Путь к причалу. реж. Георгий Данелия. 1962г

Бесспорно, лучший фильм Данелии. Позже он стал снимать уморительное грузинское кино про советских людей, наверное, потому, что их так было легче выносить. Грузины до сих пор, если вы к ним приезжаете, демонстрируют вам быт и обычаи, как если бы они только что вышли из  «Не горюй» и «Мимино». Потом, правда, они начинают предъявлять претензии к России, выясняется, что у них достаточно нервные отношения в семье, но всё это не мешает им хоть ненадолго пускать вам пыль в глаза и выглядеть беззаботными гостеприимными придурками. «Афоня», «Джентльмены удачи», «Я шагаю по Москве» - это примеры шутовского грузинского двоедушия на русской почве. А вот «Путь к причалу» - неожиданно мужская романтика вольных морей, о которой мечтали затюканные советскими порядками художники и мальчишки. Без сомнения, её привил фильму Виктор Конецкий, бывалый моряк, лишённый легкомыслия писатель. Мы видим суровый край, суровых людей, суровую стихию студёных вод, но фильм не тяжёлое занудство. Юмор, суховатый и яркий, искрится здесь как бенгальский огонь. Сохраняя серьёзность, шутят все кому не лень,  приглушённое острословие явно приправа к нелёгким будням корабельной рутины. Это не «Афоня», где пустую жизнь алкоголика разбавляют люмпенским зубоскальством, отчего существование главного персонажа и страны кажется ещё более никчемным. Перед нами боцман с исключительным именем Зосима, он самоотверженно повоевал в Отечественную, но стареет и спивается, и юнга, чья юная душа переполнена романтическим бредом о людях, море, мире. «Ты гальюны чистил? –  грозно спрашивает его боцман, когда тот заходит к нему в каюту со шваброй. - Нет, я с Вас начал!» Боцман стар и у разбитого корыта. В увольнительной на берег портового города он встречает боевого товарища. Оба напиваются и ссорятся из-за пустяка. Потом он встречает женщину, от которой у него, оказывается, сын. И я не знаю более щемящей сцены в мировом кино, когда эта бывшая любовь приводит его к себе в тоскливый дом и выкладывает из авоськи хлеб, макароны.  Женщины всегда проигрывают в любви. Для утешения им остаются успешные дети. Сын, которого увидит Зосима боцман, поражает его до глубины души, и он решает возродиться. Как в дурацких ганстерских фильмах про желающего завязать бандита, возродиться Зосиме не дадут. Единственное, что позволит ему советская, впрочем, и  христианская и либеральная идеология, - это умереть с достоинством. Что касается юнги, то, зная чем кончил боцман, мы не должны сомневаться относительно его судьбы: романтики в России чаще всего спиваются.


Рецензии