Зачем любовь моя пережила тебя...

«..ДЛЯ ЧЕГО ПЕРЕЖИЛА ТЕБЯ ЛЮБОВЬ МОЯ?...».
Не знаю как современные школьники с урезанными уроками литературы, а советские знали, помнили эту фразу сердечную. Помню, как в десятом классе ей посвятила целый урок наша строгая Нина Александровна.
« Яркая и короткая любовь великого русского поэта Александра Грибоедова и грузинской княжны Нины Чавчавадзе как незатухающая комета до сих пор освещает отечественную историю примером не только верности и долга, но и единения родственных народов»,-писал в «Литературной газете» (№44-2012г.) писатель С.Дмитриев.
Да, так оно и есть, хотя теперь дуют с кавказских гор холодные грузинские ветры…
Грибоедов, служивший в 1822 году в Тифлисе, часто посещал дом князя Чавчавадзе и давал уроки музыки его дочери.
По возвращении из Персии в 1828 году снова посетил дом друга и был поражён красотой 15-летней и  способностями  Нины. Она уже выделялась своими способностями и славилась в Тифлисе как блестящая красавица. Современники отмечали: она была «стройная, грациозная брюнетка с чрезвычайно приятными и правильными чертами лица, с тёмно-карими глазами, чарующими всех добротою и строгостью».
По собственному же признанию Нины, к моменту новой встречи с поэтом она «давно уже имела душевную склонность к Грибоедову и желала его иметь супругом».
Жених уехал от невесты уже на следующий день после помолвки в армию И.Ф.Паскевича. Переживая за свою отлучку, передавал Нине, « что так не будет долго подолжаться, вскоре, самое большое через два года, я заживу отшельником в Цинандалах» (Имении семьи Чавчавадзе).
Из армии Грибоедов возвратился страдающим от жестокой лихорадки (на Кавказе тогда свирепствовала малярия, жесточайший враг русских войск!)
Невеста не отходила от постели больного, он, измученный и исхудавший, повенчался с Ниной в августе в Сионском соборе Тифлиса.
Лихорадка не оставляла его до свадьбы, даже под венцом она его трепала так, что он обронил обручальное кольцо и сказал потом:»Это дурное предзнаменование».
Несмотря на нездоровье и невзгоды, поэт был на вершине счастья.
Есть свидетельства, что сразу после свадьбы молодые супруги всего лишь на несколько дней уехали в Цинандали, они вырвали для себя у судьбы «медовую неделю» счастья.
В сентябре 1828 года с большой свитой по изнурительным путям Грибоедов выехал в Персию. В дороге у поэта не проходило сумрачное настроение и крепла готовность к тому, что «надобно наперёд быть готовым на жертвы и утраты самые близкие к сердцу».
И совсем не случайно в Эривани, будто бы шутя, он сказал жене:» Не оставляй костей моих в Персии, если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре Святого Давида».
30 января 1829 года толпой фанатиков, подстрекаемых местными властями, не без участия английских заговорщиков, во время штурма посольства были убиты  37 членов миссии. Зверски был убит и Грибоедов.
Когда до Тифлиса дошли сведения об этой трагедии, был решено не сообщать о ней Нине.
Однажды к ней заехала жена Паскевича, двоюродная сестра Грибоедова, заговорила о поэте, запуталась в объяснениях и всё открыла.
С Ниной случилась истерика, и на другой день она преждевременно родила. Ребёнок прожил всего один час…
Поэт был похоронен в Тифлисе на горе Мтацминда, возвышающейся над современным Тбилиси.
Всю свою жизнь Нина Грибоедова оставалась верна памяти мужа, посвятила себя родным и детям, занималась благотворительностью и была воспета за доброту многими русскими и грузинскими поэтами и прозаиками. Взяла на воспитание третью дочь брата Давида Елену, слабую и болезненную девочку, и с нею не расставалась до своей кончины…
Когда жена и дети брата Давида попали в плен к имаму Шамилю, который требовал за них огромный выкуп, Нина, не задумываясь, отдала всё, что у неё было , испросив себе пенсию на 5 лет вперёд.
К вдове часто сватались люди знатные, высокие, все получали отказ.
За красоту и постоянный траурный облик её называли «чёрной розой Тифлиса».
А.С.Пушкин, побывавший дважды в Тифлисе во время своего путешествия в Эрзерум, посетил свежую могилу Грибоедова, который был похоронен всего лишь полмесяца назад, и долго стоял, преклонив колени, со слезами на глазах.
С Ниной встречался ,М.Ю. Лермонтов вместе со ссыльным декабристом А.И.Одоевским, посетили могилу Грибоедова.
Нина бы тронута вниманием к ней и в знак благодарности подарила каждому в качестве «символа верности и долга» по кинжалу.
Лермонтов был взволнован подарком и на следующий день написал стихотворение «Кинжал».
В 1856 году Нина и её сестра Екатерина были приглашены на коронацию императора Александра 2 и прожили в Москве и Петербурге почти целый год.
В Москве в Малом театре, специально для вдовы поставили «Горе от ума».
В июне 1857 гда Нина вернулась в Тифлис, где её поджидала смерть от холеры, пришедшей из Персии.
На Святой горе стоит скорбная фигура женщины, вечно оплакивающей своего возлюбленного, на чёрном мраморе выбиты слова, памятные и теперь.»Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Январь 2013 г., май 2021 года.


Рецензии