Психосоматическое здоровье священнослужителей

       Подводя итоги своей профессиональной биографии, вспоминаю, как за несколько десятилетий психологической практики мне удалось принять участие в многочисленных международных научных симпозиумах, конференциях и конгрессах в различных уголках мира и России. Назову лишь некоторые: Объединённые Арабские Эмираты (Дубай), Соединённые Штаты Америки (Сан-Франциско, Оклахома, Дейтон, Чикаго), Бразилия (Сан-Пауло), Греция (Афины, Волос), Уругвай (Монтевидео), Сербия (Ниш), Украина (Киев), Татарстан (Казань), Кипр (Никозия), Ливан (Бейрут), Молдова (Кишинёв), Литва (Вильнюс), Белоруссия (Минск), Оренбург и т.д. Причём иногда на одних международных симпозиумах авиационная психология, на других – духовно-ориентированная психология были представлены от России единственно в моём лице – так уж получилось.
       Участие в тех незабываемых мероприятиях было для меня, во-первых, научно и профессионально интересно; во-вторых, психологически и духовно полезно; в-третьих, давало возможность поддерживать практические знания английского языка на достойном уровне. Несомненно, было много и иной пользы. Знакомство с результатами научных трудов, открытий и достижений мирового уровня обогатило мой личный и профессиональный опыт и пополнило багаж знаний в интересующих меня областях практической психологии, а именно: в психологии труда и профессий, в авиационной психологии, в психологии творчества, психологии общения, психологии личности, психологии мышления, наконец, в духовно-ориентированной святоотеческой психологии.
       Конечно, всё это было не без помощи Божией, и я понимаю, что Бог дал мне подобный опыт, чтобы делиться полученными знаниями на своих психологических консультациях и использовать интересную информацию в своих статьях, докладах и публикациях.

       *******

       Местом проведения Международной конференции по православной психотерапии в сентябре 2012 года был выбран древний греческий город Волос, с населением менее ста тысяч человек, расположенный на побережье залива Пагаситикос Эгейского моря, у подножия Пелиона – самой красивой горы Греции, как о том повествуется в греческой поэзии и мифах древней Греции.
       На этой греческой конференции я выступала с докладом на английском языке «Философия духовно-ориентированной психологии», построенном на моём личном профессиональном опыте психологической помощи людям. Однако в приводимой ниже статье речь пойдёт о другом докладе, сделанном клириком Греческой Православной Церкви, доктором медицинских и психологических наук, в форме презентации на тему: «The Impact of Stressors on Psychosomatic Health of the Orthodox Clergy in Greece and the USA». Священник и учёный в одном лице, Василеос Термос доложил участникам конференции уникальные результаты исследований в области психического и физического здоровья клириков Элладской Православной Церкви – в Греции и Константинопольского Патриархата – в США.
       Четыре года спустя тот доклад был переведён мною с английского на русский язык. А в феврале 2017 года я выступила на эту же тему с докладом. Было это в Духовной Академии Санкт-Петербурга, расположенной на территории Александро-Невской Лавры, на ежегодной научно-практической конференции по православной психологии «Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии». Опубликован мой доклад «Психосоматическое здоровье православного духовенства», снабжённый необходимыми добавлениями, комментариями и пояснениями, в сборнике материалов пятой всероссийской конференции за 2019 год, причём маленьким тиражом – всего 100 экземпляров.
       Данные, изложенные в докладе, на мой взгляд, и по сей день не утратили свою актуальность. И вот почему. Учёными – психологами труда в разных странах мира проведено довольно много исследований психологического содержания труда и психосоматического здоровья носителей различных профессий. Однако психическое и физическое здоровье служителей Церкви остаётся изученным крайне слабо. Удивляться не приходится, ведь труд церковнослужителей (штатное духовенство РПЦ составляет в настоящее время 39,5 тысяч) – это не обычная работа, а служение Господу у престола Божия, участие в Таинствах Церкви Христовой, непосредственная близость священнослужителей к сакральному и таинственному в духовной жизни верующих людей.
       Смею надеяться, что сведения, приводимые в ниже следующем тексте, богатом статистическими данными, окажутся интересными и полезными для духовно-ориентированных психологов, медиков, самих церковнослужителей и для всех людей, понимающих важность и значение церковной и духовной жизни в судьбе каждого человека.

       *******

       В 21 веке, как и в прошлые времена, церковное служение Господу Богу и людям – высокое духовное делание, но одновременно это также нелёгкий, разнонаправленный труд, влекущий значительные нагрузки на душу, психику и организм человека. Даже не полный перечень включает в себя следующие формы служения при отправлении религиозного культа: а) многочасовое молитвенное предстояние перед престолом Божиим; б) ведение церковных служб; в) ведение исповеди; г) исполнение церковных треб в храме Божием и в домах болящих людей, в приютах и домах престарелых, в больницах и на кладбищах; д) участие в крестных ходах; е) паломничества по святым местам православного мира; ж) катехизаторские беседы; з) социальная работа с детьми, военными, заключенными; и) обязательное индивидуальное молитвенное правило и духовный подвиг умного делания (Иисусовой молитвы).
       В современном мире существует, по разным данным, около 50 тысяч профессий(1). Наиболее распространённые, популярные профессии (особенно профессии группы риска) довольно хорошо изучены психологами труда в сферах инженерной психологии и психологии профессий, а также медиками. Учёные провели исследования, как психологического содержания различных видов труда, так и психологического и психосоматического здоровья носителей разных профессий. Между тем психическое и физическое здоровье служителей Церкви (священников, диаконов, алтарников, чтецов и пр.) и по сей день остаётся изученным крайне слабо. Например, на кафедре психологии труда и инженерной психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова – ведущего вуза России – специальных исследований психологического содержания и психосоматических нагрузок у церковнослужителей Русской Православной Церкви не проводилось. Вот почему результаты объёмного исследования психосоматического здоровья духовенства Греческой и Американской Православных Церквей привлекло внимание автора этой статьи, наравне с другими участниками Международной конференции по православной психотерапии(2), проходившей в городе Волос (Греция, 2012). В данной публикации, в авторском переводе с английского языка на русский, приводятся материалы из доклада греческого священника Василеоса (Rev. Vasileios Thermos, M.D., Ph.D)(3).

       *******

       На период исследования (2004 – 2007 гг.) общая численность православного церковного клира Греции и США составляла 10325 человек (юрисдикции Элладской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата). В исследовании приняли участие 870 церковнослужителей, из них 792 – из Греции и 78 – из США. И хотя прошло уже более 10 лет, результаты проведённых исследований свою актуальность не утратили. Более того, важность и значение подобной научной работы со временем возрастает постольку, поскольку ухудшается состояние психического и физического здоровья православных церковнослужителей и их жён во всём мире. А описанные ниже результаты могут служить примером для дальнейших исследований в этом направлении.
       Для исследования состояния здоровья церковного причта и их жён (матушек) был составлен специальный опросник по возрастным показателям: 35-36 лет (и менее), 45-46 лет, 55-56 лет, 65-66 лет, 75-76 лет (и более).
       В содержание опросника включены, в частности, следующие позиции:
1. Я рукоположен: в диаконы ___ (возраст); во священники ___ (возраст).
2. Я приступил к совершению таинства исповеди ___ (возраст).
3. Я целибат ___ .
4. Я женился ___ (возраст).
5. Возраст моих детей ___ (разделить запятыми).
6. Проблемы со здоровьем. При этом из нижеследующего перечня заболеваний требовалось выбрать название болезни, указав: а) в каком возрасте болезнь началась, б) болезнь была излечена, либо в) болезнь существует до настоящего времени.
       Приведём этот перечень: повышенное кровяное давление; заболевание коронарных сосудов (ишемия, сердечный приступ); гастрит; заболевание кишечника; астма (но не хронический бронхит или аллергия); дерматит, экзема; симптомы тревоги (фобии, тахикардия, тремор, потливость); головные боли; повышенный уровень холестерола или триглицеридов в крови(4). (Поясним: триглицерид – это главный жировой энергетический резерв человека, скопление которого происходит в специальных клетках жировой ткани).

       *******

       Специальное внимание в опроснике уделялось следующим показателям: избыточный вес, переутомление, истощение нервной системы, нарушение сна. Помимо этого, социальные и клинические психологи опрашивали респондентов на предмет: а) лечения антидепрессантами, б) применения успокоительных и психотропных препаратов, в) госпитализации с симптомами психических заболеваний, г) курения, д) бесплодия по причине здоровья.
       Контингент участников: 4,1% диаконов и 50% священнослужителей, из которых 81,5% состояли в браке. Средний стаж в сане священника составил 15 лет. Средний возраст начала исповеднической практики – 35 лет. Самый ранний возраст рукоположения в диаконы – 19 лет (средний – 28,5); во священники – 20 лет (средний – 30,5). Среднее количество детей в семье – 2.

       *******

       По результатам, представленным в докладе, церковнослужители страдают преимущественно следующими заболеваниями: гипертония – 22,4%, гастрит – 15,1%, головные боли – 18,8%, бессонница – 11,7%, ожирение – 50%, переутомление – 17,5%, курение – 11,7%, симптомы повышенной тревожности – 23,5%, повышенный уровень липидов в крови – 30,1%.
       Результаты обследования психосоматического здоровья женщин – жён клириков видны в следующих показателях: повышенное давление – 16,2%; головная боль – 20,6%; излишний вес – 36,8%; симптомы тревожности – 21,2%; повышенный уровень липидов в крови 16,7%; бессонница – 10,4%; переутомление – 10,7%.
       В возрастном отрезке 35-44 года было обследовано 7% из общего числа священнослужителей. Получены следующие неутешительные данные: повышенная утомляемость наиболее часто проявляется в возрасте 35 лет; головные боли – в 44 года; симптомы повышенной тревожности – в 35 лет; избыточный вес появляется в 25-44 года.
       Не смотря на духовную и молитвенную жизнь в лоне Православной Церкви, 9% церковнослужителей и 11% их жён всё же указали, что для облегчения своего психического и психологического состояния они применяют успокоительные препараты и/или антидепрессанты.
       Показатели заболеваний иеромонахов, не состоявших в браке (т.е. монашествующих), несколько выше, в сравнении с женатыми, но эти данные оказались статистически не значимы, посему в докладе не приводятся.

       *******

       При устном опросе методом беседы была выявлена схожесть заболеваний у священников и их жён. Так, отдельные заболевания священников увеличивают в 3 раза риск того же заболевания у их жён. Возможными причинами этого феномена являются: а) идентичная подверженность обоих супругов стрессу в одинаковых стрессогенных ситуациях; б) одни и те же пищевые привычки и схожее пищевое поведение; в) в основе психосоматических патологий у обоих супругов лежит процесс естественного взаимовлияния, в данном случае – негативного.
       Опрос также показал, что большинство психосоматических патологий возникает спустя 10-15 лет после рукоположения во священство.
       При сравнении двух групп респондентов: а) священников и б) прочих представителей церковного клира выявлено, что психосоматическим расстройствам не подвержены 21,3% церковного клира и 17,9% духовников (т.е. допущенных к Таинству Исповеди).
       Следует отметить, что в греческой и русской церковных традициях православной веры существует различие следующего характера. В РПЦ Московского Патриархата право исповедовать грехи кающихся прихожан даётся одновременно с рукоположением во священство. В Элладской Православной Церкви и в Константинопольском Патриархате право исповедовать считается особым, а посему на должность духовника требуется сугубое благословение и специальное назначение.
       Для духовников и исповедников риск получить психосоматическое заболевание оказался выше, чем у остального церковного причта. Выявлено, что некоторым заболеваниям первые подвержены больше, а именно: гипертония – в 2 раза; болезни сердца – в 2 раза; гастрит – в 1,5 раза; повышенный уровень липидов в крови – в 1,5 раза; переутомление – в 1,3 раза.
       Избыточный вес у них встречается в 1,15 раза чаще; бессонница – в 1,8 раза чаще. К лечению психотропными препаратами духовники и исповедники прибегают в 1,4 раза чаще.

       *******

       Опыт (стаж) служения в Церкви, как выяснилось, влияет на показатели заболеваемости. Так, у священников, исповедующих в течение 10-30 лет, риск заболеваний кишечника в 8 раз выше, чем у священников, чей стаж – менее 10 лет.
       Заболевания дерматитом случаются в 3 раза чаще у духовников со стажем 10-20 лет по сравнению с теми, чей стаж составляет менее 10 лет.
       Священнослужители со стажем 10-20 лет в 4 раза больше подвержены утомляемости, по сравнению с более молодыми священниками, чей стаж – менее 10 лет. Подобная картина характерна и для жён церковных клириков.
       Духовническое служение в течение 20-30 лет увеличивает риск физического и психоэмоционального утомления в 7 раз (у женщин – в 3 раза), по сравнению с теми, чей стаж – менее 10 лет. При этом каждый следующий год духовничества увеличивает риск возникновения симптоматики эмоциональной тревожности на 4%; риск же повышения утомляемости – на 6%. 
       У женщин здесь наблюдается иная картина. Если стаж батюшек менее 10 лет, то их матушки, которые ещё не адаптировались к своей роли, страдают головными болями в 1,9 раза чаще; имеют симптомы тревожности в 1.8 раза чаще, по сравнению с женщинами, чей супруг духовничествует уже более 30 лет. Их жёны не просто адаптировались, но научились жить и радоваться в качестве спутницы и помощницы своего супруга – священника.
       В возрастном диапазоне 35-54 года психотропные лекарства применяются чаще. В каких случаях? Во-первых, это наблюдается в семьях белого духовенства, где есть дети – подростки (в 2,5 раза чаще), а во-вторых, при некоторых специфических заболеваниях (в 1,5 раза чаще).
       Отмечается, что целибаты (от лат. caelibatus – безбрачие мужчины; caelebs – неженатый) употребляют психотропные лекарства в 1,12 раза чаще, по сравнению с женатыми священниками(5,6).
       В свою очередь, проблемы, связанные со здоровьем жён, могут также оказывать негативное влияние на здоровье церковнослужителей, а именно: в 1,44 раза увеличивается риск применения психотропных препаратов; в 1,3-1,45 раза чаще провоцируется появление нового соматического расстройства. И наоборот, риск заболевания матушек повышается в 1,27-1,3 раза при заболевании их супругов.

       *******

       Интересными представляются сравнительные данные по результатам медико-психологической экспертизы здоровья греческих и американских церковнослужителей. Так, у греков чаще наблюдаются симптомы повышенной тревожности, курение, переутомление, избыточный вес и головные боли.
       Американское духовенство более подвержено гипертонии и повышению уровня липидов в крови. Они чаще, чем греки, используют антидепрессанты для облегчения своего состояния. В целом показатели психосоматического здоровья американских православных священнослужителей несколько хуже, чем греческих.
       Святой Дионисий Ареопагит пишет, что «Пресвитер есть совершитель, потому что он совершает священнодействия: причащение, крещение и молитвословия, хотя и не имеет дара сообщать благодать священства и не может поставить другого священника»(7). Исследование показало, что пресвитеры – греки чаще страдают: избыточной массой тела, головными болями и повышенной тревожностью. Американские же пресвитеры более подвержены переутомлению, страдают от гипертонии, принимают антидепрессанты, имеют повышенный уровень липидов в крови.
       Проблемы с детьми подросткового возраста в семьях американских священников не так сильно влияют на здоровье родителей, как в греческих семьях.

       *******

       В ходе исследования участникам был задан открытый вопрос: «Какие ситуации или события вашей жизни явились наиболее стрессовыми и привели к отчаянию, или “сломали” вас, доведя до предела вашу толерантность – способность выстоять?». В инструкции опросника излагалась просьба: описать в объёме 10-15 строк ситуации и события разного характера: личные, семейные, церковно-пастырские или любые другие. При этом гарантировалось сохранение анонимности. И хотя Апостол Павел дал духовный совет испытывать, исследовать самих себя(8), но, как показывает практика психологического консультирования, современные церковнослужители далеко не всегда ориентированы на самих себя, и не только в духовном, но также в психологическом и физическом аспектах собственного здоровья. В результате отнюдь не все респонденты решились описать стрессогенные или конфликтогенные ситуации своей жизни. Тем не менее, контент-анализ полученных описаний позволил сделать следующие выводы:
1. С психосоматическими нарушениями (отклонениями от нормы) статистически соотносятся только церковно-пастырские стрессовые факторы.
2. Стрессовые факторы семейного характера выделяются священниками особенным образом.
3. Личностные факторы, имевшие место до рукоположения во священство, в последствии увеличивают риск возникновения психосоматических расстройств клириков.

       *******

       В итоговых выводах описаны проблемные зоны, возникшие в процессе исследования психосоматического здоровья церковнослужителей:
1. Качество, искренность и объективность самоотчётов о наличии заболеваний и отклонений в здоровье оставляли желать лучшего.
2. Состояние здоровья женщин было описано со слов священников (с мужской точки зрения), а не их жён.
3. Опасение огласки персональной информации могло негативно повлиять на достоверность ответов. (Иначе говоря, в реальности показатели могут быть и хуже!)
       В докладе отца Василеоса Термоса прозвучала признательность и благодарность профессору Афине Линоу и её коллегам по проведённой исследовательской работе; всему епископату, принимавшему участие в исследовании; всем клирикам, которые открыли свои сердца навстречу учёным, врачам и психологам.

       *******      

       Со своей стороны хочу отметить, что в последние годы за консультативной помощью чаще стали обращаться священники, диаконы, чтецы, матушки, жены церковнослужителей. Запросы к психологу связаны с межличностными отношениями на приходе, в воскресных школах для детей и для взрослых, на клиросе.
       Духовно-ориентированный психолог консультирует по вопросам внутрисемейных конфликтов, воспитания детей в семьях священников, отрабатывает запросы, связанные с психологическим здоровьем. Однако всё более насущной становится тема психосоматики, ибо тело и душа взаимосвязаны и неразделимы, пока душа живёт в теле.
       Остаётся выразить надежду, что результаты исследований, изложенные в данной статье, подвигнут российских психологов, социологов и врачей на проведение исследовательской работы с церковнослужителями, чтобы приоткрыть завесу над проблемой психосоматического здоровья тех, чьё высокое служение призвано духовно окормлять людей, чтобы возрождать духовную силу русского народа.


Татьяна Васильевна Филипьева,
кандидат психологических наук,
духовно-ориентированный психолог-консультант.
Член Российского психологического общества и
Объединения православных учёных России.
Член Президиума Ассоциации авиационно-космической,
морской, экстремальной и экологической медицины России
моб. +79162301056
e-mail: filipieva_tatian @ mail.ru


       Литература:

1. Интернет ресурс: https://uchebniki-besplatno.com/obschaya-sotsiologiya_ 1383/mire-professiy-46372.html/2018   
2. Vasileios Thermos, Rev. M.D., Ph.D. Psychosomatic Health of the Orthodox Clergy./ The International Conference on Orthodox psychotherapy/Volos, Greece, 2012.
3. Интернет ресурс: http://orthodox-theology.com/media/PDF/IJOT3-2011/ Thermos-Therapy.pdf
4. Интернет ресурс: 5.Словарь иностранных слов. 8-е изд., стереотип под ред. И.В. Лехин, С.М. Локшина, Ф.Н. Петрова, Л.С. Шаумян. М.: Русский язык. 1981. С. 565.
6. Интернет ресурс: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23009
7. Интернет ресурс: Дионисий Ареопагит «О церковной иерархии»/
8. Интернет ресурс: https://tv-soyuz.ru/peredachi/chitaem-apostol-2-sentyabrya


Рецензии