Путешествие в обратно глава 19

Пятиэтажная районная школа из серого кирпича внешне походила на огромный корабль окруженный красными домами- хрущевками. Со стороны улицы Физкультурной, школа была обнесена двухметровой чугунной  изгородью с декоративными пиками наверху. Четыре каменных столба с бетонными шарами символизировали вход в школу.  Распахнутая на всю ширину чугунная  калитка, когда-то под собственной тяжестью просевшая нижним концом в асфальт, не подлежала ремонту.   
   
    Мы поднялись по ступенькам на гранитную площадку с колоннами подпирающими балкон в три больших окна.  На фасаде, на уровне пятого этажа, красовались круглые бетонные барельефы Ломоносова, Пушкина, Горького и Маяковского.
   
   Открыв тяжелую дубовую дверь, мы вошли в школьное фойе посредине которого на треноге располагался большой портрет Ленина с матерью. Под ним крупными буквами значилась надпись:

“Без матери нет ни героя, ни поэта” (Горький).
“ Доброму человеку может быть стыдно даже перед собакой” (Чехов)
   
   У портрета стоял директор школы Ефим Михайлович, мужчина лет тридцати. Имя его было на слуху у каждого школьника с первого по десятый класс. Под его руководством в школе было создано самоуправление, школьный хор, проводились различные конкурсы и туристические походы, почетными гостями школы неоднократно были выдающиеся деятели искусства и литературы Д. Б. Кабалевский, Роберт Рождественский, Михаил Плетнев.

    Ефим  Михайлович встречал учеников при входе в школу каждый день и был для них родным человеком.
   Поздоровавшись, Генка пошел в правое крыло, я последовал за ним. Перед самым поворотом на лестницу меня заинтересовал красочный плакат на стене на котором крупным шрифтом было выведено:

“ Конкурс юных талантов” Смотр учащихся 3-4 классов состоится сегодня после  3 урока в актовом зале. Приглашаются все.”
   Поднявшись на второй этаж, Генка сказав мне “пока”,  шмыгнул в ближайшую дверь слева на которой висела табличка: “ 3 А”. Мой класс “Б” находился рядом.
   
    Я с волнением вошел в помещение в котором проучился восемь нелегких лет. Почему “нелегких?” Потому что ученики подразделяются на два типа. К первому типу относятся те, кто любит учиться, ко второму - кому учеба в тягость. Я относился ко второму типу.
   
   Классная комната была наполнена солнечным светом. Потолки казались высокими, а окна - большими во всю стену. Прямоугольное помещение с партами в три ряда, столом для учителя, классной доской, над которой висел портрет Ленина, и с несколькими стеклянными шкафами вдоль стены - показалось мне просторным и светлым.
   
    Я повернулся от толчка в спину и увидел улыбающегося Витьку. Он сел за парту и уставился на меня.
-  Здорово, тезка! Чего стоишь, как столб. Садись давай.
-  Здорово, однофамилец! - сказал я и сел рядом с ним. Витька с удивленно посмотрел на меня.
-  Ты че с Петровым поругался?
-  Нет.
-  Тогда садись, вон...на свое место. - По еле заметному кивку головы, я догадался куда надо приземлиться.
   Едва я сел, как прозвенел звонок на урок.
   В класс вбежал Вовка. Он бухнулся рядом со мной за парту. 
-  Привет, еле успел. Училку обогнал прямо на повороте. - Сунув фуражку в парту, он обтер рукавом гимнастерки потный лоб.
   
    Все однокашники расселись по местам. Самое время присмотреться к каждому и заодно проверить свою память. Начну с первого ряда. Наташа Кожевникова - лучшая чтица, Саша Морозов - самый крупный мальчик в классе. Раечка - девочка с кукольным личиком, фамилию не помню. Сережа Рохлин - главный забияка в классе. Двух девочек на третьей парте я не признал, может новенькие? Дальше - Мишка Фрид, с ним сидит двоечник Витька Машков - прилипала. Все восемь классов “кормился” за счет безотказного Мишки. Позже я узнал, что кто-то сдал за него экзамены в институт, и он прошел по конкурсу. На “камчатке”, развалившись, сидел третьегодник Славка Вершина - гроза всей школьной мелюзги. Перехожу на второй ряд. Ну, тут все понятно -  две отличницы: Галя Вительская и Лена Борщевская, дальше первый красавчик в классе Коля Золотарев и Люба Садчикова - конькобежка, она потом за сборную страны выступала и стала чемпионкой мира в Лейк-Плэсиде.
   
   Когда дошел до Нестеровой и Олеси Багмет, в класс вошла учительница маленького росточка, пухленькая, с круглым личиком. Одета она была в строгий черный костюм. Глядя на нее я вспомнил, что короткая стрижка и бархатный грудной голос учительницы завораживал всех учеников. Все были влюблены в нее.

-  Здравствуйте, ребята, - сказала Нина Григорьевна улыбаясь.
   Гремят крышки парт, все встают. Она внимательно обводит класс долгим взглядом.
-  Садитесь.
    Потом неторопливо достает из сумки классный журнал, садится за стол  и начинает делать перекличку. Для меня - это хорошая возможность проверить себя еще раз.

-  Откройте учебник Русского языка, - говорит учительница после переклички, - найдите упражнение № 25. Спишите предложения и вставьте пропущенные буквы.   
   В классе наступает тишина, слышен скрип перьев. Несмотря на отсутствие письменных навыков, я заканчиваю упражнение одним из первых.
-  Юрка, ты уже написал? - удивленно спрашивает Вовка.
-  Да.
-  Дай списать.
   Я двигаю локтем тетрадь к нему, подпираю рукой щеку, чтобы мою хитрость не заметила учительница.
-  Кашкин, ты почему не пишешь, - спрашивает учительница.
-  Я уже написал, Нина... Григорьевна.
    Учительница удивленно поднимает черные, как у панночки Оксаны из фильма “Вечера на хуторе близ Диканьки,” брови. Скрип перьев смолкает. Классу трудно поверить, что я первым закончил упражнение.
   
   Нина Григорьевна подходит ко мне, берет тетрадь и начинает проверять. Я незаметно разглядываю ее. Вблизи она еще больше похожа на “панночку.”
-  Все правильно, Юра, - говорит она через несколько минут, - но одну описку ты все же сделал и ...очень грязно переписал. Если бы не это, то я бы поставила тебе твердую пятерку, а пока ...пять с минусом!
    
   По классу проносится легкий гул удивления.
-  Таня, собери тетради, и положи их на стол, - просит учительница дежурную.
А сейчас мы переходим к новой теме, - учительница подходит к доске, берет мел и пишет:
               
                СКАЗУЕМОЕ
   
 
-  Откройте страницу 18, рассмотрите картинки и  прочитайте предложения под картинками.
    На первой картинке охотник с ружьем целится в пролетающих уток. Рядом с ним стоит охотничья собака. Под картинкой написано:
   “Утки летят. Охотник стреляет.”
      На второй картинке нарисован бегущий по лесу мальчик, к плачущей девочке сидящей на траве. Под картинкой написано:
    “Мальчик бежит. Девочка плачет.”
   
Потом учительница с выражением зачитывает правило:
“ Сказуемым называется член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем в предложении. Сказуемое отвечает
На вопрос что делает?”

-  Повторяем все вместе, - командует она. Ребята в разнобой повторяют три раза, но Нину Григорьевну это не устраивает. Она, скользнув взглядом по рядам, останавливается на Рохлине.
-  Сережа Рохлин, скажи нам на какой вопрос отвечает сказуемое?
   Сережа встает, двигает к себе учебник и заглядывая в него читает:
-  Сказуемое отвечает на вопрос “что делает?”
-  Хорошо, - подбадривает его учительница. 
-  Что ты делаешь сейчас Сережа?
-  Стою. - громко говорит он. Ребята смеются.
-  Тихо!
   Выдержав паузу она продолжает.
-  Правильно ты - стоишь, и что ты делаешь?
-  Ничего не делаю, просто стою и все, -  неуверенно говорит Сережа.
   Ребята давятся от смеха.
-  “Стою”- это подлежащее или сказуемое? - Рохлин вращает головой по сторонам в надежде “поймать” подсказку.
-  Сказуемое на какой вопрос отвечает? - терпеливо продолжает учительница.
-  Можно я прочитаю, Нина Григорьевна?- спрашивает ее Рохлин.
-  Можно.
-  “Сказуемое отвечает на вопрос что делает?”- читает он.
-  Значит “стою”- это….
-  Это...это...Гммм... я...что делаю? Я - стою, - рассуждает вслух Сережа, - а...а что делает? Это выходит не я...а кто-то другой...что-то делает...правильно, Нина Григорьевна?
   Тут уж класс не сдерживается. Поднимается такой хохот, что никто не слышит звонка на перемену.
   


Рецензии