что лошади целы и здоровы, да и телеги почти не повредились. А сено превратилось в негодность. А потом, чтобы напомнить знающим об этой операции, кто-нибудь из нас запевал нарочно: "Распрягайте, хлопцы, коней!" Обошлось, никто не занялся расследованием этого дела. Ведь произошло все далеко от села. Списали, наверное, на партизанский отряд.
  Собрали урожай. Для немцев свозили и сдавали под конвоем зерно в церковную колокольню. Заполнили ее всю. Наши "чижики" сообщили об этом в отряд им. Чапаева (командир Кошелев), который действовал кроме нашего Стародубского, в Погарском, Трубчевском районах. За ночь партизаны зерно перевезли в лес.
  И много еще подобных дел приходилось проворачивать в несдающемся нашем селе.


Рецензии