Мой прадед-герой

- Ужас, как страшно было, - сказала двенадцатилетняя Света, - неужели это правда, бабушка?
- Не совсем, - ответила я, - на войне было сто раз страшнее, если смотреть это со стороны. Мы представляли войну по книгам и фильмам, да и вы представляйте войну только по фильмам.
  Мы смотрели фильм про войну "Они сражались за родину". Моя внучка не любит фильмы про войну и никогда их раньше не смотрела, а два дня тому назад, ей в школе её дали задание написать сочинению про войну. Раньше она не очень интересовалась войной,  и говорила: "что было, то прошло". Она у меня девочка современная, и лучший друг её, ноотбук и всякие гаджеты. Она всё находила в интернете, книги почти не читала. Знала всё о современном, но была далека от духовности и от всего прошлого. Она жила одним днём и никогда не задумывалась, что будет завтра и что было вчера. Конечно, я любила внучку и гордилась, что она хорошо знает компьютер и всю современную технику. Она умница! Но, иногда, меня огорчает то, что она не хочет знать историю и всё прошлое. Не знает своих корнях и не хочет знать. Не знает своих дядек и тёток.  Не хочет знать, как жили прадед и прабабка. Когда я пыталась рассказывать ей о прошлой моей жизни, она слушала не долго и между игрой в интернете. Я видела, что это ей не интересно, и я замолкала и думала про себя, "какая ты эгоистка, привыкла что все любят тебя и все стараются сделать тебе хорошее, потому что, ты у нас одна, и все тебя балуют. А нас в семье было десять детей, какое там "баловать" накормить бы всех. Мы жили в нищете, голодали...недоедали. Тогда семьи все были большие по пять, семь, а иногда и десять детей.  Все в нашей деревни тогда были бедные, но все были как одна семья. Если праздник, то гуляли всей деревней, а, если же горе - это было общее горе для всех. Но, тогда, когда я была маленькая, ещё было послевоенное время, во всём и везде был недостаток". - Так я думала минуты три, но моя внучка прервала мои мысли-воспоминания.
- Куда уж страшнее, - охая, сказала Светка, моя внучка.
- Для воевавших это было каждодневный труд, которому они привыкли. Дождь, грязь по пояс - осенью. Снег мороз, холод - зимой. И голод ...а  тоска по домашним, всё это словами не высказать. Но они, Светочка, защищали Родину. Воевали и думали о своих детях, о потомках, которых чаще всего не было, потому что большинство солдат были молодые, неженатые. И если бы твой прадед погиб и не вернулся с войны, не было бы меня, твоей мамы. Он думал и тебе, ты же потомок твоего прадеда.
- Но он не знал меня, как он мог думать обо мне?
- Ох, Светонька, если бы победили немцы, то не было бы меня и так же не было бы тебя, - опять сказала я ей, снова и снова объясняя ей, но она никак не могла понять, как это если бы её не было.
- А что, а почему? Но я хочу быть, - сказала чуть не плача,со страхом внучка.
- Бабушка, ты дочка героя, мой прадед был герой? - спросила меня внученька и попросила, - ты расскажи мне о прадедушке, как он воевал и расскажи о вашей семье...
   Я поняла, что настала пора. Раньше этим она не интересовалась, а сейчас в её глазах я увидела неподдельный интерес и я начала рассказывать: " Теперь пишут книги, снимают фильмы о войне, не зная, и тысячной доли того, чего пережили наши отцы и деды.  Всё это, Светонька - полуправда. А правда сто раз страшнее. Начну с начала войны, моих деда и двух дядек призвали в первые дни войны. Твоему прадеду тогда было пятнадцать лет, но он боялся, что пока  его призовут, пока исполнится восемнадцать лет и когда он станет совершеннолетним, кончится война...
- Почему, ведь пишут и говорят, что война длилась четыре года.
- Да, но мальчишки тогда не знали, что война ещё и на их век хватит, они боялись, что война быстро кончится и они не успеют воевать. Все тогда кругом говорили,  "мы немцев закидаем шапками!"
- Почему так говорили?
- Думали немцы трусы и испугаются наших мужиков в шапках, но они оказались не трусами. У них была организованность и техника была на высоте. И, потом, ты наверное, слышала выражение "немецкая пунктуальность"?
- Да, конечно, слышала, только не понимала этого.
- Немцы были пунктуальны во всём. Они слушались своего командования и что Гитлер приказал они должны были  сделать. Они тогда уже завоевали почти всю Европу и им, во что бы не стало, надо было завоевать нашу Родину. Мы были для них не люди, а как скоты, которых надо убивать. И, вообще, для того, чтобы завоевать нашу родину - Россию, они ничего и никого не жалели.  Я вспомнила охнула и сказала
- Да, Светочка и, даже наши офицеры, чуть не расстреляли твоего прадеда.
- Как так!? - ещё больше удивилась Света.
- Очень просто, он не послушался командира! Приказал отступить, когда от его роты оставались трое живых. Тогда командир приказал "ни шагу назад", а у них было мало боеприпасов и они вскоре кончились. Его рота тогда была полуголодная...
- Как хорошо, что его тогда свои же не убили! -вскрикнула Света, - тогда бы не было меня! Ужас....как это меня не было бы? "Не было бы меня..."- повторяла она. 
- Правильно, - повторила я, - и тебя бы не было, и меня бы не было, и не было бы твоей мамы, но слава Богу! мы все есть и все мы живы. Вот только прадед и пра-бабка твои ушли в Бога и я за них молюсь.
 Я рассказывала дальше, - а тогда, на второй год войны, твоему прадеду едва исполнилось семнадцать лет, и он пошёл в военкомат и попросился на передовую.
- Что ли вот такой был мой прадед, как этот Лопахин? - показала она на Василия Шукшина, который играл Лопахина, - он так же подтрунивал и шутил, смеялся .
- Да, вроде него, твой прадед был весёлый и хорошо пел...
- Ой какой ужас! - прикрыл ладоней глаза Светка. Смотри, бабушка земля горит и дым, ничего же не видно, а танки, танки, они такие страшные. А немецкие самолёты, как они бомбят!...
  Светка всё ужасалась и вскрикивала. Я ей сказала, - Светик, я этот фильм смотрела семь раз. В первый раз, когда только вышел на экран. Тогда мы ходили в кинотеатр "Ленинград" с твоим дедом, а теперь вот смотрю, как играют артисты -Василий Шукшин,  Сергей Бондарчук,. Георгий Бурков, Вячеслав Тихонов и другие...
- Который Шукшин, - спросила Света, - вот этот, который на моего продедушку похожий?
 - Да немного похож, но твой прадед был лет на тридцать моложе. Он был совсем мальчишкой, когда ушёл на фронт, он так же шутил, смеялся, сердился. Он был молодой и ничего не боялся. Несмотря на такие ужасы после боёв любил петь.
- Бабушка, а как звали этого вот, раненного.
- Вот этого -  Звягинцев, его играет Сергей Бондарчук, хорошо сыграл, а медсестру...вот такие молоденькие девочки были медсёстрами А вон тот который рассказывает об окопной болезни Некрасова играет  Никулин. Ты знаешь, наверное, Московский цирк на Цветном бульваре там он работал клоуном. Он был лучший клоун и в честь него и цирк назвали. Я его видела в Ленинградском цирке, они у нас были на гастролях, - рассказывала я внучке, - а вон тот, старшина Поприщев, его играет хороший артист, Иван Лапиков. Я его помню, он был очень хороший артист...
- Почему был? Что он умер, его, что на войне убили? - спросила Светка.
- Его не могли убить на войне, а то я бы его не видела.
- А вон тот, который всё время смеётся и шутит?
- А этот? - Георгий Бурков! Тоже был хороший артист.
- Тоже умер?
- Да Светонька, они все умерли; и Шукшин, и Бурков, и Сергей Бондарчук, но они очень много сделали для людей ....
 Мы досмотрели этот фильм до конца и Светка вышла на улицу, сказав с порога,
- Я пойду к подруге, расскажу о фильме и о моём прадедушке - герое....


Рецензии