Любовь

  Я любила маму, а мама - любила школу, всю: от дверной ручки до чердачного окна. Так любят только детей: целиком и полностью, прощая абсолютно всё и не замечая недостатков.

  В ответ на мамино чувство школа радостно хлопала утром входной дверью, словно в ладоши, встречая детей. Она отражала их маленькие и большие фигурки в своих окнах-глазах, где вместе с ними же неспеша скользило отражение немного сутулой маминой фигуры.

  Огни электрических лампочек вспыхивали радостно, как искры, потому что начинался новый день, независимо от политики, статусов людей и их материального достатка - день в школе начинался первым утренним звонком на урок. Поднимаясь неспеша по старым ступеням деревянной лестницы, мама на ходу определяла по температуре чугунных батарей трезвость кочегара.

  А школа бурлила - бурлила не только воздухом в горячих батареях, внутри кипела настоящая жизнь с удачами, страхами, слезами и улыбками, карандашами и ластиками, любовью и страданиями, и всему этому люди стремились поставить отметку. Согласно закону общества всё это требовалось оценить! Маме сложно это было делать. Изначально она любила самого ребёнка, а потом уже его знания-незнания.

  Как-то раз, она мне сказала интересную фразу: " Не бывает плохих людей, бывает мало наших душевных сил на этих людей...Понимаешь, я их люблю всех , я не могу относится к ним иначе!" Из всей её школьной жизни она только раз мне пожаловалась на мальчишку, которому не могла простить предательства в отношении одноклассников. Как маленький ребёнок, она негодовала и переживала, что гнев в его адрес не проходит.


  "Плохие" в обществе дети с её легкой руки прекрасно пели, танцевали, читали стихи, участвовали в сценках и, покуривая в школьном туалете, готовились ко взрослой жизни.
Вечером, нехотя отпуская маму, школа скрипела полами, вздыхала трубами, занавешивала себя сумерками и шептала вслед: "Расскажи сказку, расскажи сказку..." Мама медлила, потом вспоминала, что не допечатала очередной приказ, и школа окончательно погружалась в крепкий сон под равномерное постукивание клавиш печатной машинки.

  "Мама, пошли домой...- я стою на пороге и без претензий на её любовь терпеливо зову - Пошли!"
Как-то вечером, когда школа опять упросила маму остаться, пришла женщина. Что-то не получилось, не сложилось между её ребёнком, школой и мамой. Я стояла совсем рядом и наблюдала, как уставшая от этой жизни чья-то мама громко ругалась матом на мою. Зайдясь в истерике, она прокричала : "Да, вы - плевательница! Я могу вот так прийти в школу, плюнуть в вас, а вы должны утереться и жить дальше!" Мне было страшно это услышать, потому что я была ребенком и не могла защитить того, кого любила, а мама в ответ только улыбнулась устало и сказала : "Да, я - плевательница...".


  "Оля, ты занимаешься реанимацией покойника! Оля, эту школу уже не спасти!". Папа уговаривал маму, убеждал, что все её дела бесполезны, и она никогда не услышит в ответ слов благодарности, а она бежала в школу, чтобы украсить её цветами и картинами. Она ставила алые паруса на большой бригантине, нарисованной во всю стену в своём классе, чтобы снова и снова уйти в дальнее путешествие вместе с детьми от берегов той жизни, в которой они жили.

  Вскидывая аккордеон одной рукой, и придерживая его другой, она на ходу подбирала музыку, улавливая настроение детей и школы. И все вместе они слушали, подпевали нестройно, невпопад, но от всей  души, благодаря только глазами, не понимая откуда взялся праздник вопреки хмурому времени и постоянной безнадёге. А мелодии выливались за пределы стен, давая понять жителям деревни, что где-то есть детские души, свободные от оценок, тычков и упрёков. Музыка равняла всех и давала защиту всем: и тем, кто пел и тем, кто слушал.

  "Кораблик детства уплывает в детство..." Каждый год 25 мая мамин кораблик - уменьшенная модель бригантины со стены, проплывал мимо детских рук на торжественной линейке, подставляя свою палубу для записок с детской мечтой. С последними аккордами корабль уплывал из зала в даль, чтобы исполнить то, о чём мечталось. О чём мечтала в этот момент сама мама? О любви...Всем своим сердцем, всем своим большим и больным сердцем...
Я любила маму, а мама любила меня в своей школе...


Рецензии