Письмо 1055. 19 12 2019. Красота Христианства. Кре

Письмо 1055. Красота Христианства. Крещение. Путь веры, путь познания. Преемственность мировосприятия.

19 12 2019, Звен. ( нашла этот текст 08 05 2021, разбирая запасы компа)
( в Книгу О Главном.)

19 декабря 2019 года…самое начало новых суток… День памяти Святителя Николая… а 16 декабря был день преставления Савы Сторожевского… и поскольку мы теперь своеобразные «соседи», то в гостях у Савы я бываю довольно часто… странный образ жизни открылся мне…провинциальный… кажется, что время застыло…остановилось… и я попала словно бы в безвременье… У мощей святого 17-гго декабря было много цветов… Храм словно бы превратился в цветник… такие красивые розы, хризантемы… все белые… я давно знаю, что Сава любит именно белые цветы… Однажды в конце зимы мы купили ему 9 белых роз… это был февраль… когда через месяц я наведалась к нему в скит, розы были свежи и первозданны, словно и не покидали клумбы, на которой были взрощены… Это были именно те самые розы, которые принесла я… несомненно… я узнала их…

16 декабря была расширенная служба в монастырском храме… я понимала, что есть повод для такой встречи… Главное впечатление того дня – это созерцание в большом количестве в одно время в одном месте непередаваемо красивых мужских лиц… Это не гламурные мальчики с обложки… Это взрослые мужественные мужчины, осененные особой мужской красотой и наделенные сильной мужской статью… описывать их лица у меня не хватит  слов… одно могу отметить: духовное начало верующих людей, стоящих на позициях защиты духовных ценностей, прямых, честных, видящих и слышащих, не простодушных, а суровых и одновременно добрых ( не добреньких) – это мощно…это сильно… это впечатляет… с ними хочется встретиться взглядом, соприкоснуться с их мирами… но это и страшно одновременно… Дело в том, что они не особенно этого ищут… заполучить их взгляд не так-то просто… они целеустремленны…

Поражает то, что являясь носителями истинной мужской ипостаси, эти высокие, сильные, породистые мужчины встали на путь духовного служения в христианском мире… то, что они обладают внутренней Силой видно невооруженным глазом… мне по крайней мере…от них веет непоколебимостью… мощью, Силой… передать в словах ощущения весьма сложно…

Всё это время я размышляла об особом виде красоты, которой обладала сама ранее… которая проявляется «по привычке» во мне сейчас крайне редко…характер моей жизнедеятельности изменился… хотя я по-прежнему отношу себя к разряду мыслителей… правда, тематика моих размышлений и темы писательского труда изменились…
Позавчера я тоже была в монастыре… я наблюдаю жизнь этих звенигородских лесов и холмов уже более 10 лет… я наблюдаю за публикой, за людьми, которые сюда приезжают… я всматриваюсь в их глаза, лица… так… ненавязчиво… чтобы не потревожить их жизнь… не нарушить их состояний… Я уже упоминала об одном молодом монах, обитателе Сава-Сторожевского «надмирья»… я не знаю, как его зовут… он не пожелал со мной говорить, когда я хотела задать ему вопрос о смысле жизни…
« Зачем вы со мной говорите? Не надо со мной говорить…» - эти слова я услышала в ответ на попытку «взять у него мини-интервью…

Но… с того момента прошло уже несколько лет… как ни странно… этот монах сам стал выделять меня из толпы… я не смотрю на него напрямую… я чувствую его передвижения… он, вероятно, стал чувствовать мой интерес… и когда я стою к нему спиной или боком, я ощущаю его взгляд на себе…

Сегодня, вернее, уже вчера ( 18 12 19) я попала на вечернюю службу… мне пришлось стоять в дверях храма, поскольку я опоздала, а церемония ( или мистерия) начиналась у самого порога… мы стояли в междверии с другим мужчиной, который очень любезно уступил мне место, учитывая ситуацию… Нас перекрестили… мы стояли в непосредственной близости от служителей…Когда часть церемонии переместилась в центральную часть собора, я заняла более удобную позицию… я поставила свечи, пожелала всем друзьям и врагам счастья и здоровья, помолилась за друзей и недругов… мне стало значительно легче…

Я села на скамью… и заметила наискосок от меня того самого молодого монаха… он возмужал, слегка прибавил в весе… мне был виден его профиль… я наблюдала за его состояниями… глубочайший покой увидела я… нет, не увидела, скорее почувствовала… он сидел почти будничный, ненапряженный… абсолютно спокойный… на его лице не было притворного благоговения… он никому ничего не показывал… не делал никакого вида… он просто БЫЛ… и от этого стало так хорошо мне… лично мне… просто от взгляда на этого возмужавшего уже монаха…невероятно красивого своей иной красотой…


Мне почему-то вспомнился случай из моей молодости… Я ходила по залам Третьяковки… с особым благоговением или даже страхом… а может с трепетом от неизвестности, я вошла в зал с Рублевскими иконами… Почему-то вспомнилась картинка из детства, когда верующие знакомые пытались внести меня на руках в местный храм… я разрыдалась от души… мама спасала меня от друзей семьи, как могла… Она приводила доводы, что если ребенок боится, не надо его «насиловать» … Я вцепилась в маму, обняла ее за голову и внутренне решила, что лучше мне умереть, чем войти в это страшное для меня пространство… Что я там чувствовала? Почему не могла или не хотела соприкоснуться с внутренним миром христианских храмов?

Бабушка Шура, моя любимая бабушка Шура крестила меня дома… сама… она стала для меня главной защитницей в этом мире… когда ее не стало, у меня появилось ощущение, что некий невидимый зонтик, который она держала над моей душой схлопнулся… и я вышла незащищенная под камнепад… я очень хорошо помню это состояние… я шла по Тверской… я получила известие, что бабушка умерла… и появилось ощущение незащищенности… я смотрела на Главпочтамт на углу Тверской и чувствовала отсутствие «зонтика» всеми фибрами души…

Официально меняя крестили уже когда я была совсем взрослая… я была уже замужем, у меня был сын, я была аспиранткой престижной академии ( ГАНГ им. Губкина)… Мама моей приятельницы Юльки Б. ( породистой московской армянки) Анна Б. стала моей крестной матерью… своеобразной свидетельницей моего «официального крещения и посвящения в христианскую веру» стала московская еврейка Галя Р. ( Кобра, как называли мы ее с тетей Аней любя… Галя -кобра, Галочка-коброчка)…
Впоследствии она уехала в Израиль к своей дочери и там вскоре скончалась от рака… Как много дней и ночей провели мы с ней в философско-эзотерических беседах… именно она вручила мне «шпаргалку» с главной христианской молитвой « Отче Наш» и велела выучить на память…

 Собственно, в отсутствие бабушки Шуры именно тетя Аня и Галина  Р. приняли на себя обязанность моего духовного просвещения… Именно они  ввели меня за ручку в мир тонких энергий…в мир тайных знаний о духовном мироустройстве… в нашей семье подобные разговоры вела со мной только бабушка Александра, которая была главной «молитвенницей» нашей семьи… Правда, все ее попытки ввести меня « в курс дела» жестко блокировались моей матерью Марией… Она была сторонницей абсолютно светского воспитания и всячески поощряла мои успехи на почве приобретения всесторонних светских знаний, умений и навыков…

Был солнечный майский день… Тетя Аня велела мне приехать к определенному времени в Выхино… Мы с ней и с Галиной-коброй поспешили в Вешняковскую церковь… Это был мой первый и единственный визит в одну из старейших церквей Москвы…


Справка. Инфо из ВИКИ:
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках — православный храм Рождественского благочиния Московской городской епархии.
Храм расположен в районе Вешняки, Восточного административного округа города Москвы. Главный престол нижнего храма освящён в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы; придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Главный престол верхнего храма освящён в честь праздника Воскресения словущего; приделы в честь Николая Чудотворца (южный), в честь пророка Илии (северный), приставной — в честь святой мученицы Татианы.

Близ храма расположено Вешняковское кладбище.

Успенская церковь расположена на территории старинного поместья Вешняково, впервые упоминающегося в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково связано с фамилией Шереметевых.

Успенская церковь была построена Фёдором Ивановичем Шереметевым в 1644—1646 годах по обету. В эти годы Ф. И. Шереметев занимал одно из ключевых мест в российском правительстве. В 1646 году он ушёл в отставку, а в 1649 году принял иноческий чин в Кирилло-Белозерском монастыре и назван был в постриге Феодосием.



Прим ЕВФ.

Вот как… Граф Шереметев стал иноком после ключевых позиций в правительстве царской России… Уход на стезю служения почти обычное дело для образованных людей… мотивы…меня интересуют мотивы… пожалуй, в этом предстоит разобраться… хотя… мне кажется, я уже знаю ответ… это закономерный этап духовного развития… этап зрелости души…для избранных…

СПРАВКА: Что еще известно из ВИКИ о храме…?

По прошествии многих лет, а моё официальное крещение состоялось примерно в 1990-91 гг. Точно я не помню… Хотя сейчас написала в воцап моей тетке Анне, которая всё еще жива и живет сейчас в Италии вблизи Анконы… Ждем ответа… 2 часа ночи… но она не спит… только что жаловалась мне на своих молодых собак, которых они с Юлей «усыновили из приюта»…

Итак, Церковь в Вешняках, в которой я приняла обряд крещения в православие…

Справка:

«Храм возвышался на высоком подклете, окружённом с трёх сторон галереей, первоначально открытой. Вместо купола здание храма завершалось шатром. Через несколько лет после окончания основного строительства было принято решение пристроить к храму симметричные приделы, также увенчанные шатрами. В 1655 году Патриарх Никон, к которому обратились за разрешением на строительство, в храмозданной грамоте отметил, что «…главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». Патриарх Никон был противником шатровых храмов и предписывал строить новые церкви «о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». В конце XVII века к храму была пристроена колокольня, в 1734 году её надстроили и увенчали шпилем.»

Прим. ЕВФ.
Вот как… Сам патриарх Никон «руководил» строительством и определял «дизайн» строения…
«В течение более чем 300-летней истории Успенской церкви её несколько раз реставрировали изнутри и снаружи. На одном из участков внешней стены во время последней реставрации было обнаружено девять слоёв охры и три слоя масла. Среди цветов, в которые был выкрашен храм, присутствуют бордовый, красный, изумрудный, темно- и светло-жёлтый.

Памятный крест на церковном кладбище, посвящённый воинам, погибшим за Веру, Царя, народ и Отечество наше.

Успенскую церковь окружает старое приходское кладбище, на котором похоронены жители близлежащих сел — Кусково, Вешняково, Выхино, Вязовка, а также те, кто поселился здесь позднее, когда в связи со строительством в 1880 году Рязанского направления железной дороги село постепенно превращается в крупный пригородный посёлок Вешняки.


ПРИМ.ЕВФ …

Так вот оно что…Сейчас я понимаю причину своей тогдашней тревоги…Кладбище… Меня напрягало кладбище при церкви… Мне казалось, что это омрачает светлый ритуал, который мне предстояло пройти… Галя-Кобра успокаивала меня тем, что в этом нет ничего дурного… Что кладбище старое и никаких свежих захоронений нет… Сейчас постфактум мне пришла мысль, что у меня нет правильного восприятия смерти как таковой… Нет понимания мира т.н. мертвых… и в этом предстоит разобраться…мне лично… Хотя вспоминается сакральная фраза, вложенная в уста князя Болконского Львом Толстым: « И вот я умер… и вот я родился»… и ее толкование нашей учительницей по литературе …

Справка: Советский период.
22 мая 1922 года большевики вывезли из храма множество церковных ценностей, включая драгоценные чаши, сосуды, дарохранительницу, напрестольные кресты и Евангелие. Успенская церковь была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году. В военные годы в здании храма был оборудован военный склад и ремонтные мастерские. 25 января 1947 года в храме были возобновлены богослужения. Несмотря на все трудности, удалось сохранить часть церковных ценностей, в том числе старинные иконы. Часть икон сильно пострадала от сырости и перепадов температуры, так как до этого хранилась на колокольне.[3] После проведённой реконструкции холодный верхний храм становится тёплым, зимним. В 1951 году на отремонтированной колокольне была установлена чаша со шпилем.
Современность.
Настоятели храма.
В 1910—1920-е годы настоятелем храма был епископ Иоанн (Василевский).
С октября 2002 года до июля 2013 года — настоятелем храма был епископ Никон (Миронов) (до 1999 года епископ Екатеринбургский и Верхотурский).
С июля 2013 года настоятелем храма является митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)
31 января 2019 года указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелем храма назначен иеромонах Афанасий (Иванов)


ПРИМ. ЕВФ.
Я написала тете Ане о дате моего крещения в православие… Но она не помнит…к сожалению… Впрочем, у нее неприятности… Их приемная «дочь» - собака Зара – дворняга, плохо вела себя на улице… «Девушка» совсем не воспитанная, дикая… несколько месяцев, проведенных в «объятиях» новоиспеченных итальянско-московских армян не добавили псине интеллекта и она по-прежнему ведет себя как « уличная девка»… Она вырывается с поводка, по мере «доступности» жрёт этот самый кожаный поводок… Есть еще ее брат Арчибальд – любимец Юльки, тот чувствует себя в доме желанным и поэтому балуется разве что тем, что слизывает со стола всё, ЧТО «плохо поставили»…Иными словами – «тырит» еду…
Прогулка с Зарой окончилась для тети Ани печально, не удержав резвую Зару на поводке, она, бедняга, свалилась, расшибла колени, и, поймав «бегунью, от души отлупила ее по всем частям ее собачьего тела…Зара затаилась и тетя Аня уже ждет мести… Девочка написает на Юлину или чью-то другую кровать в доме, сожрет то, что плохо положили… Короче, отомстит…

У тети Ани паршивое настроение… Да еще болит ушибленная нога, поэтому я не стала расспрашивать ее о том, что она помнит о моем крещении…
Скажу, что был солнечный майский день середины 90-х гг. 20-го века… Во всю цвели яблони… жужжали мухи, летали бабочки, цвела сирень… а мы с тетей Аней и Галей-коброй ждали своей очереди на совершения обряда Крещения… Тетя Аня приготовила мне ситцевую рубашку, меня заставили в нее переодеться… Было какое-то полутемное помещение, мне предложили встать голыми ногами в железный таз ( или небольшое корытце»… ко мне подошел батюшка… большой, толстый, бородатый, прочитал молитву и окатил меня с ног до головы водой… Подробности ритуала я не помню… Было чувство какой-то неловкости, стыда что ли… что мне пришлось раздеться в незнакомом месте… Никакой святости я не почувствовала, более того, мне показалось, что меня накрыли медным тазом и часть моего волшебного мира пропала практически навсегда…
Что изменилось в моей жизни с момента крещения? Я не знаю… но я перестала бояться ходить в церковь… мне даже было любопытно узнать о неведомом до этого момента мире… оказалось, что люди могут жить в плену неких мифических представлений о мироустройстве и о Боге, что между этой самой божественной жизнью и ими должен быть посредник – батюшка… или поп, как его называли… потом мы ходили с моими друзьями-аспирантами на Крестный ход На Пасху… в церковь на Якиманке…



Для справки:
Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу»[1]. Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом  месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.
Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.
В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило».1
Также, существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр»[2]. Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, — отец Алексий Федоров (ск. 1731 г.).
В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель. Московский губернатор, князь Михаил Григорьевич Ромодановский, уплату оброчных денег с этих земель отменил, а велел хозяевам платить только «мостовые деньги» — на приведение в порядок дорог у их владений. Через некоторое время новый губернатор, боярин Алексей Петрович Салтыков, предписал собирать и оброчные деньги. Так за церковью Иоанна Воинаобразовалась недоимка (с 1714 по 1720 год): 89 рублей 22 алтына 2 деньги оброчных денег и 24 рубля мостовых.
К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи«[3].
Однако, есть все основания полагать, что строительство Храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель[4]. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства Храма Иоанна Воина.
Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный(ск. 1727 г.). Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября) и в Храме началось богослужение.
Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). С этого дня, который считается начало жизни нового Храма, по глубокому замечанию о.Назария, игумена Валаамского, «неотступно пребывает в храме Божием Ангел-блюститель Престола Господня».
Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни«[5]. Таким образом, наряду с Петром Великим основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова.
В 1752 году в истории православной России произошло знаменательное событие — были обретены нетленными и позднее канонизированы мощи Святителя Дмитрия Ростовского (память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября). Год представления святого совпадал с годом закладки Храма св. мученика Иоанна Воина. Погребение Святителя, своего почившего друга, совершал тот же Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который освящал Храм. Жизнь новоявленного Святителя и Храма протекала, таким образом, почти одновременно и духовно взаимосвязанно. Переплетение дат и событий сподвигли прихожан просить освятить новый престол во имя этого святого.

Таким образом, в 1760 году Храм св. мученика Иоанна Воина стал трехпрестольным.
Отечественная война 1812 года
В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами.
«Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» («Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85).
Господь сохранил Храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.
После неприятеля престолы были освящены заново: св. Гурия, Самона и Авива — 20 февраля, св. Димитрия Ростовского — 9 марта, св. Иоанна Воина — 29 июня 1813 года. Несколько же дней, когда Храм был разграблен, так и остались единственными днями за всю 300-летнюю историю Храма, когда в нем не совершались богослужения.
Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.
Годы богоборчества
В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как сщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.
Молитвами сщмч. Христофора и всех небесных покровителей Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией.
Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.
Выпало Храму и иное послушание — стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.
Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.
Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.
Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 г., когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.



ПРИМ. ЕВФ:

Что я помню? Был вечер… наша компания состояла примерно из 10 человек… Мне дали в руку свечку с бумажкой, чтобы не обжечь руки…Это было таинство… прикосновение к чему-то, чего я не понимала… Но, протиснувшись внутрь храма, я была поражена обилием золота, богатством убранства и внешним видом священника, одетого так богато, что можно было ослепнуть от его великолепия…
 Это была внешняя роскошная оболочка… вернее, даже его костюм… он завораживал… ворожил, создавая эффект ирреальности происходящего… Кажется, я пыталась копировать движения прихожан… Но помню, что когда мы решили покинуть ритуальную службу, я испытала воодушевление…

Потом сильнейшим впечатлением в плане прикосновения к духовным святыням было созерцание Церкви Покрова на Нерли по  пути во Владимир для участия в научно-практической конференции… Странно, но в школе я писала сочинение по литературе на тему этой самой Церкви… Помнится, мы долго и упорно рассматривали фотографии церкви… а я по-честному пыталась проникнуться ее уникальностью…

Открыв фото церкви в Инете я внезапно почувствовала эту необычайную изящность…. Ничего особенного… но стройный силуэт церкви Покрова на Нерли завораживает… Вот оно ключевое слово –«завораживает»… сквозит во всей христианской духовной атрибутике некая Тайна, которая пленяет сознание… возникает желание проникнуть в Тайну…


Для справки из ВИКИ:
Це;рковь Покрова; на Нерли;[2] — белокаменный храм во Владимирской области России, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества.
Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время преобразился Владимир, отстроился новый город Боголюбов (Боголюбово)[3] с белокаменными укреплениями, княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За 1158—1165 годы строительная артель Андрея Боголюбского создала ряд замечательных белокаменных построек. Его храмостроительная программа сопоставима с деятельностью Ярослава Мудрого, отстроившего Киев веком раньше[4].
Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали ко княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом[4][5][6].
Летописные свидетельства о церкви Покрова весьма скупы. В Кратком Владимирском летописце говорится: «и потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град… и постави церкви две камены». «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» — сообщает Новгородская первая летопись. Очевидно, одна из упоминаемых церквей — Покровская. Наконец, «Житие князя Андрея Боголюбского», источник 1702 года, содержит более подробные сведения. Из текста следует, что храм построен за один сезон в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию[4]:
Судя по тексту, церковь построена не ранее 1165 года, так как в этом году умер княжич. Так, Василий Доброхотов датировал памятник 1166 годом[7]. На основании текста «Жития…» датировали храм Николай Воронин (указывал 1165 год несмотря на то, что княжич умер осенью этого года и за оставшееся время выполнить строительство было нельзя)[8] и Павел Раппопорт (указывал 1165—1167 годы при том, что «Житие…» сообщало о постройке за один сезон)[9]. Высказывались и другие точки зрения. Николай Артлебен[10] и Никодим Кондаков[11] считали, что церковь Покрова строилась одновременно с владимирским Успенским собором. Но Артлебен не исключал, что она может относиться и ко времени правления Всеволода III[12]. Дмитрий Бережков колебался между 1165—1167 годами и 1190-ми годами[13]. В научной и популярной литературе долго фигурировала принятая Ворониным датировка 1165 годом[6].
Владимирский летописец XVI века содержит и посвящение, и дату, называя церковь Покровской в сообщении под 1158 годом[4]:
Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по почину Андрея Боголюбского, отсутствуют[15], а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвящённой не какому-то конкретному празднику, а Богородице[16]. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нём относятся к XIII веку[4]), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.
По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использованного для строительства церкви[17].
Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли[18]. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы[19]. В 1803 году на старом каменном куполе была сооружена луковичная глава с железным покрытием, которая в значительной степени определяет облик храма и доныне[20].
Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток[18], на котором располагались и другие монастырские постройки. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток водных торговых путей.
Обычный для древнерусских храмов бутовый ленточный фундамент из пролитых известью необработанных камней, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).
От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10;10 м без учёта апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создаёт дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создаёт очень ясный конструктивный «рисунок» храма.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
Церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Боголюбовский луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и историко-ландшафтным комплексом регионального значения.
Храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Храм является подворьем Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии[22].



ПРИМ. ЕВФ:

Далее по маршруту меня ожидали храмовые сооружения самого города Владимира… Помнится, меня ворожили синие купола соборов с золотыми звездами на маковках церквей… Я была уже взрослой девушкой, но у меня было ощущение входа в сказку… в какую-то иную часть жизни, доступа к которой у меня до сих пор не было… внутри бегали какие-то странные мурашки, пробегал то холодок, то ощущалось замирание сердца… вот…наверное, эти самые ощущения и стали первопричиной моего проникновения в христианский мир…
Теперь вспоминается старинная открытка, которая хранилась в коллекции моей бабушки Шуры… Красивый мощный ангел с огромными крыльями стоит на краю отвесной скалы и наблюдает за происходящим внизу, в обычном мире…

Наверное, классе в 9-м я попала в первый и, пожалуй, единственный раз в Киев… Архитектура этого города напоминала что-то западное… Эти пресловутые «Золотые ворота», которые воспринимались, как своеобразная «метка», от которой происходил отсчет моих впечатлений о престольном Киев-граде… и, конечно, Киево-Печерская Лавра… Огромные картины с изображением бесплотных сил… необычайно красивые образы… от них веяло неземной красотой… В обычной жизни такой невероятной красоты я не встречала… Я чувствовала это интуитивно… и во все глаза смотрела на изумительные фрески Киево-Печерской лавры… Подземные коридоры меня отнюдь не привлекали… правда, мне пришлось в составе экскурсии посетить убежище местных монахов, но я мечтала выбраться оттуда, как можно быстрее…Я до сих пор помню подземные узкие коридоры, прорытые под землей, не укрепленные… живая земля-глина… узкие казематы… почему монахи искали убежища под землей? Или в земле… в матушке-природе?

Но Ангелы… изображение этих бесплотных Сил земной рукой…рукой земного художника… образы были запредельно красивы… волнующе красивы… от созерцания «бежали мурашки по коже»… вот он… момент истины…вот она своеобразная «точка отсчета»… сколько всего происходило на этой планете…

Понятно уже, что речь пойдет о некой неземной красоте, которая привлекла мое внимание в облике самих христиан, естественно, тех, кто истинно верующий… Отсутствие кривизны, присущей светским персонам, поведение которых замешано на тотальной неискренности, если не сказать больше - на постоянном притворстве и вранье… тотальной лжи и фальши…  очень остро ощущалось мной это состояние различия между светскими персонами и духовными личностями…
Вспоминается лицо молодого священника, с которым я столкнулась в залах Иконописи в Третьяковской галерее… Он взглянул на меня…я на него… и меня «окатило» каким-то ощущением красоты, чистоты и любви одновременно… Описать это словами невозможно… Просто сознаюсь, что образ этого молодого священника, одетого во всё черное с ног до головы, долго преследовал мое воображение… А ведь и видела я только его лицо…

Немного не к месту, но в далекой юности в мое сознание закралась «народная мудрость», выражаемая словами: « Если мужчина смотрит вам в глаза, он хороший друг… Если мужчина смотрит исключительно на ноги, он хороший любовник…Если мужчина смотрит вам в глаза, но при этом замечает ваши ноги, то он достоин любви…
Интересно, конечно, но этот молодой священник из Третьяковки смотрел мне в лицо… Но мне казалось, что при этом боковым зрением он охватил мою фигуру полностью… мне показалось, что «что-то» между нами произошло… что-то произошло…

С тех пор я обошла и объехала многие христианские и не только христианские соборы Европы и мира, собирая впечатления и ощущения от увиденного… теперь я понимаю, что главным мотиватором моего пристального внимания к заслугам христианства была непередаваемая красота увиденных мною культовых строений, иными словами – Храмов…и то состояние блаженства от чувствования самое себя в подобных местах…
Мне хочется поразмышлять о красоте с точки зрения христианской веры, поскольку один из мощнейших источников красоты, я нашла именно в атрибутике христианских культовых сооружений… теперь я понимаю, что «ноги» этого явления в моей жизни растут из детства… Возможно, даже из того самого школьного сочинения о Церкви Покрова на Нерли…

Забавно то, что эти сочинения школьники, вероятно, пишут до сих пор… Во всяком случае, ГУГЛ выдает в поисковой строке слова: « Церковь Покрова на Нерли сочинение»… Я погуглила и что? А то, что мне понравился третий вариант предлагаемого для списывания школьниками сочинения… Причем, литературный текст пишется по картине художника Герасимова… Вот так и входят в историю…


Итак, 3-ий вариант сочинения, которое пишется в 8 классе…:


«Известная картина Герасимова Церковь Покрова на Нерли, представлена в ярких и насыщенных тонах. Смотря на картину, можно увидеть прекрасный пейзаж, сочетающийся со строением церкви. Картина несёт в себе что – то духовное и простое. Благодаря ярким лучам солнца, церковь, выглядит, безупречно белой, несмотря на её столь давний внешний вид. Холм, на котором расположена церковь, стоит на первом месте картины, видимо это была та часть земли, где в далёкие времена, совершались духовные обряды. Река, протекающая вдоль всего берега, имеет приятный голубой оттенок, в котором отражаются облака. На противоположном берегу реки, виден силуэт гуляющей мамы с ребёнком, которые вносят в картину жизнь и доброту.
На заднем плане картины, можно увидеть, строение, довольно старого образца. Но, несмотря на это, здание сохранило свои цвета и структуру. Если осмотреться вокруг церкви, то можно рассмотреть, что церковь, украшает настоящая деревенская природа, берёзы, зелёная трава, и поля. Присутствие лодки на берегу реки у церкви, говорит о том, что к церкви можно было добраться только благодаря ей. Судя по наклону деревьев, можно понять, что погода слегка ветряная, но солнечная и ясная. Голубые облака, прекрасно сочетаются с зелёным фоном травы, которая имеет ярко выраженный зелёный цвет, а значит, на улице, тёплые весенние дни. Именно в такие дни, просыпается всё живое в природе, прилетают птицы из холодных краёв, пробуждаются насекомые, и оживает вся природа. Поля, ещё не проснулись от зимы, но всё же создают приятную атмосферу для картины.
С правой стороны церкви, можно рассмотреть силуэты, уходящих вдаль людей, возможно, они посещали эту скромное место для молитв. Это говорит о том, что церковь, находится в полностью рабочем состоянии, и с добротой принимает прихожан.
Если говорить в общем, о картине, то сама картина, располагает в себе чистые и добрые мысли. Если смотреть на тонкости всех элементов, то можно смело понять, за что всё-таки можно любить природу и все её достояния. Сам автор, благодаря яркости красок, смог передать именно те чувства, которые переносил в себе, рисуя данный шедевр….»

ПРИМ. ЕВФ.
Вот так проявляется или «надумывается» красота… красота веры…красота мировосприятия… вот так формируется выбор души… с детства…садятся «семена»…потом они прорастают в зрелом возрасте, дают свои «плоды»…так человек живет… так игшрает в жизнь… так реализуется преемственность мировосприятия…
19 12 2019, Звенигород.

Красота… книга..


Рецензии