Добромила Иванова. 201 Жемчужина

…- Дорогая Радосвета, расскажите, пожалуйста, о психике и мозге? – Это была Радхарани.
- Основой функционирования психики является деятельность центральной нервной системы.
Вся нервная система состоит из самостоятельных единиц - нейронов, то есть нервных клеток с отростками. Нейрон выполняет целый ряд важнейших функций, в число которых входят: воспринимающая, интегративная, мнестическая, проводниковая, передающая.
Мнестические способности являются индивидуальной степенью выраженности памяти конкретного человека. Это свойство функциональных систем мозга кодировать и декодировать информацию для осуществления функции запоминания, сохранения и воспроизведения, имеющих индивидуальную меру выраженности и качественное своеобразие, что проявляется в эффективности деятельности и поведения.
Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Головной мозг состоит из мозгового ствола, мозжечка и двух полушарий, в которые входят кора и подкорковые структуры (обонятельный мозг и базальные ганглии).
Кора головного мозга - самое позднее в эволюционном и высшее в функциональном отношении образование нервной системы. Кора покрывает мозг со всех сторон, она имеет множество борозд и извилин, что позволяет ей занимать большую поверхность. На срезе она своим серым цветом отличается от белого вещества мозга, состоящего из нервных волокон. Серый цвет коре придают образующие ее нервные клетки. Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, височной, теменной и затылочной. Кора осуществляет анализ и синтез сигналов, поступающих из внешнего мира и внутренней среды организма. В коре имеются проекционные и ассоциативные зоны. Проекционные зоны связаны с нейронами подкорковых центров. Ассоциативные зоны не имеют непосредственной связи с подкорковыми центрами, но связаны двусторонней временной связью с проекционными центрами. Именно они играют важную роль в осуществлении высшей нервной деятельности.
Важным является вопрос о функциональной локализации в коре больших полушарий. В настоящее время известны такие проекционные центры, как центры общей чувствительности, кинестетической чувствительности, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной, вестибулярной чувствительности и другие. К ассоциативным центрам относятся акустический центр речи, двигательный центр речи, центр зрительного анализа письменной речи, двигательный центр письменной речи и др. Проблему локализации нельзя понимать слишком упрощенно, будто найденные области сами по себе ответственны за то или иное психическое явление, сами, без участия других отделов ЦНС, выполняют эту функцию. Любая функция является результатом целостной работы мозга. Сложные психические процессы реализуются совместной деятельностью целой системы органов, то есть сложной функциональной системой. Даже относительно простое произвольное движение реализуется сложной функциональной системой, включающей целый комплекс как чувствительных, так и двигательных импульсов. Согласно его концепции, в ЦНС выделяется три основных блока, каждый из которых выполняет свои функции в организации психической деятельности.
Первый блок - блок тонуса коры, или энергетический блок, в его состав входят образования верхних отделов ствола мозга, ретикулярной формации и древней лимбической коры.
Основная функция этого блока - поддержание тонуса коры, обеспечение и поддержание внимания, отбора импульсов. Он оказывает постоянное активирующее влияние на кору больших полушарий. Основными источниками активации является приток импульсов из внешней среды и их активирующее влияние, распространяющееся через неспецифическую проводящую систему. Вторым, не менее важным, источником являются обменные процессы в организме (деятельность дыхательной, пищеварительной систем, углеводный, белковый обмен и др.), составляющие основу биологических влечений. Кроме того, значительная часть активности человека обусловлена намерениями, планами, программами поведения. В этом случае существенную роль играют нисходящие кортикоретикулярные связи. Первый блок не участвует в приеме и переработке информации, он обеспечивает необходимый уровень активности для того, чтобы эта деятельность осуществлялась. Нарушения функционирования первого блока ведут к изменению тонуса и активности, что проявляется либо в чрезмерном возбуждении, либо в снижении работоспособности, вялости, сонливости, вплоть до потери сознания и комы.
Второй блок - это блок приема, переработки и хранения информации. Он включает так называемые задние отделы коры, то есть теменные, височные, затылочные и, в отличие от первого блока, имеет модально-специфический характер, характер деятельности и ее нарушений четко определяются локализацией. Здесь находятся центры зрительной, слуховой, тактильно-кинестетической чувствительности. Основная функция этого блока, как следует из его названия - прием, переработка, хранение информации. Области, составляющие этот блок, имеют сложное иерархическое строение и состоят из надстроенных друг над другом корковых зон трех типов: первичных, или проекционных (имеющих двусторонние связи с подкоркой. Сюда поступают импульсы с периферии и отсюда направляются импульсы на периферию. Здесь осуществляется первичный анализ раздражителей); вторичных (или проекционно-ассоциативных). Они реагируют на комплекс модально-специфических раздражителей, некоторые из них имеют мультимодальный характер. Мультимодальный характер характеризует готовность человека к различным формам проявления или действий. Мультимодальная психотерапия представляет собой применение принципов и техник для уменьшения страданий людей и увеличения адаптивности жизни. Так вот, эти зоны объединяют отдельные раздражители в сложные динамические синтезы; третичные зоны являются специфически человеческими и наиболее поздно развивающимися в онтогенезе. Они обеспечивают сложные формы психической деятельности, требующие совместного участия многих зон. У больных с поражением этих отделов мозговой коры нарушаются сложные формы деятельности. Различая отдельные предметы и звуки, больные испытывают затруднения при ориентировке в пространстве, путают направления, испытывают трудности в понимании сложных грамматических структур, в логических операциях, включающих сложные направления.
Третий блок осуществляет программирование, регуляцию и контроль поведения. В него входят передние отделы больших полушарий. Ведущее место занимают лобные доли вместе с восходящими и нисходящими связями с ретикулярной формацией. Двустороннее поражение лобных долей приводит к неспособности сохранять сложные программы и цели действий, тормозить не соответствующие программам импульсы, устойчиво концентрировать внимание на задаче. Поведение таких больных начинает регулироваться не внутренними целями, а любыми случайными внешними импульсами, утрачивается критика к своим действиям и способность осознавать ошибки и исправлять их. То есть лобные доли играют важную роль в программировании, регуляции и саморегуляции поведения человека. Основная функция психики - управление поведением и эмоциональным состоянием человека. Управляющая функция психики имеет природные основания в организме и психике. Жизнедеятельность каждого организма есть, по выражению Бернштейна, не уравновешивание его со средой и с падающим на него потоком стимулов, а активное преодоление среды, определенное моделью потребного будущего. В блок-схеме управления движениями, разработанной Бернштейном, выделены основные блоки приема, переработки информации, программно-задающий блок. Управление предполагает достижение заданной программой результата произвольного движения. Это достигается устранением рассогласования между программируемым и реальным результатом. Степень рассогласования устанавливается блоком сличения информации, поступающей от программно-задающего блока, и информации, поступающей по каналам обратной связи (эффектор - рецептор). В физиологической основе организации управления движением лежит рефлекторное кольцо, а не рефлекторная дуга. Распространение этой схемы на более сложные акты целенаправленного поведения привело к включению в управление второй сигнальной системы и сенсорного синтеза, предполагающего анализ и интеграцию информации от всех рецепторов до осуществления сличения.
Более сложная модель управления предложена Анохиным в рамках концепции функциональной системы. В функциональной системе выполняется несколько стадий информационных преобразований: афферентный синтез, принятие решения, реализация решения. В афферентном синтезе представлена информация о потребности организма (доминирующая мотивация), внешней ситуации (обстановочная афферентация), прошлом опыте (память) и пусковая афферентация (как степень критичности ситуации). Пусковая афферентация достигает центральных механизмов афферентного синтеза через анализаторные системы и через ретикулярную формацию. Принятие решения осуществляется как выбор конкретного поведенческого акта. Далее формируется акцептор действия, то есть предполагаемая модель, образ результата действия. На основании акцептора строится программа действия.
Программа действия выполняет организующие функции, акцептор - контрольные. Информация о результатах действия и параметрах действия путем обратной афферентации поступает к акцептору действия, где эти результаты сличаются с ожидаемыми. При их совпадении действие заканчивается, при несовпадении формируется новый афферентный синтез и действие реализуется по-новому.
Конечно, представленные модели систем управления касаются отдельных двигательных актов, реальная деятельность гораздо сложнее и описание ее требует более целостных подходов и решений, и анализа основных принципов связи и управления в ЦНС.
Связь и управление в нервной системе осуществляются на основе двух основных принципов: субординации и координации. Принципы субординационного взаимодействия реализуются «вертикальной» системой регуляции. Идея «многоэтажной иерархической системы» была развита Бернштейном первоначально в теории регуляции движений, а затем в физиологии активности. Эта вертикальная, многоэтажная иерархическая система регулирования, в которой нижележащие уровни подчиняются вышележащим, является основной, определяющей целостность организма и единство процессов жизнедеятельности и поведения. Однако эта система регуляции, хотя и является основной, но она не единственная. Позднее Эшби было высказано предположение о том, что существует дополнительный регуляторный механизм - совместная работа больших полушарий головного мозга и их взаимодействие. Специальная разработка проблемы больших полушарий стала возможной благодаря методам условных рефлексов и искусственной изоляции полушарий путем рассечения мозолистого тела. В изучении проблемы парности полушарий постепенно вычленились 3 аспекта: парность полушарий и рецепторов как специальный механизм восприятия пространства и пространственной ориентации; интегративная роль полушарий в накоплении и организации индивидуального опыта регулирование информационных и энергетических потоков содружественной деятельностью полушарий.
Исследование специальных интегративных функций изолированных полушарий показало, что левое полушарие связано с речью, логическим мышлением и вербальной памятью, однако способности интонационного, эмоционального анализа оттенков речи, природных звуков у него не выражены. Правое полушарие связано с образным восприятием и образными мышлением и памятью, в то же время его речевые возможности резко ограничены (есть узнавание, но затруднено называние предметов), хорошо выражены способности интонационного анализа эмоциональных оттенков речи и природных шумов. Правое и левое полушария находятся в постоянном взаимодействии и поэтому восприятие, речь и мышление являются результатом их совместной деятельности.
Большие полушария не только потребляют энергию, но и воспроизводят ее, во всяком случае, часть ее, необходимую для аналитико-синтетической деятельности мозга (это находит свое подтверждение, например, в феномене активного отдыха Сеченова). Билатеральное регулирование представляет такое взаимодействие полушарий, при котором происходит обмен энергией и информацией между полушариями таким образом, что в каждый момент времени каждое из полушарий в соответствии с характером деятельности выполняет по отношению к другому то преимущественно энергетическую, то информационную функцию. Внешним проявлением взаимодействия полушарий являются симметрии и асимметрии в деятельности парных органов. Как показал ряд исследований, степень асимметрии увеличивается в ситуациях напряженной деятельности, что демонстрирует активизацию билатерального контура регулирования.
Таким образом, нормальное функционирование психики обеспечивается интегральной деятельностью всей нервной системы и организма в целом, то есть, можно сказать, нервно-соматической интеграцией. Соматическая нервная система часть нервной системы человека, представляющая собой совокупность чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих мышцы (у позвоночных — скелетные), кожу, суставы. Соматическая система — это часть периферической нервной системы, которая занимается доставкой двигательной и чувственной информации до центральной нервной системы и обратно. Эта система состоит из нервов, прикрепленных к коже, органов чувств и всех мышц скелета. Она отвечает за почти все сознательные движения мышц, а также за обработку сенсорной информации, поступающей через внешние раздражители: зрение, слух и осязание. Соматическая нервная система содержит два основных типа нейронов: сенсорные нейроны, которые поставляют информацию от нервных окончаний к центральной нервной системе и двигательные нейроны, доставляющие через все тело информацию от головного и спинного мозга к тканям мышц.
Нейроны соматической нервной системы тянутся от центральной нервной системы прямо к мускулам и рецепторам. Тело нейрона находится в центральной нервной системе, а аксоны тянутся дальше, пока не достигают кожи, органов чувств или мышц. Электрохимические импульсы передвигаются через аксоны от головного к спинному мозгу. Соматическая нервная система включает в себя также рефлекторные дуги, отвечающие за неосознанные действия (рефлексы). С помощью рефлекторных дуг, мышцы двигаются без сигналов от головного мозга. Это случается тогда, когда нервные пути соединяются напрямую со спинным мозгом. Некоторые примеры действия рефлекторных дуг: вы быстро отрываете руку от горячей кастрюли или неосознанно поднимаете ногу, когда доктор бьет вас по коленке.
Деятельность организма осуществляется благодаря интегрирующей роли центральных и периферических отделов нервной системы.
Интегрирующая роль ЦНС – это соподчинение и объединение тканей и органов в центрально-периферическую систему, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата. Такое объединение становится возможным благодаря участию ЦНС в управлении опорно-двигательным аппаратом с помощью соматической нервной системы, благодаря регуляции функций всех тканей и внутренних органов с помощью вегетативной нервной и эндокринной систем, благодаря наличию обширнейших афферентных связей ЦНС со всеми соматическими и вегетативными эффекторами. Каждый из 4 уровней интеграции ЦНС вносит свой вклад в обеспечение интегративных процессов.
Первый уровень интеграции – нейрон, на клеточной мембране которого и осуществляется интеграция синаптических влияний. Первый уровень интеграции характеризуется взаимодействием возбуждающих и тормозных потенциалов и возникает при активации тормозных входов нейрона.
Если возбуждающие и тормозные входы активируются одновременно, происходит суммация синаптических потенциалов противоположной полярности, возможная деполяризация, при которой в клетке возникает потенциал действия – дается команда другому нейрону или рабочему органу.
Второй уровень интеграции – нейронные сети (нейрональный ансамбль или модуль). Уровень обеспечивается координационной деятельностью элементарных нервных сетей, которая возможна из-за специфики морфологических отношений в ЦНС – дивергенции и конвергенции и другие свойства, характерные для нервных центров.
Координирующая функция локальных нервных сетей помимо усиления может проявляться ослаблением слишком интенсивной активности нейронов за счет их торможения.
Третий уровень интеграции – нервный центр. При объединении нескольких локальных сетей формируются нервные центры – комплекс элементов, необходимых для осуществления рефлекса или другого поведенческого акта. Существуют центры дыхания, кровообращения, слюноотделения, глотания, мигания и др.
Нервные центры, даже связанные с одной функцией, могут быть расположены в различных отделах мозга. Например, дыхательный центр представляет собой совокупность нервных образований спинного, продолговатого, среднего, промежуточного мозга и коры больших полушарий.
Четвертый уровень интеграции – высший, объединяющий все центры регуляции в единую регулирующую систему, а отдельные органы и системы в единую физиологическую систему – организм. Это достигается взаимодействием главных систем ЦНС: лимбической, ретикулярной формации, подкорковых образований и новой коры – как высшего отдела ЦНС, организующего поведенческие реакции и их вегетативное обеспечение.
- Что такое интеграция сознания? – Это была Добромила.
- Самоорганизация — естественный для нашего разума процесс. Когда с ним все в порядке, мы здоровы и хорошо себя чувствуем.
 Интеграция делает возможной оптимальную самоорганизацию, позволяющую системе функционировать с гибкостью, адаптивностью, стойкостью, энергией и стабильностью. Интегрированный поток создает гармонию — как хор, в котором отдельные голоса сливаются, сохраняя созвучие. Вам, вероятно, знакомо это чувство: когда слушаешь или поешь гармоничную песню, ощущаешь бодрость и прилив сил.
Различные части нашей жизни связаны. Их связь — это интеграция.
Интеграция сознания — это то, как мы отличаем процесс познавания от известного в сознании, а затем систематически разделяем и связываем это, обращая внимание на различные элементы известного.
В вашей жизни интеграция сознания может казаться разбалансированной, когда какое-то чувство, мысль, воспоминание захватывает самоощущение, и вы теряете более широкий взгляд. При проблемах с интеграцией в жизни могут доминировать хаотичные или скованные чувства, мысли и воспоминания.
Билатеральная интеграция связана с дифференциацией левого и правого полушарий мозга. Эти различия ведут к разным «режимам обработки». Логическая, лингвистическая, линейная и буквальная обработка в левополушарном режиме довольно сильно отличается от более контекстуальной, невербальной, находящейся под влиянием тела, более непосредственной эмоциональной обработки в режиме правого полушария. Если отдать должное обоим режимам и связать их, возникает билатеральная интеграция.
Вертикальная интеграция — это то, как мы соединяемся со своим телом, благодаря чему внутренний поток ощущений идет «снизу-вверх» в опосредованное корой мозга осознавание.
Во время вертикальной интеграции надо позволить исходящим от организма сигналам, например, из сердца или кишечника, подняться в вашу психику и сознание и по достоинству оценить эти важные источники мудрости тела.
Вы можете почувствовать, что хаотичные состояния — это когда не получается регулировать сигналы тела, а в моменты скованности вы отрезаны от них. Напротив, интегрированное вертикальное состояние позволяет открыться «мудрости тела» и принять важные интероцептивные сигналы, не захлебываясь в них.
Нарративная интеграция — когда человек ищет смысл жизни, переплетая отдельные элементы воспоминаний, а затем извлекая значение из этих размышлений. Как мы видели, сам нарратив бывает интегрирующим. Он подпитывается из других сфер интеграции, например, памяти, сознания, вертикальной и даже билатеральной интеграции, соединяя стремление левого полушария излагать логическую линейную последовательность, представленную причинно-следственными связями, с автобиографической памятью, доминирующей в правом полушарии.
Вы можете обнаружить у себя устоявшееся представление о том, кто вы есть, которое кажется знакомым и удобным, даже если при этом ограничивает ваш потенциал. Если поразмышляете, к чему вы пришли со времен раннего детства, обнаружите, что история жизни не очень изменилась.
Структуру нарративного чувства идентичности хорошо исследовать, например, ведя дневник. Результаты вас удивят. Открытие вашего нарративного самоосмысления чему-то новому, даже путем раздумий над собственными идеями, мощно освободит разум. Если набраться смелости и вырваться из знакомого и предсказуемого, удастся проложить себе путь к новым историям.
Межличностная интеграция — это способ отдать должное и поддерживать отличия сторон в отношениях, а затем стимулировать связь путем уважительной, доброжелательной и сострадательной коммуникации. У нас много видов отношений — от близких, лицом к лицу, до принадлежности к большим группам в семьях, школах, общинах и культуре в целом. Но в любом измерении коммуникаций правильнее и полезнее следовать принципу, что интеграция создает благополучие. Это помогает не только оздоровлять отношения, но и эффективно их поддерживать.
Размышляя над текущими отношениями, как вы ощущаете этот фундаментальный процесс интеграции, уважения к отличиям при одновременном поощрении сочувствующей связи? Поддерживали ли вы интегрированное взаимодействие в прошлом, начиная с детских коммуникаций? Благодаря подстройке под внутренний мир другого человека и уважению к этому субъективному опыту можно интегрировать личные отношения.
- Что значит быть духовным человеком? – Это была Светлана.
- Слово «духовность» происходит от слова «дух». Как известно, человек состоит из духа, души и тела. Дух возводит человека к Богу. Значит, говоря о духовности, мы в первую очередь имеем в виду Дух Божий, делающий нас Божьими. Духовность являет собой путь, конечная цель которого – достижение обожения, соединение с Богом именно в Духе Святом.
Чтобы быть духовным, надо ежедневно, ежесекундно себя проверять – соответствует ли мой дух Духу Божию, способствует ли мой образ жизни очищению сердца от страстей, есть ли в моем сердце покаяние. Если человек анализирует свое поведение, видя свои грехи, старается изо всех сил исправиться, то это уже первая ступень к духовности. Духовность приобретается не теоретическими знаниями, а трудом.  А борьба со своим грехом и покаяние – это изменение сознания, приближение к духовности.
Духовный человек – это не обязательно тот, кто говорит о Боге, а тот, кто живет Богом и идет к Нему. Люди духовные обладают удивительной простотой. У них есть мудрость… Духовность – это бесстрастие, это победа над страстями.
Духовность – есть норма человеческой жизни и проявляется она в сознании и свободе, одухотворенности всех трех сторон человеческой психики: эмоциональная сторона приобретает стремление к красоте, воля – приобретает стремление к бескорыстным поступкам, ум – стремление к идеальности. В единстве и равновесии всех сторон (духа, души и тела) человеческой природы коренится в свободе и сознании, подлинном здоровье человеческой личности, основе целостной нашей души. Лицо человека определяется тем, что в нем преобладает: дух, душа или тело. Если сознание и свобода помрачены и подчинены психофизическому воздействию, тогда это уже не человек. Отличительная черта человека, высшая сторона человеческой жизни в духе, выделяющая его из всех других живых существ, это – неотъемлемая принадлежность нашего существа и проявляется она у всех своеобразно.
- Расскажите, пожалуйста, о структуре психики с точки зрения ведический науки? - Это была Божена.
- Чтобы получить более фундаментальное понимание, начнем с разговора об Абсолюте. Итак, согласно ведическому знанию, существует бесконечный и неисчерпаемый Абсолют. Безличный аспект Абсолюта в Ведах называется Брахманом.
Личностный - Бхагаваном. Все существующие объекты, которые мы видим вокруг себя, все процессы или явления, все уровни реальности фактически являются проявлениями Абсолюта. Бесчисленные энергии Абсолюта можно разделить на две основные категории: внешняя (материальная) энергия, внутренняя (духовная) энергия.
Таким образом, мы можем говорить о существовании двух принципиально отличных друг от друга природах: материальной природе и духовной природе.
Мир, в котором мы живем, это мир материальной природы. Материальная природа сама по себе инертна, пассивна и мертва.
Феномен жизни в материальном мире возможен только благодаря вмешательству духовной природы в материальную.
Все живые существа, находящиеся в материальном мире, представляют собой крошечные частички духовной энергии, покрытые материей.
Ведический афоризм гласит: ахам брахмасми – что значит, “я есть душа”. Это утверждение говорит о нашей принадлежности к Брахману – духовной природе.
Итак, в действительности, каждое живое существо – это душа, которая на санскрите называется “атма”. Атма, это частичка деятельной духовной энергии.
Природа души описывается как “сат, чит, ананда”, что значит – вечность, знание, блаженство.
Аспект сат (бытие) – указывает на то, что атма, равно как и духовная природа вообще, всегда существует. Более того, для души нет таких понятий как прошлое и будущее. Все события для нее происходят в вечном настоящем, хотя нам и трудно понять это в нашем нынешнем обусловленном состоянии.
Аспект чит (знание) – означает, что атма в изначальном состоянии обладает полным знанием.
Аспект ананда (блаженство) – значит, что атма всегда находится в состоянии счастья.
Такие состояния, как: небытие, сон, забвение, смерть, невежество, страдания или беспокойства неестественны для души, поскольку вступают в противоречие с ее природой.
Атма это и есть личность – живое существо в своей изначальной природе.
Душа вечна и изначальна, она неуничтожима и неделима, она не возникает и не исчезает, она за пределами и времени и пространства.
Попадая под влияние майи – материальной энергии, душа покрывается тонкими материальными оболочками, благодаря которым она получает возможность действовать в этом материальном мире. Эти тонкие материальные оболочки в совокупности называются тонким телом, на санскрите «линга шарира». Тонкое тело, это и есть наша психика, какой мы ее знаем.
Тонкое тело относится к материальной природе. Его можно сравнить с тенью человека. Тень не является личностью, но поскольку она порождена присутствием личности – человека, она кажется живой.
Тонкое тело, или психика, состоит из трех основных структур: аханкары (ложного эго), буддхи (разума), читты (ума).
Ложное эго (аханхара). Аханкара или ложное эго, это самая тонкая материальная оболочка, которой покрывается душа. Суть ложного эго в том, что мы начинаем воспринимать себя действующим субъектом в этом мире.
В действительности все действия совершают гуны материальной природы, душа никогда непосредственно с материальной природой не соприкасается, она лишь наблюдает и испытывает желания. Само слово аханкара буквально переводится с санскрита “я делаю”. Таким образом, аханкара создает иллюзию нашей принадлежности к этому материальному миру, мы начинаем считать себя его частью.
Так, благодаря аханкаре, мы начинаем ложно отождествлять себя с различными материальными понятиями. Например, мы говорим: я есть это тело, я мужчина/женщина, я молодой/старый, я богатый/бедный...
Далее ложное эго распространяет себя на различные предметы. Например, мы говорим:это мой дом, шкаф, сари, дхоти... Такое ложное отождествление себя с различными материальными предметами или материальными понятиями происходит из-за присутствия ложного эго. Аханкара может распространять себя на вашу комнату, квартиру, город, страну, планету и даже всю вселенную.
Почему так происходит? Согласно Ведам, душа, несмотря на то, что сама она имеет духовную природу, может попадать под влияние майи – материальной иллюзии. Душа покрывается оболочкой аханкары, когда у нее возникает желание господствовать над материальной природой. Это желание на санскрите называется кама (“вожделение”).
Итак, наша духовная любовь превращается в мирскую похоть.
Какие же виды сексуального наслаждение живое существо стремиться получить? В двух словах скажем, что на разных уровнях кама проявляется по разному:
грубое желание наслаждаться противоположным полом; желание семейной жизни;
желание потомства; желение иметь дом; желание иметь утварь (создать уют);
привязанность к нации (и значит есть предвзятое отношение к другим национальностям);привязанность к месту рождения ("я родился на священной земле...", "похороните меня с мамой..." - похоть в уме); привязанность к определенной религии ("мы все исконно православные..."; желание выделиться (не важно хорошим или плохим, а главное, быть великим в собственных глазах) - иметь славу, почет, власть; желание обладать мистическими совершенствами (быть "благодетелем", даже через отречение от семьи, грубой власти, только для того, чтобы развить сенсорные способности, чтобы управлять объектами и живыми существами, иногда оставаясь в тени или, наоборот, быть снаружи; желание играть в миссию, посланную Богом или какой-то аватарой или инкарнацией);желание освободиться на одной из высших планетарных систем (отказ от всего здесь, но чтобы получить всё в больших количествах в следующей жизни на высших райских планетах, т.е. попасть в "рай"); желание слиться с Богом воедино или стать Абсолютом (т.е. это желание стать Богом).
Это всё разновидности сексуального наслаждения и всё это является признаками сексуальных проблем. Итак, все живые существа стремятся к наслаждениям. И в центре в материальном мире стоит материальное наслаждение. Все живые существа здесь стремятся наслаждаться материальным образом, через материю, через свои материальные чувства. И практически чем больше они наслаждаются материально, тем они больше утрачивают способность наслаждаться духовно.
Таким образом начинается процесс деградации: чем больше человек наслаждается материально, тем он больше бездуховен. Чем меньше он наслаждается через чувства, тем больше у него потенция наслаждаться духовным образом. Вот откуда мы видим все эти определенные правила, предписания, запреты, ограничения у святых, посты, тапасьи и все остальное. Это только лишь для того, чтобы пробудить в человеке истинную природу к духовному наслаждению, постепенно. Сразу никто этого не сделает, люди столько жизней грешат, и потом вдруг сразу за один день измениться и получить высший вкус очень сложно. Но при определенной практике это реально и возможно. Все эти желания порождены камой – вожделением, иначе говоря, желанием господствовать над материальной природой, а кама, в свою очередь, возникает из-за присутствия аханкары – ложного эго. Еще один феномен заключается в том, что аханкара всегда стремится подавить или уничтожить любую другую аханкару, с которой прямо или косвенно соприкасается. Такой антагонизм между ложным эго двух живых существ проистекает из самой природы ложного эго. Дело в том, что кама, это не просто желание быть господствующим, но желание быть единственным господствующим. 
Разум (буддхи). Другая тонкая оболочка, которой покрывается душа – это буддхи.
Слово буддхи обычно переводят на русский язык как “разум”, хотя буквальный перевод этого слова с санскрита – пробужденность, просветленность или осознанность. К функциям буддхи относятся: способность рассуждать, осознавать, дискриминировать хорошо/плохо, полезно/вредно.
Например, ребенок не захочет пить горькое лекарство, поскольку его разум слаб. Взрослый же человек с сильным буддхи, способен делать то, что полезно, даже если это и неприятно, в этом проявление разумности.
Сомнения – это функция буддхи. Вера – это функция буддхи. Приверженность к той или иной идеологии – это функция буддхи.. То или иное понимание, что такое счастье и как его достичь – это функция буддхи. По сути, понимание, что такое счастье и как его достичь – это и есть идеология. Здесь надо заметить, что в силу различия характеристик разума у разных людей, они принимают и признают ту идеологию, склонностью к которой обладает их разум. Буддхи это деятельный компонент психики, именно благодаря присутствию буддхи совершается вся осознанная деятельность. Например, именно благодаря тому, что люди обладают буддхи засеваются поля, строятся дороги, возводятся мосты и т.д. Если аханкара – это лишь семя материальной деятельности, это желание ей заниматься, то буддхи определяет – что именно делать и как. Кроме этого в разуме находятся мотивы действовать, или, иначе говоря – наше понимание того, как достичь счастья.
Например, какой-то человек каждое утро встает, чтобы приступить к своей работе. Что заставляет его делать это? Этого человека поднимает его разум, и мотивы могут быть самыми разными. Например он встает: чтобы зарабатывать деньги для своей семьи, так как считает, что счастье – в финансовом благополучии его близких; или он работает для того, чтобы прославится, поскольку считает, что именно в славе и признании заключается истинное счастье; или он ученый и движим желанием совершить важное научное открытие. Вместилищем для идеологии, которую мы разделяем; мотивов; нашего понимания счастья – является буддхи.
Ум (читта).Наконец третья важная составляющая психики – читта, или ум.
Ум делится на две структуры: Глубинный ум (собственно читта), в современной психологии он называется подсознанием. А также внешний ум, или воспринимаемый ум, или монитор, который на санскрите называется манас. Ум, в отличие от разума, непосредственно связан с чувствами. Можно представить это в виде некого осьминога с пятью щупальцами, где щупальца это чувства, а осьминожье тело – ум, компьютер обрабатывающий информацию, поступающую с органов чувств. Также ум часто называют шестым чувством. Главная функция ума – принимать приятное и отвергать неприятное для чувств. Слова “хочу” и “не хочу” принадлежат уму, а слово “надо” разуму. Ум является резервуаром памяти, все прошлые впечатления и желания хранятся в нем. Наш характер, это свойство ума. Наши походка, манера говорить, моторика, мимика, жесты, темперамент и т.д. – все это функции ума.
И наконец все функции психики, условные и безусловные рефлексы, инстинкты, привычки, склонности, желания, реакции на внешние раздражители, автоматические навыки (такие как: умение ходить, говорить, управлять автомобилем и т.д.) – все это также функции ума.
Рассмотрим более подробно наш невоспринимаемый глубинный ум, называемый читта.
Читта это, по сути, резервуар в котором хранятся все испытанные нами в прошлом переживания, впечатления и желания. Шастры описывают, что каждое отдельное впечатление сохраняется в читте в виде некого отпечатка называемого на санскрите "самскара" или по-русски кармический отпечаток.
Читта сравнивается с озером, а самскары с мелкими песчинками и илом образующими дно этого озера. Под воздействием внешних сил, о которых мы не будем здесь говорить подробно, в различные моменты времени некоторые из самскар всплывают из глубинного ума в поверхностный, воспринимаемый ум в виде различных мыслей и желаний.
Приведу простой пример иллюстрирующий этот процесс. Допустим, какой-то человек решил поспать днем, чего он раньше не делал. В результате этого действия, на следующий день, примерно в то же время что и вчера, этот человек почувствует, что его клонит в сон – это дает о себе знать та самскара (кармический отпечаток), которая сохранилась в его читте в результате его вчерашнего желания.
Аналогичным образом, если человек однажды решился на воровство, то в будущем он непременно захочет украсть еще раз. Или если он убил кого-то, выпил, закурил, грубо повел себя с кем-то и т.д. – прошлые желания и склонности будут возвращаться к нему снова и снова, заставляя его снова желать этого и действовать по заданному им самим в прошлом сценарию.
Такая склонность ума снова и снова испытывать прошлые желания, снова и снова действовать так, как действовал в прошлом, снова и снова реагировать так, как реагировал в прошлом, на санскрите называется “карма”.
Преодолеть такую склонность ума действовать по привычному сценарию – очень сложно, но возможно прибегая к помощи буддхи – разума.
Развив должным образом разум можно выйти за рамки ума, иначе говоря, за рамки кармы.Чтобы лучше понять природу ума можно понаблюдать за животными, такими как кошки или собаки. Буддхи или разум у животных почти полностью отсутствует, поэтому наблюдая за ними можно увидеть, как действует ум в чистом виде.
Животные живут инстинктами, все их реакции, желания и действия предопределены.
Тоже самое можно сказать и о человеке в состоянии сновидения. Во время сновидения наш буддхи отключен, то есть, нет осознания происходящего, а манас деятелен – основываясь на прошлых впечатлениях и желаниях, он строит сюжет сновидения и сам же в нем участвует в качестве главного действующего лица.
В шастрах говорится, что состояние сознания животных примерно такое же, как у человека во время сновидения. Ни грубое анатомическое тело, ни тонкое тело, состоящее из аханкары, буддхи и читты не имеют отношения к нашему истинному я (истинному эго, т.е. душе), они лишь инструменты, позволяющие нам действовать в этом мире материи.


Рецензии