Память

Как сейчас помню – прекрасный, нежный и ласковый май. Быстро кончился Бишкунак, и все быстро забросили тёплые одежды на антресоли. Фонтан на главной площади города уже начал журчать под аккомпанемент не меняющейся десятый год и оттого родной музыки. Возле театра собирается отнюдь не театральная публика, и я, еще девятиклассник, старался ее избегать.
С тех пор прошло два года, но музыка Вальса Победы все еще задевает меня за живое. Сейчас она вместе с берёзовым ароматом доносится из открытых нараспашку окон родного двести шестого кабинета. Когда-то я и сам его танцевал. Много что с тех пор изменилось. Где-то на той самой площади осталась первая юношеская любовь, но что толку вспоминать о подобном? С тех пор, как я надел настоящие очки, моя душа тоже обрела их.
На репетиции этого танца ходить было сплошным удовольствием – они были оправданием для получения «официальной бумаги». Эта бумага представляла собой маленький листочек с простой надписью: отпустить такого-то такого-то числа. В один день Вадим Викторович выдал мне ее вместе с узкой вырезкой из адресной книги.
—С Левиным пойдете. Вежливость, учтивость, все дела – ну, ты знаешь.
—Знаю.
Я почувствовал приятное воодушевление. Искреннее добро, выходящее от сердца, а не из-под палки, работает в обе стороны. Нас ввели в курс дела. Мне и Илье, как и еще некоторым ребятам со школы, поручили важную задачу. Нам нужно было прийти в гости к ветерану и подарить скромный подарочек. Подарочные пакеты лежали в кабинете директора. Когда мы с Ильей зашли туда, то застали не очень приятную картину. На совсем маленьких детишек натягивали что-то, напоминающее пилотки Красной Армии. Кокарды на них были сделаны из цветной бумаги.
—Давай, Дим, не капризничай. Будешь солдат!
Дети не очень радовались такому маскараду. Некоторые уже успели оторвать звёздочки. На полу валялись георгиевские ленточки. Воодушевление перемешалось с злобой. Илья взял пакет и заглянул внутрь. Там лежали самые недорогие пряники, пара яблок и пачка чая, который моя прабабушка еще пятнадцать лет назад окрестила «соломой». Зато пакет был усеян гвоздиками, лентами, орденами, гордыми надписями…
—Я не совсем пойму. Мы должны сделать подарок или избавиться от переизбытка неликвида на складах? — справедливо заметил Левин.
Тамара Алексеевна, наша классная руководительница, поддержала нас и морально, и финансово. Илья удивительно быстро сбегал за хорошими конфетами, вафельным тортом и чаем. На улице было удивительно спокойно. На фоне безоблачного неба мчались красные шарики. За спиной осталась площадь, на которой без нас пели про «цветущий и поющий майский вальс». Идти было не очень далеко, поэтому Левин сбавил шаг и наслаждался тем, что в моей семье зовётся «золотой порой» - лето еще не начало жарить, но и мартовский холод не совсем оставил Орск. Вдруг он остановился.
—Посмотри на это, Вань!
В старой урне торчали флажки и пресловутые ленточки. Мы помолчали и пошли дальше. Никакого воодушевления уже не осталось. Осталась скорбь, умноженная на два.
—Праздник со слезами на глазах… — с досадой пробубнил я.
На повороте во двор Клавдии Николаевны находился баннер. Над логотипом одной известной партии был изображен маршал Рокоссовский.
—Илюх, а как у него фамилия пишется?
—С одной «к» и двумя «с». Погоди…
На плакате она была с двумя «к» и одной «с».
Откровенно ругаясь, мы зашли во двор, отдышались и позвонили в домофон. Нас радостно встретили, обняли, налили некрепкого чаю.
—Баба Клава плохо слышит. Вы уж извините… — сказала ее дочь.
Мы не стали ни жаловаться на выброшенные ленты, ни пытаться выставить себя героями за купленный подарок. Обычно молчаливый Илья от всей души поблагодарил старушку за мир.
На выходе нас ждал кто-то из учительского состава.
—Подарили?
—Да.
—Молодцы, парни. Вольно!
К чему я все это пишу? Уже который год нам говорят про попытки неких диверсантов «переписать великую историю». В этой слепой борьбе никто не заметил, что мы и сами ее извратили, забыли, свели к пустому празднику вроде Нового года.
Но если мы выбрасываем символ Победы – может, мы сами не сильно ей дорожим?
Но если фамилию человека, который вместе с другими героями дал мне возможность писать, а вам – возможность читать, пишут с ошибками – может, мы не так ей дорожим?
День Победы – это не про салюты, парады и показную гордость. День Победы – это боль, слезы и молитва о том, чтобы ужасы прошлого никогда не повторились.
Не делайте из святого слова ругательства. Не делайте из святого праздника маскарада.


Рецензии