Малка, Вольный Аул Повторение для особых
«Ваши проблемы вызваны не тем, что вы чего-то не знаете, а тем, в чем вы уверены наверняка, но ваши знания при этом ошибочны», — Джош Биллингс
У каждого среди знакомых найдется тот, кто считает, будто он умнее, чем на самом деле. Но прежде, чем судить такого чудака, сначала убедитесь, что вы сами не подвержены влиянию эффекта Даннинга-Крюгера.
Эта теория была разработана учеными Корнеллского университета Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом. Им удалось установить, что когнитивное искажение происходит в тот самый момент, когда люди не могут объективно оценить свой уровень компетентности или некомпетентности для выполнения определенного задания, либо которые считают себя более компетентными, чем они есть на самом деле.
Данная теория широко известна и под названием «Гора глупости». Согласно определению в словаре Urban Dictionary, «Гора глупости» - это место, где у вас имеется достаточно знаний о предмете, чтобы о нем говорить, но не хватает мудрости для сбора полной информации или чтения дополнительной литературы по теме.
Что такое эффект Даннинга-Крюгера?
Это метакогнитивное искажение, предполагающее, что человек верит, будто он умнее и компетентнее, чем на самом деле. Впервые данное понятие было упомянуто Крюгером и Даннингом в их исследовании «Неквалифицированные и не знающие об этом: как трудности определения человеческой некомпетентности приводят к завышенной самооценке».
По своей сути, теория показывает, что люди с низкой квалификацией не умеют критически мыслить и неспособны понять, насколько их квалификация является низкой. Это приводит к появлению у них ошибочного чувства полноты своих знаний и высокой компетентности.
Другими словами – это когда человек слишком глупый, чтобы осознать степень своей глупости.
В чем состояло открытие?
Даннинг и Крюгер определили, что наиболее опасной является ситуация, когда люди имеют лишь поверхностные знания о предмете. Эта идея знакома человечеству уже несколько поколений подряд. Так, еще в 1709 году Александр Поуп написал в своей книге «Опыт о критике» следующую фразу: «Полузнайство – вещь опасная». Или, как сказал юморист Джош Биллингс, «ваши проблемы вызваны не тем, что вы чего-то не знаете, а тем, в чем вы уверены наверняка, но ваши знания при этом ошибочны».
Итак, что мы имеем
Все беды кабардинских историков весьма, безмерная любовь к искажению истории и желание желаемое выдавать за действительное.
Вашему вниманию будет представлены документальные источники от самого кабардинского историка Х.М. Думанова и будут представлены комментарии, как и каким образом одни и те же факты приобретали совсем другую версию противоположную от истины.
Представленныя вам материалы « Из документальной истории Кабардино-Русских отношений: Вторая половина XVIII—первая половина XIX в.», Нальчик, изд. «Эльбрус», 2000 г., составитель доктор исторических наук, профессор Х.М. Думанов.
Сия книга это перепечатка господином Думановым сведений из Архива Главного Управления Наместника Кавказского,
«Акты собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею», Том, VII., Издан под ред. Председателя Комиссии д.с.с. Ад. Берже., Тифлис, 1878, Типография Главного Управления Кавказского.
Думанов печатал избирательно, что нравилось…
Страница 357:
1.
Предписание ген. Ермолова ген.-м. Сталю, от 30 го августа 1822 года. Екатериноград
Сообщаю в. пр. в копиях изданныя мною в Кабарде постановления, за точным исполнением коих поручить извольте иметь бдительный надзор.
Артиллерии полк. Кацарева, хорошо знающаго дела Кабардинския, назначаю начальником всех войск в Кабарде под непосредственным распоряжением вашим. Но как домашния дела его требуют увольнения в отпуск, то по отъезде его поручить там начальство полк. Подпрятову. В пр., из учреждения мною временного Суда увидеть изволите, что, предоставляя весьма в редких случаях разбирательство духовным особам, удаляю и сильное влияние невежественнаго и большею частью глупаго духовенства которое доселе, присваивая власть суда единственному своему произволу, было причиною всех в Кабарде неустройств и по озлоблению против христиан не только не воспрещало делаемыя ко вреду нашему злодейства, но изощряло на оныя Кабардинцев.
В. пр., извольте поставить в обязанность начальникам в Кабарде, чтобы в поступках их с владельцами в сих последних старались внушить чувство достоинства, соответственное носимому ими званию. Доселе в людях некоторых лет одно богатство, не взирая на образ поведения в молодости, убийство и воровство давали право на уважение, и потому редкий молодой человек из лучших фамилий не искал быть знаменитым разбоями, а наклонности спокойныя и удаления от злодейств почитались пороком и обращались в посмеяние.
Строго наблюдать должно за искоренением сего разврата, и первыя преступления, паче в высшем состоянии, без снисхождения должны быть наказаны. Не оставлять без награды дела добрые. Случиться может, что бежавшия за Кубань или скрывающиеся в горах мошенники, раскаясь в преступлениях, пожелают переселиться в Кабарду: предоставить начальнику по усмотрению позволять переселение, налагая штраф или возвращением
имеющихся у них пленных — Русских выкупом оных от других. Но никаких переговоров с таковыми иметь неприлично, ни же допускать какое-либо посредничество: просить прощения должны сами виновные…», с.358.
СТРАНИЦА 358:
2.
То же, ген.-м, Вельяминову 3-му, от 22-го мая 1823 года
Из сведений, доходящих о нападениях Закубанцев известно, что беглые Кабардинцы не только участвуют в оных, но всячески стараются возбуждать против нас разбойников и, зная места, служат провожатыми партиям.
Я разрешаю в. пр., в случае если кто из бежавших за Кубань Кабардинцев достанется в руки наши, таковых за гнусную измену и наносимый вред наказывать смертью.
СТРАНИЦА 361:
3.
Всеподданнейшее донесение ген. Ермолова, от 17-го сентября 1824 года. Кабарда
По укрощении безпокойств в Большой и Малой Кабарде, с 1804 года продолжавшихся, признал я вернейшим средством к предупреждению оных на будущее время затруднить, сколько можно, сношения Кабардинцев
с другими непокорными еще нам хищническими народами.
Для достижения сей цели со стороны Закубанцев все находившиеся
между pp. Кумою и Малкою Кабардинския аулы переселены на правый
берег сей последней реки, а на пространстве между обеими реками во
всех тех пунктах, где сходятся удобныя к проезду дороги, учреждены
военные посты и укрепления;
на самом же берегу р. Кубани, при ея вершинах, поселены вышедшие с противоположной стороны Ногайцы, которые должны
ответствовать за всякое хищническое от Закубанцев через занимаемыя ими земли покушение; сверх того, на сем же пространстве, по воспоследовании Высочайшаго В. И. В. соизволения о переселении Линейных козаков,
предполагается водворить в удобных местах козачьи
станицы.
Со стороны Чеченцев Кабарда хотя и ограждается только прежде еще учрежденною линиею укреплений по р. Сунже, но за всем тем степи между сею рекою и Тереком, по совершенном опустении Малой Кабарды после бывшей заразы остающиеся безлюдными, давали им возможность
врываться в наши границы...»
КОММЕНТАРИЙ: Из этого документа становится известным, что все Кабардинские аулы, поселения между Кумою и Малкою в 1822 году переселены на правой стороне Малки и таковое состояние сохранится до 1863 года.
Переселение кабардинских поселений было вызвано их нападениями на мирные казачьи станицы, на посты, за убийство и грабёж.
Пост – Каменный Мост на реке Малке преграждал путь левый берег Малки, не только для жительства, но и даже для содержания скота любого вида и любого количества.
Поэтому утверждения любого кабардинского историка, равно и любой национальности, принадлежности и любые предания и рассказы о Кабардинской территории за рекой Малкой, как исконно кабардинские являются искажением исторических фактов.
Как ранее нами было установлено, из сведений Э. Ленца, Ж. Бесса в период нахождения экспедиции Емануеля с 27 июня по 1 июля 1829 года на посту Каменный Мост, никаких встреч, и никаких делегаций ни с какой стороны не было.
Принятые ранее в советский период историками версии, что в 50-е – 90- е годы XX века о встречах делегаций кабардинских, карачаевских, балкарских представивших проводников генералу Емануелю, во время его нахождения с экспедицией в укреплении Каменный Мост, документально, не подтверждается.
Первая встреча делегацией карачаевцев состоялось в местности Харбас: 6-7 июля 1829 года, на территории Карачая.
Мы имеем документальные доказательства подлога и искажения исторических документов, связанных с этой экспедицией.
Публикуемые сведения из этого разряда.
Возвращаясь к такому понятию, как «Зольские пастбища», хотим дополнить наш комментарий в 1829, и даже 1863 годах, не было такого понятия, как «Зольские пастбища». Были «Плоскостные земли, Нагорная полоса, Кордонные земли.
4.
Страница 366:
Предписание ген. Ермолова ген.-м. Вельяминову 3-му,
от 31-го октября 1825 года. Секретно
Я получил рапорт в. пр. о смерти Кабардинцев Джембулата Кучукова и Канамата Хасаева и не могу усомниться, чтобы подозрения насчет поведения их и намерений не были основательными, ибо наглое неповиновение
их и дерзкая решительность сопротивляться оружием обнаруживают чувство виновности и отчаяние в прощении.
Ослушников, прибегнувших к оружию, нельзя было щадить и оставить без наказания; но сколь ни справедлива мера сия, найтись могут люди неблагонамеренныя, которые кривым истолкованием действий начальства постараются внушить недоверчивость к оной и при настоящих безпокойствах возмущать народ,
слепо повинующийся своим владельцам, коих изменаничеокия свойства слишком известны: то, в. пр., извольте сделать, по мере возможности, распоряжения, которыя препятствовали побегу за Кубань.
В теперешнее время путь чрез горы час от часу делается более затруднительным, и потому вы сохраните прежнее, учиненное вами расположение войск на Канжале и Хасауте, как пунктах наиболее важных.
Не дерзнут они на бегство в открытой земле, ибо не в состоянии будут увлечь с собою простой народ с имуществом и семействами, а Закубанцы не в состоянии дать им такой помощи, которая в подобном предприятии могла
бы оградить их от опасности.
С наступлением зимы представятся многия удобности и со стороны нашей уменьшатся средства им в том воспрепятствовать и потому необходимо взять под присмотр тех из узденей, которые наиболее склонны к безпокойствам, имеют связи с бежавшими за Кубань и, присоединясь к ним, могут быть злодеями.
.... Хотя меры крутыя нередко бывают неприятными, но с таким
изменническим и неблагодарным народом, каков Кабардинский, сама
необходимость заставляет употреблять их. Одно действие власти может,
внушая страх, удерживать их от злодеяний, и потому вы обязаны озаботиться
только приличнейшим прощением сих мер, как единственнаго обуздания...»
СТРАНИЦА 377:
4-го февраля 1829 года:
Параграфы 5 и 6. О возвращении земель, взятых от Кабардинцев,
И укреплении таковых в их владение и о возвращении в особенности земель, около соляных озер на новом поселении Волгского казачьего полка находящихся
… Замечания ген. Эмануеля.
Кабардинцы претендуют вообще на все земли, которые принадлежали Кабарде до 1822 года, т. е. до наказания, понесеннаго ими от правительства
за грабежи и убийства, производившиеся ими на Кавказской Линии.
В этом же году ген. Ермолов действительно обещал им оставить прежние владения, если бежавшие в горы Кабардинцы возвратятся опять в Кабарду и если будут жить покойно; но потерявшие ез них при данном наказании имущество свое, желая удовлетворить себя посредством грабежей за счет Русских, не только с Закубанцами производили хищничества в наших границах, но склонили к тому многих и из оставшихся в Кабарде жителей, у которых при вторжениях имели и всегдашние пристанища. Начальство местное, истощивши кроткие меры к удержанию Кабардинцев от таковых поступков, наконец, за участие их в разграбление Солдатской станицы, в прошлом 1825 году, вынуждено было вновь наказать их. Следовательно, жалоба их на неисполнение обещания ген. Ермоловым в разсуждении земель ложна.
Впрочем, правительство, занимая по обстоятельствам бывшие Кабардинские земли нашими поселениями, всегда достаточно оставляло их для настоящего
народонаселения Кабарды. Доказательство этому то, что теперь, после переселения уже линейных полков, Кабардинские владения простираются от Екатеринограда до р. Кубани верст на 100, а от земель, принадлежащих
Хоперскому, Волгскому и Горскому полкам, до р. Малки от 40 до 60-ти верст…», с.379.
Комментарий: До реки Малки!!!
4.
ген -м. кн. Горчакову, от 29-го июня 1826 года. Секретно
В проезд мой из Екатеринограда встречен я был большою
частью князей Кабардинских и многими лучшими
из узденей…
Обманувшия Кабардинцев ожидания могут произвести между ними безпокойства, и как между ними многие злейшие мошенники не престают каждое из распоряжений правительства толковать в превратном виде с
намерением произвести замешательства, то, в. с., не прежде извольте приступить к составлению Суда, как взяв меры предосторожности против побега Кабардинцев, на что они по совершенно подлым свойствам их и
особенной глупости всегда готовы. Подполк. Швецов думал отложить составление Суда до того времени, как выпавший в горах снег сделает затруднительными пути к бегству; но я надеюсь, что и без содействия снегов
обойтись возможно. Впрочем, нет нужды приступать к тому ранее, как по прошествии жаров, то есть в начале сентября месяца.
T. VI. Ч. II. С. 466— 478. 24 X. Думанов
Кабарда
Отношение гр. Дибича к ген. Паскевичу,
4-го февраля 1829 года
Параграфы 5 и 6. О возвращении земель, взятых от Кабардинцев,
ж укреплении таковых в их владение и о возвращении
в особенности земель, около соляных озер на новом
поселении Волгского казачьего полка находящихся
Объяснения Кабардинских князей и узденей. Земли не только за р. Малкою, прежде Кабардинцам принадлежавшие, но даже и в самой Кабарде, начиная от кр. Владикавказской до Кубани, которые были уже разделены между народом, отняты под крепости и для казенных сенокосов без всякой платы за них.
Кабардинцам, что ген. Ермолов прокламацией, в 6-й день июня 1822 года народу данною, подтвердил и, обещая не отнимать у Кабардинцев земель и
другой собственности, позволил возить для скота с Кубанскаго соляного озера грязь, за каковою и ездили Кабардинцы каждое лето по билетам начальника Кабарды караванами; равно на Золке и Этоке пасть окот и табуны
и поить их на тамошних соляных озерах позволил, чем и пользовались до 1825 года;
Теперь беглые Кабардинцы, если находят еще пристанища, удобные для хищничества в наших границах, то это в Большой Чечне, куда проезжают
из-за Кубани через земли Карачаевцев. При всем усилии моем, я не мог ни из чего и ни от кого узнать, по каким причинам Карачаевцы, соседственный нам народ, допущены в прошлом 1826 году к выдаче паше Анапскому аманатов, тогда как они от Закубанцев отделяются р. Кубанью и как лет за 15 перед этим признавали зависимость свою от нашего правительства….», с.380
Страница 381:
Параграф 8. О позволении занимать жилища в высших горах тем из Кабардинцев, за поведение которых князья ручаются
Объяснение Кабардинских князей и узденей. До 1822 года, т. е. до возмущения Кабардинцев и до побега их в горы и за Кубань, народ большею частию занимал под жилища свои возвышенности гор, как места, удобнейшие и здоровые для содержания в летнее знойное время
скота; но после последняго возмущения в прошлом 1825 году ген. Ермолов совершенно запретил селиться близко гор даже и самым надежным в преданности людям, от чего во время сильных жаров на равнине нередко
бывает падеж скота и народ от того разоряется.
Замечания ген. Эмануеля. Кабардинцы, будучи выселены в прошлом 1822 году из гор на равнины и по причине кордоннаго надзора не находя прежнего удобства хищничествовать в границах наших и скрывать у себя хищников, до 1825 года не переставали жаловаться на неудобство содержать скот на равнинах и по мере позволения занимать горы не переставали делать побеги к Карачаевцам и за Кубань, а отуда производить хищничества. Ген. Ермолов, удостоверившись от благонамеренных из Кабардинцев, что скот их также удобно водится и на теперешнем жительстве, как прежде водился в горах, после побега некоторых из них в 1825 году за Кубань, запретил навсегда коварныя жалобы на равнины и просьбы о горах.
Впрочем, и сами жители Кабарды, при разспрашивании моем о том, объяснились, что им по привычке только кажется лучше жить в горах, нежели на равнинах.
Страница 382-383:
« вольный аул, при укреп. Нальчикском написан с маленькой буквы, что означает, это не отдельное поселение, а при укреплении временно размещенный народ…»
Параграф 9. О прощении Кабардинцев, возвращающихся
из за Кубани и за будущее поведение которых князья будут ручаться Ген. Ермолов в отвращение бесцрерывных побегов Кабардинских
владельцов в горы и за Кубань объявил в прошлом 1822 году прокламацию: ...все те рабы, которыя прежде беглых владельцов своих выйдут из гор или
из-за Кубани в Российские границы, получат вольность. Это столько подействовало на угнетенную Кабардинскую чернь, что беглецы владельцы были в опасности лишаться всех своих крестьян; но они успели, однако
же, удержать их угрозами в том, что они сами возвратятся в Кабарду и бежавшим будут мстить смертью.
Впрочем, с 1822 года по это время выбежало из гор и из-за Кубани Кабардинских подвластных и крестьян
до 500 душ, из которых 320 поселены в так называемом вольном ауле при укреп. Нальчикском,
а последния живут, по желанию своему, в аулах разных владельцов. СТРАНИЦА 383 КНИГИ ПОД РЕДАКЦИЕЙ СОСТАВИТЕЛЯ Х, М, ДУМАНОВА
Комментарий:
Кабардинский историк Х.М. Думанов, считает, что Барамта – это кабардинское название поселение, которое, как «Вольный Аул» известно с 1823 года и это несмотря на те обстоятельства, где он сам лично является редактором-составителем рассматриваемой книги. Где на странице 383 его книги перепечатываемой VII Тома Актов…1878г., на 867 указанных Актов, и на странице 383, книги самого Х.М. Думанова написано: «Кабардинских подвластных и крестьян до 500 душ, из которых 320 поселены в так называемом вольном ауле при укреп. Нальчикском, а последния живут, по желанию своему, в аулах разных владельцов…»
ВОЛЬНЫЙ АУЛ – Такого поселения, ни в 1823, 1825, 1829, 1838, 1849, 1863, 1870, 1898, 1910 годах такого поселения, как «Вольный аул» или «Бэрэмтеэ» не было.
Думанов, на странице 23 своей книги «Киллар Хаширов: Исследования и Материалы», КМВ, 2009г., восклицает: «Мог ли прославленный российский генерал Емануель не знать, кто такие «вольные кабардинцы»?
Откуда было генералу Емануелю знать, что в этом вопросе хотел знать, сам Думанов?
Нет, Емануель, решительно не мог знать, какие могут быть «кавказцы», «интеллигенты», такие, как, доктор исторических наук, профессор Х.М. Думанов, умеющий и могущий, искажать историю его жизни, его чести и достоинства русского генерала, когда на той же странице 23, своей книги фальсифицировал историю, а, по простому народному выражению, писал ложь: «По вопросу «о прошении кабардинцев, возвратившихся из – за Кубани и за будущее поведение князей» Емануель писал: «Генерал Ермолов в отвращение беспрерывных побегов владельцев в горы и за Кубань объявил в 1822 году их крестьянам свободу... Впрочем, с 1822 года по это время выбежало из гор из-за Кубани кабардинских подвластных и крестьян до 500 душ, из которых 320 поселены в так называемом
Вольном Ауле при укреплении Нальчикском…»
Это при том, что, как мы указали странице 383, книги самого Х.М. Думанова написано: «Кабардинских подвластных и крестьян до 500 душ, из которых 320 поселены в так называемом вольном ауле при укреп. Нальчикском…»
Господа присяжные! Зафиксируйте ложь от доктора исторических наук, профессора, Хасана Мухтаровича Думанова!
А это, Вымыслы и ложь от А. Хаширова:
Рецензия на статью: Зельницкая (Шларба) Р. Ш. Эльбрусская экспедиция 1829 г.: этнический и историко-географический аспекты // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 5. С. 28-33 Хаширов А. В
«В 2019 году вышла монография А. В. Хаширова «Первовосходитель на Эльбрус: факты и вымысел» [Там же], посвященная рассматриваемому вопросу. В ней подробно проанализированы все версии по обсуждаемой теме. В целом необходимо констатировать следующее: в нескольких первоисточниках достаточно точно указан маршрут движения экспедиции 1829 года генерала Емануеля, и она проходила по территории Большой Кабарды.
В летнее время на отгонных пастбищах от редута Каменный мост (современное селение Каменномостское, Кабардино-Балкарская Республика) до верховьев р. Малки находилось большое количество кабардинцев, поэтому их присутствие в экспедиции является скорее закономерным.
Высоты от уровня моря на плоскости пастбищ в тех местах достигают до 2500 м, что намного выше, чем в селениях Хурзук (1450 м) и Верхний Баксан – бывшее селение Урусбиево (1590 м), откуда родом мог быть предполагаемый автором статьи первовосходитель на Эльбрус – представитель карачаевского или урусбиевского (балкарского) этносов.
Соответственно, акклиматизационная готовность у кабардинских пастухов была выше. Во всех первоисточниках первовосходитель на Эльбрус записан кабардинцем или черкесом. В двух из них указана фамилия Хаширов, которая является этнически кабардинской и встречается в других архивных документах того периода. Ж.-Ш. де Беш точно зафиксировал название селения, откуда был родом Килар – житель Вольного селения на реке Нальчик, а это историческая территория Кабарды.
Рассмотрев все аргументы и свидетельства первоисточников, можно сделать вывод о том, что в 1829 году маршрут экспедиции проходил по землям Большой Кабарды, а не Карачая, и первым на Эльбрус взошел кабардинец Килар Хаширов, житель Вольного аула на реке Нальчик…»
Комментарий:
1834 год – Расселение кабардинского этноса на территории Балкарии Князь Иван Шаховской, офицер топограф, разведчик русской армии «Записка о действиях и обозрениях…»
«от речки Гунделей (Гунделен устье реки Баксана - Х.Т.) по ровному лугу вниз 6 верст до брода чрез Баксан опять на правый его берег, потом подымаемся прямо вверх на гору и, пройдя чрез несколько довольно глубоких лощин, на 6 верстах от подъема спускаемся к ручью Кишбек (Кичибек -балкарское название ручья. Кичи- маленький, Х.Т.), по левой стороне которого в 7 верстах доходит до аула Наврузова (современный Исламей – Х.Т.). Выехав из сего последнего на плоскость (то есть холм по Кишибеку (гора Кызбурун) рассматривается, как граница гор между балкарцами относительно 1834 года – Х.Т.), чрез 6 верст встречается река Чегем, на левом берегу коей лежит аул Куденетова, а на правом-аул князя Мисоста;
а от оного повернув к горам Кавказа, надобно ехать до аула Куденетова на речке Шалухе и 6 вёрст до Налчика…
От крепости Налчик по направлению NE 15 градусов идет дорога к Чегему;
отъехав верст 5, овраг Шкафанс, от оного версты 2 – речка Шелуха, на коей с левой стороны два аула, и между оными идёт дорога к аулу Мисоста Атажукина, до коего от Шелухи версты 4; от аула князя Мисоста Атажукина, переехав чрез Чегем на левую сторону по направлению NE 10 градусов, чрез 7 верст подъезжаем к ручью Кишпек (Кичибек), от Кишпека до Баксана 3 версты – аул Гусейна Тамбиева;
от Баксана до горы Истольбы на оный, называемый Сын, 4 версты направление дороги NO 20 градусов, до кургана 8 верст, от оного 1 верста до реки Куркужин, и, проехав 6 верст реки Кайтуки, от оной в одной версте аул князя Мисоста Атажукина, называемый Катхановым, на правой стороне Малки, ниже станицы Новомарьинской (Беломечетской), верст 6.
От столба же Сын (Сын-вертикально стоящий камень – с балкарского языка, Х.Т.) идет другая дорога под углом NE 50 градусов, а Баксан вверху E 37 градусов, от столба до Куркужина 8 верст, вверх по оному 2 версты, от оного до Малки 8 верст, на левой стороне аул Кармова, ниже известного поста..», (Ташкёпюр - Балкарское название поста Каменномостское, Х.Т.)
И
Платон Зубов, «Картина Кавказского Края, принадлежащаго России, и сопредельных оному земель…», С.Петербургъ, 1833 год: «…1.Карачаевцы обитают у северных предгорий Эльбрускаго кряжа и по трём отрогам онаго, простирающимся в виде ветви. Горный хребет, из коего истекает река Баксан, отделяет Карачаевцев от большой Кабарды; на Полдень сопредельны им Суаны, а на север Алтыкезеки. Главнейшие их аулы расположены по правому берегу Кубани, которую плодоносная равнина. Они большей частью занимаются скотоводством; имеют значительные табуны превосходной породы лошадей… Грузины их называют Карашагети. 2. Чегем, получившие таковое название от реки сего имени, выходящей в их пределахъ. Грузины их называют Джики. Чегемы отделены на восток от Балкаров высоким снежным хребтом; на Юге главным кряжем Кавказа от Имерети и Мингрелии; на запад сопредельны Карачаевцам, а на Севере: большой Кабарде. 3. Балкары или Малкары, отделены от Имерети главным кряжем Кавказа; от большой Кабарды хребтом гор, называемых Кашкитау; к востоку и юго-востоку сопредельны осетинам, а западу – чегемам…»
То есть в 1833 году граница балкарских обществ и Карачая: Балкарского, Хуламского, Безенгиевского общества с Кабардой на севере – это гора Кашхатау, чуть выше современного кабардинского села Шалушка.
Чегемское общество и Баксанское общество граничат с Кабардой по горам Кашхатау и Кызбурун. Карачаевцы граничат с кабардинцами по левобережью Баксана и правобережью реки Малки.
P. S.
Историю когда, и как был создан поселок Вольный, мы продолжим в следующем материале.
Столько лжи читать мне трудно, а писать обо всем ещё труднее, когда ещё и слышишь это лицемерие из видео - информации.
Хадис Тетуев, 08.05. 2021 г.
Свидетельство о публикации №221050801366