ЧУДО ВЕРЫ. Судьба Николая Пахомовича Карелина

Стоит на русской земле сибирское село с красивым названием Устюг. Название перекликается с названием города Великий Устюг. Великий Устюг — родина выдающихся мореходов и землепроходцев. Один из них - Владимир Атласов — якутский казак, которого А.С. Пушкин называл «Камчатским Ермаком». Другой - Семён Дежнёв, с 1630 года поступившего на службу в Тобольск сначала рядовым казаком, а потом служил якутским атаманом до 1670 года.
Старожилы села Устюг утверждают, что первые основатели были выходцами из Великого Устюга. В Устюге были построены 400 дворов и  белокаменная двухпрестольная церковь во имя Святителя Николая и святых апостолов Петра и Павла 1820 года.
И жила в селе Устюг многодетная семья Карелиных. В семье воспитывалось семь братьев и две сестры.
Началась Великая Отечественная войны и шесть старших братьев, один за одним, ушли на фронт в самые первые дни войны.
Карелин Иван Пахомович, 1908 года рождения, красноармеец, убит 16 июля 1943 года в районе села Теплого Фатежского района Курской области.
Карелин Егор (Георгий) Пахомович, 1914 года рождения, гвардии рядовой, воевал на фронте с 25 февраля 1943 года, на Белорусском фронте, 5 июля 1944 года награждён медалью «За отвагу» после наступательного боя в районе деревни Песочное, погиб в бою в 1944 году, освобождая Литву. Похоронен в Каунасском районе Литвы.
Карелин Александр Пахомович, 1917 года рождения, награжден Орденом Отечественной войны II степени, судьба его неизвестна.
Братья Алексей Пахомович и Дмитрий Пахомович, рядовые, 1919 и 1920 годов рождения, пропали без вести в октябре 1941 года.
Карелин Николай Пахомович родился на Николу Чудотворца зимнего, 19 декабря 1923 года в селе Устюг восьмым ребенком.
В книге Елены Рыжовой «История появления села Устюг» так описывается детство Николая Карелина: «Рос Николка впечатлительным ребенком. Сильно подействовало на него кощунство над сельской церковью. Двенадцатилетний подросток переживал оттого, что собственными глазами видел, как нещадно рушили Устюгскую святыню: сбрасывали колокола на землю, а стены долбили кувалдами и ломами. Сжалось тогда сердце у подростка. Уж больно красивая была церковь, и люди сверяли свои действия в жизни с делами святого храма. А тут вдруг все порушили разом, и лишили веры, с которой люди жили многие века. Николай не мог понять своим детским умом происходящее и лишь молча негодовал на эту гнетущую картину раздора и ненависти людей друг к другу».
На глазах сельского духовно чуткого мальчишки вандалы, варвары рушили не просто церковь, рушили идеалы, лишали веры в Бога. Господь наградил мальчика горячим сердцем, добрейшей, жалостливой душой и верой. Он плакал от досады.
Что же это такое вера в Бога?
Приведу несколько ответов на этот вопрос наших соотечественников.
На одном из допросов в местном ЧК профессора Войно-Ясенецкий спросили: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?» Это было в тоже довоенное время. Верующий профессор медицины ответил: «Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».
На этот вопрос Президент России Владимир Путин отвечал: «Каждый человек рождается с верой в Бога в душе, но некоторые осознают это, только попав в экстремальную ситуацию».
Виктор Петрович Астафьев в одном из своих интервью говорил: «Мы теряем наш колоритный язык, стали невыразительными черты лица самой Сибири как нации», что «одичала святая русская деревня».
Виктор Петрович пришёл к публичному исповеданию веры в Бога: «Безверие много наделало и еще наделает бед нашему народу». Он говорил, что наши отцы-деды «иконы жгли, бочки капусты закрывали ими. Срывали кресты. Сколько я знаю, кто кресты срывали с церквей или что-то подобное делали, они все плохо кончили».
Виктор Петрович в романе «Прокляты и убиты» с горечью пишет, что «отменили его (Бога) в России, выгнали, оплевали», отлучили людей от традиционного христианского начала. Главы астафьевского романа открывают многочисленные выдержки из Евангелия.
Виктор Астафьев с любовью описывает русскую женщину, которая как бы от имени всех матерей крестит уходящих на фронт бойцов. Она «размашисто, будто в хлебном поле сея зерно, истово крестила войско вслед – каждую роту, каждый взвод, каждого солдата осеняла крестным знамением, по заветам отцов, дедов и Царя небесного, напутствуя в дальнюю дорогу, на ратные дела, на благополучное завершение битвы своих вечных защитников».
В этом есть духовный смысл, в этом писатель, как пророк, видит обретение веры и спасение солдат, видит будущую Победу.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Храм есть жилище Бога. Здесь обитает любовь и мир, вера и целомудрие».
О многострадальном храме в селе Устюг.
Отмечу, что первым священником был Иоанн Евтихеев. Его сын Дмитрий Иоаннович Евтихиев, протоиерей, прослужил в Богоявленском соборе города Енисейска более 35 лет (1873-1908 гг.). Для дореволюционного Енисейска это был очень известнейший человек. Родился он в селе Устюг в 1825 году. И предыдущие пять поколений его предков тоже были священнослужителями.
Церковь была одной из самой красивой в окрестностях Красноярска. При церкви была библиотека, попечительство, совет помощи семьям воинов, а также школа, открытая в 1862 году.
В 1881 году отличились особым усердием учительница Мария Маркова и ее помощник псаломщик Александр Никольский.
В 1930-х годах, как было описано выше, церковь закрыли и разрушили, полностью снесли в 1950-х годах.
И вот 27 июля 2014 года село Устюг посетил Глава Красноярской митрополии Высокопреосвященнейший Пантелеймон, Митрополит Красноярский и Ачинский. Присутствовавшие на встрече жители села высказались за то, чтобы в селе должен быть православный храм, и он должен быть на том месте, где стоял раньше.
А 12 октября 2014 года, через 77 лет после закрытия церкви, иереем Романом (Хамадиевым) было освящено временное помещение храма Николы Чудотворца.               
 Первая литургия прошла 14 октября 2014 года в день Покрова Пресвятой Богородицы.
В ночь с 11 на 12 апреля 2015 года прошёл первый после многолетнего перерыва Пасхальный Крестный Ход.
16 мая 2015 года в селе Устюг отцом Романом были освящены колокола. С марта 2018 года настоятель храма – иерей Федор Кононов. С 18 февраля вновь назначен отец Роман.
Вернёмся к судьбе Николая Пахомовича Карелина.
Боевое крещение Николай Карелин получил в боях под Старым Осколом. В боях за Прохоровку в составе 248 отдельного минометного батальона Юго-Запад¬ного фронта сибиряка ранило разрывной пулей в бед¬ро правой ноги. Трехнедельное лечение в госпитале г. Бала¬шова Саратовской области поставило минометчика в боевой строй.
За короткий период боев он был трижды контужен. Дальше ефрейтор Николай Карелин проходил в составе 183-го отдельного батальона связи 3-го Украинского фронта. За мужество и стойкость, проявленные при   форсиро¬вании реки Днепр связист Н. Карелин был награж¬ден медалью «За отвагу». В 1944 году освобождал Литву и Варшаву, награжден медалью «За взятие Варшавы».
Очень тяжелыми были бои на территории Германии. За проявленные мужество в боях за города Рахенбахом, Хемницем, Цвенау Николай Карелин был представлен к награждению орденом Славы III степени.
Второго мая 1945 он добивал врага в Берлине. Итогом ратного подвига бойца-сибиряка стали медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией», за освобождение Праги был награжден Чехословацким орденом.
          В марте сорок седьмого года ефрейтор Николай Карелин был демобилизован.
В том же, сорок седьмом году первого мая состоялась свадьба Николая Карелина и Александры Шеходановой. Николай работал трактористом в колхозе «Крас¬ный Путиловец», жена на ферме колхоза «Серп и Молот» в с. Гляден.
Упокоился раб Божий Николай 19 декабря 2006 года, в день своего рождения и в день святого Николая.
Послесловие: Совсем недавно на просторах Интернета познакомилась с молодым человеком. Зовут его Николай Карелин. Я предположила, что он является родственником Николая Пахомовича Карелина. Но до конца это установить не удалось.
Своё родословие Николай Карелин ведёт аж с 1783 года, начиная с прапрапрадеда Корелина Ивана Ивановича, 1783-1843 гг. А затем идут его потомки: Корелин Прокопий Иванович, 1816 г.р., Корелин Исак Прокопович, 1852 г.р. Корелин Сергей Исакович, 1870-1957 гг., Карелин Николай Сергеевич, 1926-1977 гг., Карелин Михаил Николаевич, 1955-2008 гг.
Это семейство жило в деревне Суханово, и славилось оно своими корнями Енисейских казаков. Эти данные из архивных метрических записей Погорельской церкви.
Удивительно то, что молодой человек знает свою родословную, без малого, за 250 лет, интересуется традициями своих предков.
Всё это обнадёживает, свидетельствует, что вера наших отцов жива.


Рецензии
Нина, спасибо Вам за эту познавательную и историческую статью.
Благодаря Вам многие, и я в том числе, узнали о судьбе Николая Пахомовича Карелина.
С самого детства он был верен Богу и Господь хранил его до Великой Победы!
И какое совпадение, упокоился он в день своего рождения и в день святого Николая.
Царство ему Небесное.
С теплом сердечным, Людмила.

Людмилочка   09.02.2022 08:36     Заявить о нарушении
Людмилочка!Спасибо за квинтэссенцию моего рассказа! Чётко и ясно, как Божий день! От души Нина.

Нина Черняева   09.02.2022 19:14   Заявить о нарушении